«Протестуем, так и напишите!»

Почему дальнобойщики недовольны новой системой, обязывающей их платить за езду по федеральным трассам, и будет ли она работать — на эти и другие вопросы отвечают водители большегрузов, остановившихся под Ревдой.

2015-12-11, 21:08 Новости 1 140

Трудно было ожидать, что введение платного проезда по федеральным дорогам для большегрузов будет воспринято перевозчиками с энтузиазмом, но, похоже, власти надеялись хотя бы на понимание. Ну, дескать, это же очевидно: раз большегрузы «убивают» дороги, то пусть платят за их восстановление, все по справедливости. Однако «эритроциты» (как можно было бы назвать фуры, если сравнить страну с живым организмом, а дороги — с кровеносной системой) оказались более твердолобыми, чем предполагалось. И массово взбунтовались протии «платы за тонны», которая, по их подозрениям, не сделает трассы лучше. Правда, пока им удалось добиться только временного уменьшения платы и штрафов.

Ваш билетик

С 15 ноября в России введена плата за проезд по федеральным дорогам (к которым относится и трасса Пермь-Екатеринбург) грузовиков весом свыше 12 тонн — в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному полотну.

Дорожный сбор с большегрузов установлен в размере 3,73 рубля за километр пути, но после массовых протестов перевозчиков его уменьшили, установив понижающие коэффициенты к тарифу: с 18 ноября до 29 февраля 2016 года километр пути на «федералке» для 12-тонника стоит 1,53 рубля, с 1 марта 2016-го до конца 2018 года — 3,06 рубля, а с 1 января 2019-го снова будет действовать полная ставка.

За нарушение правил проезда большегрузов предусмотрены серьезные штрафы — от 5 000 рублей на водителей и до миллиона рублей на юридических лиц. Но Минтранс решил не применять штрафные санкции до марта (за исключением Московской области), чтобы дать перевозчикам время привыкнуть к новым условиям и обзавестись бортовыми устройствами.

Всевидящее око

Для взимания платы за пользование российскими федеральными дорогами разработана система «Платон» (сокращение от «плата за тонны»). Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50% в которой принадлежит Игорю Ротенбергу (из ближнего круга президента РФ), 50 % — государственной корпорации «Ростех». По предварительным расчетам, сборы с перевозчиков составят около 50 млрд рублей в год. За свои услуги оператор системы получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся средства будут направлены в Федеральный дорожный фонд и использованы на приведение автотрасс в надлежащее состояние.

«Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на всю федеральную автодорожную сеть. Не исключено, что в будущем «заплатонят» и областные магистрали.

Чтобы ехать по России, тяжелому дальнобою теперь необходимо пройти регистрацию в «Платоне» и установить у себя в машине бортовое устройство либо приобрести маршрутную карту на одну поездку. Оплата поездки производится авансом.

Контроль движения грузовиков будет осуществляться посредством видеокамер, функционирующих в автоматическом режиме. Если с 12-тонника, «замеченного» на федеральной автодороге, не поступила необходимая оплата, подтверждающие этот факт документы будут направляться в МВД РФ для привлечения нарушителя к ответственности.

На дорожку

Утверждается, что на деньги от «Платона» сделают, наконец, дороги, терпящие самый большой урон именно от фур.

«Российская газета» приводит такие данные: по подсчетам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаила Блинкина, один грузовик с разрешенной максимальной массой больше 12 тонн наносит такой же вред дорожному полотну, как 24 тысячи легковых авто. А по российским дорогам сейчас курсируют около двух миллионов 12-тонников.

Около 20% из них принадлежат частным лицам, из которых большинство занимаются грузоперевозками нелегально. А значит — не платят налоги. «Платон» выведет их на чистую воду, решив, таким образом, и эту проблему.

Еще одно мнение в пользу «Платона» — если большегрузов на трассах в итоге все-таки станет меньше, то и аварийность снизится.

Проезд большегрузов оплачивается во многих странах. А в Европе это привело к тому, что в приоритете при перевозке грузов на расстояние свыше 500 километров оказался железнодорожный и водный транспорт, а не автомобильный.

В свою очередь, дальнобойщики утверждают, что взимание платы за проезд грозит ростом цен в магазинах, а часть перевозчиков потеряют работу.

Всем «лежать»!

