Владимир Головин, народный обозреватель
Во многих странах сложилась традиция проведения дней так называемой свободной, или общенародной, торговли, когда любой житель города в специальном месте без дополнительной платы может продать по символической цене любой ненужный товар, сохранивший потребительские свойства. Депутаты Госдумы вроде бы тоже хотели принять такой закон. Думаю, что читателям «Городских вестей» и ревда-инфо.ру было бы интересно узнать, как проводят День барахолки в Германии. Расскажу, как это организовано в немецком городе Брауншвайге, где я гостил в семье дочери. Испытано на себе.
Городские власти идут навстречу горожанам в организации подобной торговли, причем, делают это не один раз в год. В местной прессе заранее сообщается о проведении базарного дня в конкретном городском районе. Как правило, выбираются окраинные улочки. У дома, организовавшего импровизированную торговую точку, вывешивается воздушный шарик.
Местные жители готовят к продаже все, что уже не нужно их семье. Одни организуют торговлю прямо во дворе, разложив товары на столах или на специальных стендах, одежда висит на плечиках. Другие продают в гаражах или на газонах у дома. Сами хозяева сидят чуть поодаль за столиком, пьют пиво или кофе.
Немцы — люди небедные, но бережливые. В кризис это особенно заметно.
Выбираешь вещь, узнаёшь цену и, если она тебя устроила, покупаешь. Цена, по правде говоря, бывает чисто символическая. Тем не менее, чаще всего хозяин уступает. К примеру, абсолютно новую дорожную сумку, которая у нас стоит дорого, мне уступили менее чем за три евро (около 190 рублей). А понравившиеся настольные часы, показывающие влажность и температуру, хозяин оценил в один евро (62 рубля).
У одного из перекрестков на приличной площадке власти организовали с дюжину торговых мест. С автомашин, столов, а то и прямо с земли можно было купить все, что угодно — от игрушек до автошин и велосипедов. Кто-то торговал пивом, кто-то подобием русских блинов и прочей снедью.
Ближе к центру за торговлю в людных местах власти устанавливают плату. Немцы — люди небедные, но бережливые. В кризис это особенно заметно. То, что раньше выбрасывалось за ненадобностью, сейчас дешево, но продается. Видел, как из подъезжавших к очередному воздушному шарику автомобилей выходили целыми семьями. После внимательного изучения и обстоятельного обсуждения вещь покупалась. При мне один покупатель приобрел осеннюю куртку за четыре евро. Вполне приличную.
Мне понравилась торговая точка, созданная у одного из домов мальчишками 12-14 лет, где продавались игрушки и школьные принадлежности. У них, видимо, изменились интересы, и, скооперировавшись, ребята выставили все им не нужное на продажу. Здесь были какие-то замки из кубиков, действующие модели — обилие прыгающих, бегающих и прочих игрушек.
Переговоры и расчеты с покупателями будущие бизнесмены вели сами. Неплохо справлялись! Чуть в стороне за чашкой кофе присматривала за торговлей, судя по всему, мамаша одного из них. Продавцы были очень вежливы и приветливы со всеми покупателями, в том числе и с многочисленными детьми.
Разве это плохо — получать такие навыки бережливости, вежливости и серьезного отношения к делу? Судя по всему, государство и родители это поощряют.