22-летний ревдинец бросил гуманитарный факультет и стал программистом в Германии

Роман Дорохов рассказал о возможностях бесплатного образования в Германии, немаленькой для России зарплате студентов и о том, почему решил так кардинально поменять свою жизнь.

roman
Роман Дорохов, выпускник школы №28, сейчас — студент Академии в Германии. Фото// личный архив

Как думаете, может ли студент-гуманитарий до мозга костей за год «переквалифицироваться» в технаря, перейти на другой факультет в российском университете, а потом и вовсе уехать бесплатно учиться в Германию? 22-летний ревдинец Роман Дорохов, который сейчас учится и работает в немецком Дрездене программистом, пример того, что это действительно возможно.

День информатики

4 декабря 1948 года — неофициальный День рождения российской информатики. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение Исаака Брука и Башира Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину.

Роман решил кардинально поменять свою жизнь три года назад. Тогда он учился на факультете международных отношений в УрФУ, как и все однокурсники, думал, что станет политиком или переводчиком — диплом «международника», вроде, позволяет. И мечтал уехать за границу. Выбор пал, как он говорит, «на развитую во всех смыслах Германию», но выяснилось, что гуманитарии в этой стране не ценятся вообще.

— Я пораскинул мозгами и понял, что на международных отношениях мало перспектив найти работу и что сейчас, в 21 веке, в эру технологий, намного больше возможностей устроиться и найти призвание в IT-области, — рассказывает ревдинец. — Я считаю, что образование, которое я получал, больше для людей, которые просто хотят получить диплом, а не выучиться чему-то, получить специальность. У меня вызова себе там не было, что ли…

Конечно, говорит Роман, наверняка нашлись люди, которые смогли показать свой потенциал и в сфере международных отношений и нашли хорошую работу, но, по его мнению, гораздо больше знаний дает профильное образование. Например, лингвиста.

В России очень много специальностей появилось, где на студентах просто деньги зарабатывают, что ли, — рассуждает он. — Понапихали всего вместе, получили сборную солянку, а по факту, когда ты выйдешь из университета, у тебя не будет конкретной специализации. Результат: будет слишком мало опыта везде, куда ты подашься. Так что нужно внимательно изучить факультеты, которые предлагаются, и готовиться к тому, что, помимо учебы, нужно будет еще и много работать над собой — на курсах и так далее. Тогда вы будете представлять ценность.

roman1
1 сентября 2006 года. Пятиклассник Роман Дорохов за ПК дома. Фото// личный архив

В этом же году Роман Дорохов бросил факультет международных отношений и стал технарем в том же УрФУ. А летом 2014-го по обменной программе уехал в Германию и поступил на программиста, сейчас учится в Академии (University of cooperative education). Таким образом, он учился параллельно в двух университетах: экзамены в России сдавал по интернету.

После школы в Германии можно пойти в Академию, Университет и Высшую школу. Университет, по словам Романа, очень похож на наши университеты: в программе также много различных предметов, среди которых есть и далекие от вашей специализации; это место для тех, кто хочет остаться в науке. В Высшей школе больше практики, вместо экзаменов по некоторым предметам нужно защищать проекты; учиться сложнее. Ну а в Академии можно половину семестра учиться, а другую половину — работать и получать деньги; что-то вроде заочного образования в России.

Образование полностью бесплатное, однако учиться так сложно, что примерно 60-70% учащихся отсеиваются каждый семестр. Продолжительность учебы от трех до пяти лет в зависимости от диплома.

Поначалу мне было очень сложно, особенно если учитывать, что я и в школе-то не особо старался на технических предметах, — вспоминает Роман. — Я постоянно испытывал то чувство, когда ты опоздал на паровоз и пытаешься запрыгнуть в уходящий вагон. Каждый новый предмет был новым боем. По крайней мере первые два года, когда были теоретические основы математики, физика, электротехника. Пришлось прямо бежать за этим поездом и пытаться до экзамена понять и освоить все, чтобы как-то применить.

С немецким у него особых проблем не было: он начал изучать его еще на международных отношениях, потом стал активно ходить к репетитору, и когда приехал в страну, уже мог хорошо говорить. Правда, с пониманием разговорной речи поначалу были проблемы.

— Сложно было привыкнуть к тому, как говорят настоящие носители. Они говорят не так, как репетиторы. Это распространенная проблема: когда приезжаешь в другую страну, поначалу туго слышишь. Через полгода пребывания в Германии я уже свободно говорил и слушал, а через год, мне кажется, практически избавился от акцента. Это возможно, если над этим постоянно работать.

На этом этапе студент понял, что все это разделение на гуманитариев и технарей, над которым принято шутить в России, на самом деле стереотип где-то на подкорке мозга — потому что все зависит от усердия и желания.

А год назад Роман отчислился из УрФУ и остался учиться в Германии. В консульстве отметили, что его цель пребывания в Германии не изменилась, это все та же учеба, и оставили ему визу.

roman3
Роман на первом месте работы, где занимался печатными медиа. Его коллега дает интервью местным СМИ перед международным медиа-фестивалем в Дрездене. Фото// личный архив 

С работой для студентов в Германии чуть проще, чем в России. Их охотно берут, правда, большинство работодателей «воспитывает» под себя — чтобы после окончания учебы на них какое-то время работали. Сначала Роман устроился в фирму, которая занималась печатными медиа- и ивент-менеджментом, но это было не совсем то, чего он хотел, и работу получилось сменить.

Я пришел на собеседование по наводке знакомой, — вспоминает он. — Меня долго спрашивали насчет опыта и дальнейших планов, в итоге сразу же пригласили работать в их веб-студию.

Сейчас он разрабатывает веб-сайты, а точнее бэкенд — то есть «начинку», занимается техподдержкой и так далее. Другими составляющими сайта занимается остальная команда студии. Работают с промышленными заказами. Например, у них был проект по разработке сайта для фирмы, занимающейся золотом и другими драгоценными металлами, составлялась внушительная 50-страничная концепция сайта, а потом его писали с нуля. Зарплата студента — 350 евро, то есть по нашим меркам около 30 тысяч рублей.

В свободное от работы время Роман ездит на велосипеде, занимается фитнесом, как и вся молодежь, ходит по барам и путешествует. А когда есть возможность — пишет сайты и дома.

Всем, кто хочет добиться чего-то в программировании, я бы пожелал не бояться, а еще делать то, что нравится, — говорит он. — Многие люди идут на специальности, которые им навязывают родители, но потом чувствуют себя несчастными. Мои родители были правы, когда говорили учить математику и заниматься компьютерами, они говорили это еще до международных отношений. Но если бы я пошел учиться тогда, я думаю, не было бы того, что я имею сейчас. Я должен был прийти к этому сам, мне должно было стать интересно, появился вызов — и вот я тут. Но без поддержки родных и близких я бы не справился. 

Популярное