Брежнев на простыни: воспоминания Людмилы Ереминой о советских демонстрациях

eremina

Людмила Еремина, секретарь Горкома КПРФ:

— После февральской революции, в 1917 году, большевики вышли из подполья, и в Ревде прошла первая демонстрация с красными знаменами, прошли через поселок, к братской могиле углежогов, где мемориал сейчас, на кладбище. И там провели митинг.

В 1931 году была создана первичная партийная организация на Ревдинском заводе. В 1935 году, когда Ревда получила статус города, проходили первомайские митинги: совместные. Началось строительство СУМЗа. К сожалению, нет данных о годах войны. Зато есть фотографии с демонстраций послевоенных лет.

В 50-е годы колонны шли почти так же, как ходим сейчас, только поднимались по К.Либкнехта до ул. Жданова (сейчас Спортивная). Построение было от Ленина. Присоединялись заводчане, медики — с боковых улиц.  Трибуна стояла у школы №12 (сейчас педколледж), там, где сейчас клумба, был бюст Ленина. В этой школе училась и я.

yeremina
1956 год. Круглолицая девушка в центре — Людмила Ерёмина (тогда ученица 9-го класса школы №25 Люся Манакова).

Когда в 1967 году построили на площади памятник Ленину, единственный раз колонна прошла по-другому: по Горького от Мира в сторону «Ромашки».

Демонстрация — это всегда был большой праздник, а не то, что сейчас: пробежали, и все. Зрителей по обочинам было мало, так как все были в колоннах. Люди хотели пройти со своим коллективом по городу. Потому что это был государственный праздник. У нас в школе заранее все коридоры были заставлены ветками тополей, чтобы к Первомаю распустились листочки; мы украшали их цветами. Продумывалась тематика — с чем выйдет каждый класс. Мы, например, однажды ходили в костюмах народов мира. Во главе колонны школы №25 шел оркестр народных инструментов. Где-то ребята наряжались в форму моряков. И все делали сами.

eremina09
Колонна женской школы №12 шествует в костюмах братских народов. 1956 год.

Последняя майская демонстрация в СССР прошла в Ревде в 1990 году. Потом они прекратились. Только коммунисты и в 90-е годы собирались у Дворца культуры и шли к памятнику Ленина, где проводили митинги.

А в 2003 году были возобновлены городские демонстрации — по инициативе работников администрации. Там еще было много сотрудников старого исполкома, там работали Соколов, Волгин, Кинева. Но участников было немного. Заявки от предприятий собирались, но обязательным участие не было. И праздник потерял свой старый, особый смысл.

09
1953 год. Колонна школы №12 (женской).

Ведь до 90-го года он отмечался не как праздник весны, а как День солидарности трудящихся, который, конечно, имел и политическую окраску. Отмечались трудовые достижения коллективов. Определяли передовиков производства, чьи портреты помешались на доски почета. Это стимулировало. Если предприятие побеждало в соцсоревновании, все хотели пройти в его колонне. Впереди колонны шли победители, передовики, директор, председатель профкома, секретарь парткома и комитета комсомола. Потом эти руководители уходили на городскую трибуну. И там, на трибуне, стояли лучшие люди города: ветераны партии, ветераны труда, комсомола, передовики производства, руководители передовых коллективов.

А перед кем мы сейчас демонстрируем свою «мощь»? Поэтому, может быть, многие сейчас не ходят на демонстрацию. Люди возмущаются: не слышно репортаж, не произносят тексты, подготовленные для дикторов. А раньше люди проходили не по дороге, а мимо трибун. Стоял директор СУМЗа Смирнов, приветствовал металлургов, называл фамилии, люди общались, было живое общение, и совсем другой был настрой.

eremina98
Шествуют ветераны завода РММЗ.

А сейчас… Вот у СУМЗа лозунги: «Даешь больше меди!» А кому они дают-то ее, если продают за границу? А деньги получает собственник завода. Или вот звание «Герой труда», которым награждает Путин. Но смысл-то этого труда в чем? В чем его героизм?

Не хватает этого: душевности, тепла, живого общения, настоящей связи между людьми. Как было бы хорошо вернуть это все: пусть люди проходят ближе к трибунам, пусть там стоят хорошие люди, гордость Ревды, ветераны, спортсмены.

Вечером по городу гуляли люди, играла гармонь, звучали песни. Чтобы собирались в столовых — такого не было. Отмечали с семьями, с трудовыми коллективами. И это был настоящий праздник.

А Брежнев-то не тот!

1 мая 1981 года. 7 утра. Звонит первый секретарь горкома Матвеенко и говорит: «У вас есть простынь белая?». Я говорю: «Найду. А зачем?». Он: «Написать портрет. Приходите на опорный пункт пораньше». Опорный пункт у нас был там, где сейчас магазин «Кругозор». Он положил трубку, я в недоумении. У меня сразу мысль: испорчены портреты членов политбюро, которые вывешивали на Первомай на флагштоках на площади Победы. Нашла простынь, бегу туда. Там все нормально, портреты на местах.

Вывешивали их по алфавиту, и вторым висел портрет Брежнева. Я смотрю: а портрет-то другой! Пришла в опорный пункт, а там собрались заводские художники-портретисты Владимир Воронов и Сергей Бадретдинов. Говорят: «За три часа мы должны написать портрет Брежнева. Вы видели, что мы его заменили на площади?». Я говорю: «Ну, в глаза не бросается…». Оказалось, что молодежь из 19-го дома по Горького что-то праздновали, выпили и разрисовали наш портрет Брежнева. Вот его и сняли.

Купить холст 1 мая было невозможно, магазины закрыты. Поэтому и решили рисовать на простыни.

После праздника, 3 мая, собралось бюро Горкома. Пригласили прокурора. Виновника нашли и он получил два года условно.

Фото из личного архива Людмилы Ереминой

Популярное