На стоянке большегрузов на пермской трассе около Ревды мы побывали в прошлый четверг, 3 декабря, около 8 утра. Под снегом дремали около десятка фур, но в кабинах большинства уже горел свет: водители проснулись и настраивались на дорогу, переговариваясь по рации. По радио в утреннем выпуске новостей как раз прошла информация о тайной сходке дальнобойщиков в Москве по подготовке масштабной забастовки…

Андрей из Костромы, водитель «Вольво», направляющийся с грузом в Тюмень, говорит, что, конечно, знает о введении платы за проезд по федеральным дорогам, но лично его это пока никак не коснулось.

— Я на хозяина работаю, хозяин и платить будет, но конкретно за эту поездку не заплатили. Бортового устройства у меня нет, маршрутной карты тоже. Кто и как контролировать нас будет, не знаю. Конечно, я против поборов, да все против. Мы у себя в гараже забастовку провели, стояли, я вот первый раз после этого еду.

А вот рейс Виктора из Набережных Челнов, везущего на своей «Скании» в Ноябрьск криоген, оплачен.

viktor
Дальнобойщик из Набережных Челнов Виктор, который «всю жизнь за баранкой», не приветствует нововведение, как и его товарищи по цеху, и не ожидает от «Платона» ничего хорошего. В том числе он не верит, что дороги, за пользование которыми ему теперь придется платить, станут лучше. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Наш логист оплатил по интернету, — рассказывает он, прихлебывая кофе. — Но у меня на руках ничего нету, никакого маршрутного листа. Как контролироваться будут, не знаю, должно какое-то подтверждение быть, что я еду проплаченный.

Дальнобойщик говорит, что сам в забастовках коллег не участвовал, но про повсеместные протестные акции перевозчиков наслышан.

— Я нынче ехал выгружаться в Нижний Новгород с Иркутска, нас не пускали в Москву, в Чувашии уже начали тормозить гаишники, документы проверяли. Просто резину тянули, чтобы опоздали, видимо, боятся демонстраций.

Он от всей души сочувствует движению сопротивления, считая платный проезд необоснованным: «платим же налоги и топливо дорожает день ото дня».

dalnoboi
Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Протестуем, так и напишите! — в голос говорит экипаж большегруза из Татарстана. —Куда наши налоги проваливаются? Вот за него (МАЗ-длинномер — авт.) 90 тысяч в год. И где они? Солярка дорогая, 36 рублей. И еще платить? Это же обираловка! Три шкуры с одного барана. Ладно б, хоть солярка 20 была или транспортный налог уменьшили.

По словам напарников, хозяева у них законопослушные, плату за поездку внесли, приобрели бортовые устройства для машин, но — тут же снизили ставки для водителей: было 5 рублей километр, стало 4 рубля.

— Они у нас из зарплаты берут. В Подмосковье уже полно «платоновских» машин, они фоткают номера, а потом их пробивают по своей базе, смотрят, заплачено за машину или нет. Нет — штрафуют, и организацию, и водителя.

pod-revdoy
Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Нурзат, их коллега и земляк, следующий в Уренгой, утверждает, что у них в «конторе» (работает в крупной компании) новый дорожный сбор обещал заплатить отправитель груза (по предъявлении чека об оплате сбора). Так что на зарплате шоферов он не отразился (во всяком случае, пока). Но, по мнению Нурзата, в перспективе из-за введения платы для большегрузов неминуемо увеличатся цены в магазинах. Если, конечно, власти не прислушаются к мнению перевозчиков и не завернут «Платон».

— Не знаю, почему ни по телику, ни по радио не говорят, что дальнобои бастуют, никакой информации, — удивляется водитель. — Я знаю, что в Дагестане забастовка, весь Дагестан «лежит» (то есть не ездит) уже месяц. По рации говорят, что 30 числа бастовали повсюду. В Томске, в Твери — там ОМОН вышел, разгонял, в Волгограде у бастующих права забирали. Петербург, Пермь протестуют…

Все дальнобойщики, с которыми нам удалось поговорить, не очень-то верят, что в конечном итоге «Платон» приведет к отказу от большегрузов в пользу более легких машин и, уж тем более, к уходу грузов на железные дороги.

— 12-тонники все равно рулят. Я 20 тонн груза беру, чтобы столько перевезти, нужно несколько пятитонников, а здесь одной машиной. Пятитонка кушает 20 литров, ну, мы немножко больше, а расходы на содержание практически те же. Нет, без нас никуда.

Популярное