Неделю назад в Ревде из района новостроек угнали «Лексус», который хозяин оценил в 1,8 млн рублей, а двумя неделями ранее из соседнего двора пропала «Тойота Камри». Случившееся легко связывается в серию, тем более, что два месяца назад пропала первая дорогая машина, тоже «Тойота», но чуть более дешевая. Очевидно, что в Ревде поработали заезжие гастролеры и — на заказ.
Мы попытались разобраться, могли ли пропавшие в этом году люксовые автомобили попасть в руки организованной банды преступников и что делать, чтобы предотвратить угон своей «ласточки». На вопросы Ревда-инфо.ру ответила начальник следственного отдела Ревдинского ОМВД Наталья Азанова.
По словам Натальи Азановой, успех поисков во многом зависит от того, когда хозяин замечает пропажу своего автотранспорта.
— Ну, взять, допустим, тот же «Лексус». Это непростая машина с высокой скоростью передвижения. На ней до Екатеринбурга легко можно за 15-20 минут доехать, — рассуждает Азанова. — «Тойоту Камри», к примеру, хозяин поставил у дома на улице Ленина вечером, а хищение обнаружил только утром. Представьте себе, куда за восемь часов можно угнать «Камри». У нас все оперативно-поисковые мероприятия начинаются с момента, когда гражданин обратился в полицию, естественно, вводится план «Перехват», ориентировки направляются соседним райотделам и всем нарядам ГИБДД. Пока вся эта информация пройдет, автомашина может быть уже очень и очень далеко.
Розыск преступников, говорит Наталья Азанова, сильно осложняет слабая оснащенность Ревды камерами видеонаблюдения. Сейчас места, где они установлены, можно пересчитать по пальцам: это крупные торговые точки и некоторые места массового скопления людей, например, площадь Победы. Ни у дома на Горького, откуда угнали «Лексус», ни на выездах из Ревды камер видеонаблюдения нет.
На вопрос, можно ли предположить, что в Ревде работает банда угонщиков люксовых автомобилей, она говорит, что оснований для такого вывода у следователей пока нет.
— Но и исключить, что автомобили похищены, так скажем, какой-то определенной группой преступников, мы тоже не можем, — объясняет Наталья Азанова.
Также она затрудняется сказать о том, перебивают ли преступники номера автомобилей прямо в Ревде или там, куда их пригоняют.
— Несмотря на всю неопределенность, мы больше склоняемся к тому, что такие дорогие машины угоняют, естественно, под заказ, и — преступные группы. Не простой преступник, который мимо шел и подумал: «О, машина “Лексус”, почему бы ее не угнать?» Все равно нужны специальные познания, приспособления и навыки, — рассказывает она.
При этом, уверена начальник следственного отдела, логику преступников, по которой они выбирают автомобили, понять очень сложно.
— Мы никогда с вами не сможем предугадать, какая марка станет следующей, — говорит она. —Я до этого работала в Первоуральске. Там, например, похищались в определенный период времени «Хонды Си-Эр-Ви». До этого похищали «Мазды». У нас было видео: подходит молодой человек в капюшоне на голове, нажимает на кнопку — машина открывается, он уезжает. В Екатеринбурге, допустим, была серия хищений автомашин «Тойота Рав 4», тогда преступников задержали, потому что город все-таки хорошо оснащен системами видеонаблюдения. Его тогда ради интереса вывезли к «Ашану» и попросили показать, как он это делает. Подвели к первой попавшейся машине, и он вскрыл ее за считанные секунды. В век технологий это проще простого.
Спрашиваем: то есть, если машину выбрали, то наверняка угонят?
— Ну, грубо говоря, так и есть. Не поможет никакая сигнализация. Были случаи, когда похищали автомашины со спутниковой сигнализацией.
Розыск автомобиля не прекращается никогда, уверяет следователь. Есть общероссийская база, в которой значатся номера агрегатов авто — до того момента, пока его не найдут. Но чаще всего их не находят. Или — находят, когда автомобили спустя длительное время ставят на учет или снимают с учета в ГИБДД.
— В моей практике был случай, когда мы задержали автомашину «три в одном». То есть была собрана из трех машин, находящихся в розыске. Двигатель от одной, кузов от другой, салон от третьей. И дойти до логического конца в таких историях очень сложно, — говорит Наталья Азанова.
Наталья Азанова:
— Если покупаете автомобиль в салонах, не устанавливайте сигнализацию там же. Нередки случаи, когда автомобили вскрывают по наводке недобросовестных сотрудников салонов.
Оставляйте машину на специализированной охраняемой автостоянке. Конечно, нам очень удобно, когда автомобиль стоит у нас под окнами и с утра за ним никуда не надо бежать, но так вы сможете его обезопасить.
Механическое противоугонное устройство, которое устанавливается на отдельные части автомобиля, это, наверное, самая действенная и экономичная защита. Был случай в моей практике, когда такое устройство было установлено на «Мазде», ее пытались угнать — не смогли. Его можно, конечно, взломать, но на это преступникам понадобится время. Они этого делать не будут, так как могут быть замечены.
Ну и не помешает застраховать автомобиль по каско. Это очень дорого, но для хозяев дорогих автомобилей, наверное, не будет проблемой и поможет спасти от ущерба.