10 наивных вопросов ревдинскому фотографу

О том, что такое выдержка и диафрагма, и как научиться красиво фотографировать, рассказал Михаил Лежнев.

EV3DinNQOuo
Михаил Лежнев. Фото// личный архив

В честь Дня фотографа, который празднуют сегодня, 19 августа, мы решили задать десять самых простых вопросов опытному и известному ревдинскому мастеру Михаилу Лежневу. Надеемся, его ответы помогут вам научиться делать красивые снимки.

О собеседнике
Михаил Лежнев, 29 лет, фотограф-универсал. Фотографировать шесть лет назад начал совершенно случайно: поехал по магазинам, и остановился у витрины с фотоаппаратами… Тогда, вспоминает он, ему «впарили» самый простой цифровой фотоаппарат. На новую «зеркалку» и вспышку он откладывал полгода. Снимал все подряд. И так втянулся, что не смог это дело оставить. Сейчас он работает в энергокомпании в Екатеринбурге, а фотографирует в свободное время. Больше всего его вдохновляет природа: «Потому что не капризничает и не просит сделать ноги похудее». Но бывают и люди-модели, после которых вдохновение льется рекой. Кстати, мама и бабушка Михаила были фотографами и держали в Ревде фотосалон.

1. Что такое диафрагма, выдержка и ISO? Зачем они нужны?

Диафрагма — элемент конструкции объектива, который отвечает за диаметр отверстия, пропускающего свет на матрицу. Чем шире диафрагма, тем больше света попадает в кадр и тем меньше глубина резкости, на нее она тоже влияет. То есть передний и зданий планы, которые находятся не в фокусе, размываются. Соответственно, чем уже диафрагма, тем резче изображение. Выдержка — это скорость срабатывания затвора фотоаппарата. Чем больше выдержка, тем дольше он открыт — в кадре больше больше света, фотографии менее резкие. Как правило, долгую выдержку используют для чего-то неподвижного. Ну, или если нужен размазанный кадр. ISO — чувствительность матрицы к свету. Чем больше ISO, тем больше шумов, а у пленки размер зерна.

2. В каком режиме лучше снимать?

Я всегда снимаю только в ручном режиме, так как там можно самому выбирать себе нужные настройки. В автоматическом режиме кадр может получиться не таким, как хочется. Например, засветленным или затемненным — потому что фотоаппарат подберет неверное значение диафрагмы. Представьте: вы купили крутой объектив за 50 тысяч рублей, у него офигенная диафрагма, которая все размывает, а фотоаппарат в автоматическом режиме подумает, что в кадр попадает слишком много света, и закроет ее.

3. Как поймать фокус?

Если фотоаппарат автофокусный, просто навести точку фокусировки на нужный объект, если ручной — на глаз навести так, чтобы объект был в резкости. Фокусируйтесь на том, что снимаете. Если это человек — на человеке. Природа — на определенном предмете, который присутствует в композиции и который вы хотите выделить.

4. На что обратить внимание, чтобы качественно снимать движущиеся объекты?

На фокус и выдержку. Чем быстрее объект движется, тем меньше должна быть выдержка, чтобы он не размывался. Ну, и ставьте автофокус в следящий режим — он будет держать объект. Профессиональные фотографы пользуются одиночным фокусом — наводят сами и сразу же снимают. Этот навык придет со временем.

5. Говорят, вспышка — это плохо. Это так?

Плохая вспышка — это лобовая вспышка. Та, которая выскакивает из фотоаппарата и светит прямо в лицо. Отсюда проблема красных засвеченных глаз и пересвеченных лиц без всякой текстуры. А использование других вспышек (к примеру, внешних) не возбраняется.

6. Как правильно организовать кадр?

Можно использовать стандартные правила, описанные в учебниках по фотосъемке, но я скажу так: сейчас нет каких-то стандартов, как сделать портрет или еще что-то. Меня, бывает, просят покритиковать какую-то фотографию. Но я не считаю себя каким-то таким гуру и не думаю, что должен критиковать, ведь у человека, другого фотографа, все равно свое видение. Начинающим фотографам стоит внимательно следить за тем, что у них в кадре: часто в них попадает мусор, а фотографии могут быть пересвеченными и недосвеченными.

7. Правда ли, что новичку можно обойтись самым обычным цифровым фотоаппаратом?

У меня первый фотоаппарат тоже был цифровым, у него было мало ручных настроек, возможности менять объективы не было. Тем не менее, учиться на нем было можно. Учиться вообще можно на чем угодно — хоть на телефоне. Если бы я сейчас выбирал первый фотоаппарат, взял бы простую любительскую зеркалку за 30 тысяч рублей. К примеру, «Кэнон» тысячной модели или «Никон» какой-нибудь. Чем дороже фотоаппарат, тем лучше у него матрица — цифровая пленка, тем выше скорость обработки фотографий.

8. Как ухаживать за фотоаппаратом?

Ну, если вы относитесь к нему серьезно, хотя бы раз в полгода носите в сервис на чистку матрицы, чтобы кадры были не грязные. На зеркалках со сменной оптикой часто пыль попадает, к примеру. Избегайте влаги и, понятное дело, не бейте его и не швыряйте.

9. Хорошо, фотоаппарат у меня есть. С чего начать?

Практикуйтесь на друзьях. С ними проще, они могут подурачиться на камеру, и снимки будут живыми. Моей постоянной моделью и образцом для опытов была сестра. Первые полгода я снимал все подряд: мог подойти к человеку с собакой и заснять его, потому что понравился, приходил на городские мероприятия, на которые меня даже не звали. А первую коммерческую съемку, когда набил руку, провел уже через восемь месяцев. Научиться снимать быстрее и лучше помогут различные курсы и мастер-классы. А если нет денег, то книжки и, конечно, интернет — сейчас там полно обучающих материалов да и просто работ других фотографов. Смотрите за ними, но никогда не теряйте свою индивидуальность!

10. А если я стесняюсь людей, то не смогу фотографировать?

Если вы хотите быть профессиональным фотографом, над этим нужно поработать. К примеру, свадебным и семейным фотографам обязательно нужен контакт, с людьми нужно разговаривать, отвлекать их, сами по себе они не будут что-то делать, смеяться и так далее.

Популярное