Оставить после себя: ко Дню работников леса, 20 сентября, мы поговорили с его хранителями

Иван Гилев, директор Билимбаевского лесничества (к которому относится часть ревдинских лесов), и Андрей Рожков, исполняющий обязанности лесничего Ревдинского участкового лесничества, рассказали, в каком состоянии находятся наши леса и чем им можно помочь

«Кто идет работать в сферу лесного хозяйства?» — прежде всего, такой вопрос мы задали двум нашим героям, которые в эти выходные отметят День работников леса. Ответ, несмотря на разный возраст, трудовой стаж и занимаемые должности наших респондентов, был один: те, кто хочет помочь природе и оставить что-то после себя. Знакомьтесь: Иван Гилев, директор Билимбаевского лесничества (к которому относится часть ревдинских лесов), и Андрей Рожков, исполняющий обязанности лесничего Ревдинского участкового лесничества.

Посадить новое взамен убитого

gilev

Ивану Гилеву, директору Билимбаевского лесничества, которое расположено в Первоуральске, но охватывает и другие районы, в том числе Ревду, 30 лет. Говорит, лес любит с самого детства. Вырос в «сплошь зеленом» поселке Шале (Свердловская область) и постоянно пропадал в лесах с отцом-охотником и дедом-грибником. В общем, так привык, что с будущей профессией определился еще к девятому классу. После него поступил в малую лесную академию при лестехе, а потом и в сам университет (тогда еще институт).

По мнению Ивана Гилева, дипломированному специалисту в лесничестве надо начинать с мастера, научиться азам профессии, а потом идти дальше. Так и было у него. Сразу же после окончания лестеха, в 2007 году, он пришел на эту должность: отводил делянки, контролировал лесопользователей. Спустя несколько лет стал инспектором, работа примерно та же, но больше полномочий (к примеру, с прошлого года им разрешили составлять административные протоколы за нарушения лесного законодательства). В 2013 году инспектор столкнулся с первой незаконной рубкой, которая тогда показалась ему ужасной, но разорение памятника природы «Агаповские боры», о котором стало известно в апреле 2014 года, его просто потрясло.

karta

— Обычно нахожу незаконные вырубки на одну ходку лесовоза (вырубили, загрузили, и все), а когда приехал в Агаповские боры, я вообще… — Гилев на минутку замолкает, подбирая слова, — я в шоке был. Промышленно работали. До этого случая, в моей практике,  максимум 50 кубов древесины крали, а тут — тысячи.

 Знаете, Петр I как-то сказал, что лесничие — должность воровская. Платить им нужно мало, все, что нужно, сами возьмут. В принципе, ничего не изменилось. 

Признается: до сих пор больно вспоминать об этом, и сейчас ему, теперь уже занимающему должность директора лесничества, еще больше хочется что-нибудь оставить после себя. Вот и решили с коллегами: на месте этих вырубок весной следующего года посадить новые сосны и ели, взамен убитых «черными лесорубами». Сейчас почву в тех местах уже готовят к посадке.

Как обнаружили вырубку?

— Начались жалобы, что, мол, рубят, поехали туда, — вспоминает Иван Гилев. — Самое страшное — мне кажется, что это еще не все, что еще есть вырубки. Но большую часть мы выявили.

gilev-rassk

Сейчас директор тесно общается с ревдинскими охотниками: дал свой номер, чтобы тут же звонили, если заметят подозрительные рубки. Да и вообще целыми днями он пропадает на работе, которая сейчас в основном бумажная, кабинетная. Скучает по лесу и по жене — а она ругается из-за постоянного отсутствия мужа дома.

— Честно? Думал, что тяжело будет, но не думал, что настолько. Подведомственная территория — да, большая, но самая серьезная проблема заключается в отсутствии специалистов, — признается он. — И финансирования. Молодым надо все и сразу, с низов за небольшую зарплату мало кто хочет идти. Хорошо, что у нас пенсионеров много, дай им бог здоровья, работают и могут чему-то научить.

Нужно избавляться от гнили

rojkov

22-летний ревдинец Андрей Рожков больше года работает в Ревдинском участковом лесничестве, которое входит в Билимбаевское лесничество. Он пришел сюда после Уральского государственного лесотехнического университета и совсем скоро уходит на повышение: будет инспектором при Департаменте лесного хозяйства Свердловской области. А пока — лесничий.

Он открыто говорит о том, что ситуация с лесом в Ревде печальная. И с этим нужно бороться.

— У нас посадки проводились давно, сплошных рубок было много, — рассказывает Андрей. — Чтобы привести все в порядок, нужно расчищать территорию в местах рубок, поскольку из-за оставленных сучков загнивают здоровые деревья, а если будут очень жаркие весна и лето, может обостриться пожарная ситуация. Из-за гнили могут завестись вредители, которые уничтожат молодые растущие деревья.

 У нас посадки проводились давно, сплошных рубок было много, ситуация не самая веселая. 

Говорит, в сферу лесного хозяйства его «просто тянуло нереально». Знал, что никогда не будет работать на заводе и, к примеру, в торговле:

— Хотел для нашего будущего работать, потому что, не будь лесов, нашей планете нечем будет дышать.

andrey

Он успел выловить одного «черного лесоруба», который орудовал на Гусевке. Суда еще не было.

По словам Рожкова, это очень здорово, что его рабочий день сейчас проходит по-разному: сегодня можно целый день сидеть в кабинете, занимаясь документами, а завтра — уехать в лес за 30-40 километров от города отводить делянку.

На нашу просьбу выбрать в окрестностях Ревды самое красивое место, Андрей только улыбается — мол, да много их, взять то же Волчихинское водохранилище…

В ведении Билимбаевского лесничества, к которому относится и часть ревдинских лесов, площадь в 250 тысяч гектаров. Это 11 участковых лесничеств, 11 лесничих.

Популярное