В Ревде владелец сада, под которым рванула труба, забаррикадировался от техники

Уговаривать 80-летнего Анатолия Наумочкина приехали глава администрации Ревды и помощник прокурора. Продолжение конфликта в коллективном саду СУМЗ-3. Фото, видео.

naumochkin_3
80-летний Анатолий Наумочкин предлагает чиновникам выкупить его восемь соток «за два миллиона». Чтобы техника не въехала в сад, он отгородился баррикадой. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

«Я вас не пущу». Такими словами сегодня, 24 июня, утром встретил рабочих «Водоканала» и сотрудников ревдинской администрации 80-летний садовод Анатолий Наумочкин, владелец участка, под которым еще 6 июня прорвало водовод. Свои слова он подкрепил внушительной баррикадой из листов железа и дерева, за которым лежал топор. Визитеры задействовали тяжелую силу: приехал лично сити-менеджер Михаил Матафонов и старший помощник прокурора Виталий Дорошенко. Но договориться вновь не получилось.

В чем суть конфликта
6 июня у забора, делящего коллективные сады СУМЗ-1 и СУМЗ-3, прорвало водовод «Водоканала», ведущий к контр-резервуарам, которые, по словам коммунальщиков, служат резервным источником, позволяют поддерживать оптимальное давление в трубопроводах. Трехметровый гейзер забил на восьми сотках Анатолия Наумочкина, 80-летнего ветерана СУМЗа. На момент аварии он посадил на участке овощи, сразу рядом с очагом стоит его теплица. За забором — участок инвалида третьей группы Юрия Чернышева, где вплотную стоит баня. Чтобы отремонтировать трубы, «Водоканалу» нужно заехать на участок Наумочкина, технике придется ехать по грядкам и деревьям. Баня Чернышева также пострадает при раскопках. Пенсионеры настаивают, что мэрия (владелец водовода) должна заранее отдать им деньги за будущий ущерб. Водовод был построен в 1953 году, участки в санитарно-защитной зоне — созданы в начале 70-х, что запрещено. По словам председателя сада СУМЗ-1 Лидии Горшениной, в 1995 году был разработан план сада, и на него были нанесены трубы там, где они и есть. А спустя год, в 1996, на новый план их нанесли в десяти метрах левее, под дорогой. При приватизации земли десять лет назад использовали план 96 года, но людей предупреждали, что капстроений на этих участках быть не должно: это написано в документах. Между тем, по словам сотрудников «Водоканала», из-за аварии верхние этажи ревдинских высоток вынуждены довольствоваться холодной водой под слабым напором (кое-где ее нет вообще).

Утро. Приехала техника

9.50, коллективный сад СУМЗ-3. В тупичке вплотную к соседним домам и ровно друг за другом — мощный экскаватор и бытовка, в которой терпеливо курят трое человек. Впереди, напротив тяжелого ковша с налипшей грязью, двухметровый ржавый железный лист. Перед ним — хозяин, 80-летний ветеран СУМЗа Анатолий Наумочкин — в запыленной робе и светлой фуражке. Первый замглавы Александр Краев, глядя на баррикаду, спрашивает: «Пустите?». «Нет».

Александр Краев, первый замглавы, тщетно пытался договориться с Анатолием Александровичем. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру
Александр Краев, первый замглавы, тщетно пытался договориться с Анатолием Александровичем. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Краев уходит звонить по телефону: нужна консультация, силой в сад не заехать, это немыслимо, а Наумочкин достает из сумки через плечо документы.

Показывает план участка, инженерных сетей, еще раз рассказывает свою версию происходящего: он, инженер, бывший заместитель главного энергетика СУМЗа, еще в 1975 году получил этот сад и — знал о трубах под землей. Но был уверен, что давление в них — 0,5 атмосферы, и разрывов не будет. Из-за сокращений, уверен он, на контр-резервуарах больше не дежурит сотрудник «Водоканала». И давление в трубах поднялось до 12 атмосфер, из-за чего и случилась авария. Халатность и бесхозяйственность, уверен он, и виноват — «Водоканал».

«Водоканал» же называет причиной ветхость труб, которым уже 63 года, а то, что над ними — сады, это вина горисполкома 70-х годов и самих собственников, которые не должны были возводить на земле капитальные постройки. Об этом же рассказала Лидия Горшенина, председатель сада СУМЗ-3. С ее слов, еще в 2006 году эти участки приватизировали, документы подписывала на тот момент глава Ревды Анна Каблинова. И в бумагах сказано ясно: грядки — разбивайте, дома, сараи, теплицы — нельзя.

Председатель колсада СУМЗ-3 Лидия Горшенина рассказывает: в пятидесятые на месте нынешних участков Наумочкина и Чернышева был невысокий сосняк. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру
Председатель колсада СУМЗ-3 Лидия Горшенина рассказывает: в пятидесятые на месте нынешних участков Наумочкина и Чернышева был невысокий сосняк. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Коллективный сад СУМЗ-3 был создан в 1957 году, а эти участки, справа, еще не существовали, мы детьми тут ягоды собирали и грибы. А потом городской власти нужна была земля, и они эти участки прирезали, даже в документах написано, что с ограничением, — рассказывает она. — Вообще, это ошибка власти. В 2006 году эти участки, в охранной зоне, не должны были они приватизировать. А на месте Наумочкина теперь я бы затребовала с них через суд компенсацию…

Наталья Ваганова, мастер участка из «Водоканала» (ее бригада методично устраняет порывы на водоводах в Ревде, она же работала на ул. Спортивной, где семь домов пару недель назад остались без холодной воды), говорит о другом: кто бы ни был виноват, задача сейчас — устранить аварию.

