Пожалуй, самая большая сложность для любого актера — сыграть эволюцию своего героя. От первого появления на сцене и до финальных поклонов персонаж любого спектакля переживает многое. Никогда он не остается таким, каким впервые вышагнул из-за кулис. И сыграть эти перемены так, чтобы зритель поверил тебе, очень сложно.
Театральный коллектив «Провинция» Людмилы Копытовой в субботу, 18 апреля, презентовал спектакль «Строки из прошлого» по пьесе «Полтора стиха» современного столичного автора Жеребцова.
Маленький зал «Победы», горстка ценителей — искушенных театралов, которые хранили гробовое молчание от первого стука (так начался спектакль) до финальной сцены. Наверное, именно в таком антураже и нужно было играть этот спектакль. Иначе никак: он слишком выбивается из привычного в последнее время зрелища на городской сцене — ни тебе бурлеска, ни мишуры, ни заздравных песен.
Просто — жизнь. Буханка хлеба и помятое платье. Вязаная шаль и кружка с отколотым краем в шкафу. Старые книги с засаленными страницами и кресло с продавленным сидением.
И три актера в тривиальных образах: он (актер Андрей Голубев) — маленький, крепкий, уверенный в себе, и даже очки на носу не скрывали этой уверенности. Она (Екатерина Воронина) — шаркающая больная старуха с седыми волосами, в скромном вечернем платье, весь вид которого вызывает жалость. И еще одна, ее племянница (Наталья Гераскина), быстрая, крепкая, моложавая и обозленная на всех, потому что жизнь штука поганая, и жить вообще очень тяжело.
Простой сюжет — у старухи есть листок со стихами, которые жизненно нужны гостю из столицы. Чтобы раздобыть его, он подкупает старухину племянницу, чтобы та убила свою тетку, а когда и она отказывается отдать ему злополучные стихи, он готов убить и ее.
Андрею Голубеву, сыгравшему роль гостя-Гришакова, филигранно удалось передать процесс перехода своего героя — от добряка-ученого до зверя, сжимающего в руках подсвечник, готового обрушить свое оружие на голову старухиной племянницы. Почему он взялся за этот подсвечник? Актер четко показал агонию, к которой привело его упрямство двух женщин, было понятно, что «убить» он хочет не племянницу, а эту неудачу, препятствие на своем пути. Хотя надо признать, что уже с первых своих шагов, сделанных по сцене, эта страсть была видна: правда, поначалу она была скорее страсть литературная, нежели криминальная.
Боль своих героинь показали и Воронина с Гераскиной — у одной это горькая ноша прожитых лет и так и не случившегося счастья, а у другой — ускользающие, как вода сквозь пальцы, годы, вместе с которыми уходит молодость и надежда хоть на что-то обменять рутину и нищету.
К сожалению, посмотреть работу «Провинции» пришли всего три-четыре десятка зрителей. С одной стороны — жаль. А с другой — нет, потому что этим вечером в зале «Победы» были, наверное, истинные ценители, которые дышали в унисон и даже думали похоже. А их и не может быть много.
Фото// Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru