Юбилей Победы: сержант Александр Тимофеевич Бизяев бил немцев на линии Маннергейма

В декабре Александру Тимофеевичу Бизяеву исполнится 90 лет.
В декабре Александру Тимофеевичу Бизяеву исполнится 90 лет.

— Так, представиться! Как вас зовут, откуда? — так ветеран Великой Отечественной войны Александр Тимофеевич Бизяев приветствует нас на пороге своей квартиры, нахмурив брови. Мы слегка теряемся, ведь день и время встречи были заранее оговорены, но представляемся и неуверенно протягиваем ему коробку с тортом. Сладкий подарок словно становится нашим пропуском в квартиру-штаб Героя — теперь он улыбается и приглашает нас пройти.

Думали, немцев быстро разобьем

Ветеран объясняет: сын предупредил его, что сейчас по квартирам вновь ходят мошенники — не дай бог пенсию украдут. А торт, который мы пообещали принести, по телефону договариваясь об интервью, почти убедил его в нашей невиновности — неужто будут жулики атаковать пенсионеров, «вооружившись» тортами?

Александр Тимофеевич обещает, что после мы, как давние знакомые, обязательно попьем чай, но сперва — поговорим. Ведь он уже придумал, о чем нам нужно узнать, и отвлекаться от истории нежелательно.

Александр Бизяев родился в небольшой деревушке близ Вятки (ныне Киров), в 15 лет остался сиротой. В 1942 году, когда ему исполнилось 17, получил повестку в армию. И  понял: отправят воевать. Говорит, тогда войны еще не особо боялся.

— Пропаганда ведь была, агитация, что мы разобьем немцев, что раз — и все в порядке будет. Никто ведь не думал, что война затянется на четыре года, — говорит Александр Тимофеевич. — Мужиков постарше из нашей деревни почти сразу забрали, меня, пацана, тут же назначили бригадиром в колхозе. А женщины что? Женщины все плакали.

Налетели 30 вражеских самолетов

Александр Бизяев отправился в армию в 1943-м. А перед этим, как говорит, по воскресеньям «тунеядствовал» в колхозе: зачем зарабатывать деньги, вдруг убьют?

Он хорошо запомнил, как по этому поводу сокрушался тамошний председатель Карп Сергеевич «с кривой рукой». И как потом его увезли в Читу, где располагался учебный полк, а потом в Пензу, и пошло-поехало…

— В Пензе в землянках жили, — вспоминает он. — Там полк раньше кавалерийский располагался, а стал зенитно-артиллерийский. Круглое дерево расколото пополам, топором мало-мало подтесано — это матрас. А иначе шинель — одна сторона матрас, вторая — одеяло, ворот — подушка. Год был я там.

Александр Тимофеевич Бизяев демобилизовался в 1950 году в звании сержанта. О военном времени ему напоминают многочисленные фотографии, которые удалось сберечь.
Александр Тимофеевич Бизяев демобилизовался в 1950 году в звании сержанта. О военном времени ему напоминают многочисленные фотографии, которые удалось сберечь.

В 44-м попал на Карельский фронт. Сражение началось у реки Свирь:

— С утра началась артподготовка, в четыре часа мы уже форсировали эту реку, а на реке финны были. Они тогда вместе с немцами воевали, но все-таки как-то обособленно.

Когда наши дошли до линии Маннергейма, налетели немцы — около 30 самолетов. Началась бомбежка, и его, как говорит, бог спас — хотя тогда он даже без нательного крестика был, снял его. Ранили в голову, а в госпиталь не попал.

— Я был командиром орудийного расчета зенитной артиллерии, мы тогда больше всех расчетов снарядов выпуляли — 93. Потом привезли нас в Мурманскую область. Жили в палатках, не в таких, как сейчас, а просто в плащ-палатках квадратных, — вспоминает ветеран. — В октябре началось наступление. Там были немцы. Мы наступали по суше, дорога так себе была. Нашу армию отрезали: одна часть осталась в СССР, другая в Норвегии. Я был в Норвегии, в портовом городе Киркенес.

Там, в Норвегии, Александр Бизяев и встретил победу.

Могилу вскрыли и бросили

Особенно ярко Александру Тимофеевичу запомнилось, как они провожали павших. Это было, говорит он, так горько — и вспоминать стыдно.

— Летом 45-го нас заставили собирать трупы (осень-зиму они все лежали). Мы начинали в десять вечера, а заканчивали в восемь утра, — рассказывает Александр Тимофеевич. — Стыдно вспоминать, паршиво мы тогда поступили… Одну могилу мы вскрыли и бросили, не стали работать на ней. 58 человек было там. Их просто бросали, а не укладывали. Награды у кого какие были — все целые там оставались, под землей. Как сообщали на родину о погибших — бог его знает. А после мы уже укладывали, как полагается: вынимали документы, записывали данные. Аккуратно клали.

Демобилизовался сержант Александр Бизяев в 1950 году. Уходил маленький и щуплый, а вернулся — рост 172 сантиметра, вес — 80 килограммов. И, кстати, за это ему однажды было сказано, что он, наверное, не государство защищал, а по складам «шарился». Ветерану стало обидно, и он перестал носить свои медали (у него их четыре, в их числе — «За отвагу»).

Александр Тимофеевич родился в деревне Бизяи (Кировская область). Говорит, неизвестно, то ли у него фамилия по названию деревни, то ли наоборот.
Александр Тимофеевич родился в деревне Бизяи (Кировская область). Говорит, неизвестно, то ли у него фамилия по названию деревни, то ли наоборот.

— Знаете, до войны служба была два года, а сейчас год служат — это мало, — уверен ветеран. — Служить надо два года! Ну что он придет: сколько в карантине будет, когда его учить-то, чтобы он был более-менее…

Вернувшись домой, сразу же женился. Переехал работать в Ревду, да так тут и остался. Воспитал детей, внуков. Нынче, в декабре, ему исполнится 90 лет.

Три совета от ветерана

suprugi
Супруги Бизяевы.

Каким должен быть настоящий мужчина?

— Во-первых, должен быть культурный, все время опрятный. Соблюдать правила обращения к женщинам. Я прожил с женой 54 года — и ее пальцем не задел. Ругаться — ругались.

А настоящая женщина?

— То же самое. Только чтобы она еще не врала. Показывают кина, что расходятся, не доверяют друг другу, тайком к другому ходят. Выдержанной надо быть.

Как правильно воспитывать детей?

— Раз сказал жене: знаешь что, дорогая, не суйся никогда в мое дело, если я ребятишек припугнул, ругаю, то помалкивай. Лучше одному мне выскажи все это дело, но чтобы ребятишки не знали, что родитель другой пристает за них. А то они будут надеяться, что мамка пристанет, или папка пристанет. Из-за этого у нас были перемолвки.

Фото// Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru

Популярное