Наталья Ваганова, мастер "Водоканала", убеждена: при Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру
Наталья Ваганова, мастер «Водоканала», убеждена: действуя аккуратно, рабочие не заденут теплицу. А грядки потом помогут восстановить. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру
— Если мы сегодня въедем, мы за день аварию устраним, за неделю восстановили бы благоустройство, — говорит она. — Мы всегда это делаем, не раз уже копали в саду СУМЗ-1а, устранили аварию и восстановили грядки. Да, конечно, все страшно кажется, потому что техника большая. Но мы бы заехали, тихонько все вывезли. Деревья, насаждения бы не восстановили, но ему можно купить 10 кило лука и моркови, которые он бы тут вырастил. А теплицу мы не заденем, к тому же, она на таком массивном каркасе, что в яму не упадет. Если бы он еще 6 июня дал нам разрешение, кусты можно было бы отсадить, а затем вернуть на место. За вопросом компенсации ему следовало обратиться в администрацию. 

10.35, Наумочкин, не желая разговаривать с чиновниками и коммунальщиками, уходит в глубину сада, где его дочь Галина обирает ягоды виктории с грядок. Краев, директор Управления городским хозяйством Николай Блинов, замдиректора «Водоканала» Вадим Карташов уезжают.

На полтора часа над участком повисает тишина. Но — техника стоит, ковш экскаватора все так же смотрит прямо на баррикады из железа и дерева. Рабочие говорят: им велели дожидаться звонка.

Полдень. Визит сити-менеджера

11.47, шурша шинами, подъезжают три автомобиля. Краев и Карташов возвращаются, а вместе с ними — глава администрации Михаил Матафонов и старший помощник прокурора Виталий Дорошенко (вчера, 23 июня, Анатолий Наумочкин был у него в прокуратуре на приеме, но остался недоволен ответом).

naumochkin_4
Виталий Дорошенко, Александр Краев и Михаил Матафонов еще раз посмотрели на место аварии у самого забора. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Дорошенко сразу попытался объяснить: мэрия и «Водоканал» действуют в правовом поле; фотограф Ревда-инфо.ру может сделать снимки участка до раскопок, а после причинения ущерба в судебном порядке будет взыскана компенсация, именно об этом они вчера, 23 июня, говорили в прокуратуре.

Но Анатолий Александрович был не согласен.

— Я специально купил конституцию Российской Федерации, давайте я вам зачитаю, — парировал Наумочкин и, не дожидаясь согласия, начал. — Статья 35. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при наличии предварительного и равноценного возмещения. Конституция, главный закон страны, на моей стороне. Но конечно, для вас что такое: участок какого-то старика…

— Понятно, — прервал его Матафонов. — Вы за свое имущество отвечаете, а мы — за имущество всего города. Мы не изымаем вашу землю, мы просим вас обеспечить доступ…

— Какой доступ, вы хотите все уничтожить! — взорвался Наумочкин.

Тогда Краев в лоб спросил пенсионера: знал ли он, что под участком трубы?

— Не знал! — отчаянно воскликнул он, хотя, конечно, знал и сам рассказал об этом раньше.

naumochkin_6
Глава администрации Ревды Михаил Матафонов объяснил пенсионеру: чтобы ему возместили ущерб, следует обсчитать стоимость участка со всеми насаждениями и после раскопок обратиться в суд. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Матафонов пояснил: после раскопок вы имеете право обратиться в суд за возмещением ущерба. Ну или в суд обратится администрация, чтобы попасть на участок, и очень быстро, потому что сроки поджимают; только вот… если будет решение суда, смогут ли они попасть на участок?

Чиновникам на этот вопрос Наумочкин не ответил, а журналистам Ревда-инфо.ру признался: пока не получит компенсацию, баррикады не уберет. Надо — будет ночевать в саду. Правда, требует он почему-то два миллиона рублей. Но Галина, дочь садовода, рассказала более реальный план: нужно пригласить независимого оценщика, оценить землю, насаждения, постройки, затребовать деньги, и только тогда разрешить въезд на участок.

ozon
Реклама

 

Последней сценой во втором акте действа стало появление председателя коллективного сада СУМЗ-1 Павла Спицына, который рассказал свой план действий: сегодня же вечером отключить свет по всей ветке, и тогда те, кто пользуются скважинами (в их числе «строптивые» пенсионеры) надавят на Наумочкина и Чернышева, чтобы они пошли на уступки. Другого выхода, сказал председатель, нет, потому что его сад (120 участков) берет воду из этой, перекрытой сейчас, трубы «Водоканала», а поливать грядки в жару людям нужно обязательно.

— Не нужно заниматься терроризмом, — предостерег предприимчивого председателя сити-менеджер Матафонов и попросил ни в коем случае не выключать электроэнергию.

naumochkin_2
Анатолий Наумочкин зачитал старшему помощнику прокурора главы Конституции, гласящие, что отчуждать имущество разрешено только после предварительной компенсации. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

12.15, Матафонов, Краев, Карташов и Дорошенко уехали, за ними потянулась техника. Анатолий Наумочкин остался на своем участке. Решение проблемы вновь отложено.

 

 

Популярное