Татьяна Бояршинова, экспонирующая работы в Ревде, о технологии и философии горячего батика

— Много пишу красками, порой мне не хватает информации. Мне хочется рассказать, что не просто дом стоит, а он живой, сказочный, какой-то необычный. Хочу побольше информации сконцентрировать, какую-то философию включить. Немножко декоративность вплетается. Поэтому пришла к батику.

Вы замечали, какие красивые в ноябре рассветы в Ревде, когда нежно-розовые полоски на востоке чередуются с нежно-бирюзовыми? А какими необычными порой бывают деревянные бараки? К примеру, в Совхозе они то веселые шоколадные, то суровые пепельно-седые! Все эти оттенки и настроения — в триптихе екатеринбургской художницы Татьяны Бояршиновой «Старые дворики», который демонстрируется сейчас на выставке «Момент творчества» в Детской художественной школе. Татьяна рассказала, как решила создать работу, поведала об искусстве батика и его философии.

boyarshinova
Татьяна Бояршинова на открытии выставки в Ревде. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Визитная карточка собеседника. Татьяна Бояршинова, преподаватель живописи, рисунка и композиции в детской школе искусств №2 Екатеринбурга, в ее активе шесть персональных выставок (акварель и смешанные техники). Участник межрегиональных, областных, городских выставок. Окончила Нижнетагильский пединститут, художественно-графический факультет.

— В Екатеринбурге еще сохранились старые дворики, может, для кого-то это старые бараки, почерневшие деревянные домики, покосившиеся, из которых люди стремятся поскорее выехать, — говорит художница. — Каждый раз, проходя мимо них на работу в художественную школу, я подмечаю их настроение. Когда-то они мне кажутся хмурыми, когда-то радостными. Понимаю, что скоро они исчезнут с карты города, город строится, обновляется, это все уйдет в небытие. Мне хотелось оставить старые дворики на полотне. Было сделано несколько этюдов: акварельных, гуашевых, карандашных. Но как-то не хватало на них информации. Размышляла над композицией, как бы максимально концентрированно выдать свое отношение к этим домам. Долго-долго думала, и, наконец, построила их. Выполнила в горячем батике.

— О чем помог рассказать батик?

— Много пишу красками, порой мне не хватает информации. Мне хочется рассказать, что не просто дом стоит, а он живой, сказочный, какой-то необычный. Хочу побольше информации сконцентрировать, какую-то философию включить. Немножко декоративность вплетается. Поэтому пришла к батику, занимаюсь им пять лет. Это немного. В нем есть эффекты акварельные, есть эффекты, близкие к карандашу. Здесь, на выставке работы живут какой-то отдельной жизнью, правильно сказала хозяйка выставочного зала Галина Борисовна Ткач: «Солнце выглянет — один оттенок, уйдет — совсем другой». Спасибо, что позволяете на них смотреть со стороны. Дома-то они в рулончике.

— Слышала, что это очень трудоемкая техника. Расскажите подробнее о горячем батике.

— Сам мотив простой — старые домики — выполнен на хлопчатобумажной ткани. В технике «горячий батик» послойно наносится краска. Сначала светлых тонов (розовый, светло-бирюзовый). Потом эта часть работы резервируются, то есть закрывается воском или парафином, он дешевле. Те, кто любит более мягкие линии, добавляют воск. Если хотим, чтобы четче были линии, используем белый ломкий парафин. Резервируем кистью или другим инструментом, у нас есть разные приспособления. Затем следующий цветной тон, уже более темный. Когда подсыхает, снова его резервируем. Потом еще и еще. И так идем до самых черных тонов. Полотно оказывается все закрыто парафином, оно получается такое толстое. Самое главное, картину, которую рисуешь, не видно, потому что парафин немного изменяет цвет. Если рисунок закрыт парафином, то ничего исправить уже нельзя.

— Как получается эта тонкая и яркая паутина веточек, трещинок на пастельном фоне?

— Прорисовать в горячем батике тонкие ветки или фактуру изломов невозможно, поэтому придумана такая техника — кракле. В конце в нужных местах ломается парафин трещинами, в них добавляются анилиновые красители. После того, когда все снова высохло, берем работу и начинаем ее как бы стирать: ломать и стряхивать парафин, который находится на ткани. Встряхнув, проутюживаем. И вот это самый такой момент, который ждет художник, что же у него получилось! Только из-под утюга мы видим, удалось то, что он хотел, или не удалось.

— То есть получается сюрприз? Бывают приятные неожиданности?

— Роковой оказывается малейшая ошибка в тоне, цвет легче почувствовать, а вот тон краски подобрать сложно. Краски жидкие, плохо видно оттенки, только на пробном кусочке ткани. После этого сам себя критикуешь. Бывают и приятные моменты. Это такое божественное вмешательство. Стоишь и думаешь, что это не ты даже и сделал, это кто-то сверху. Если в технологию батика углубляться, то раньше кракле — это было дефект. Мы превращаем дефекты в эффекты! Батик, удивительный вид декоративного искусства, помогает мне более концентрированно выразить мысли, чувства и образы, возникающие от натуры, с которой я соприкасаюсь, изображая сначала в акварели и графике. Люблю природу и работу с детьми, радуюсь их успехам и дипломам на выставках города и области.

Художницы студии Елизаветы Манеровой. Кто есть кто

Кроме работ Татьяны Бояршиновой, на выставке батика и гобелена «Момент творчества» в детской художественной школе до 9 декабря можно увидеть творения еще двенадцати художниц из Екатеринбурга, объединившихся в студию Елизаветы Манеровой.

Как подчеркнули художницы на открытии выставки 12 ноября, свои работы предоставили «и начинающие знакомство с миром батика, и те, кто стремится постичь секреты декоративной композиции, и те, кто уже идет творческим путем, воплощая свои идеи в разных декоративных материалах». Участниц выставки, как они сами говорят, «объединяет момент творчества, к которому стремится каждый, преодолевая жизненные обстоятельства, быт и самого себя». Они называют себя — профессионалы-любители. У каждого автора есть профессиональное художественное образование, но, подчеркивают они, по роду своей деятельности никто из авторов не имеет возможности полностью отдавать себя только творчеству.

— Желание выразить свои мысли в художественной работе присутствует всегда, — подчеркнула Елизавета Манерова. — Работы не обобщены темой, жанрами и стилями. Мы — разные, но объединены любовью к творчеству, стремимся развиваться бесконечно, высказывая свои мысли языком декоративного искусства.

Популярное