Грозит ли Ревде массовое отравление суррогатом «боярышника»?

Что по этому поводу думают медики.

Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал привлечь к ответственности продавцов некачественной спиртосодержащей продукции и изъять подобные суррогаты из продажи — таковы первые последствия чрезвычайного происшествия в Иркутске, где от отравления парфюмерным концентратом «Боярышник» скончались, по данным на полдень 21 декабря, 60 человек в возрасте от 28-ми до 60 лет. Но пока спиртосодержащие жидкости продаются совершенно свободно — в том числе и в Ревде. Насколько вероятно повторение иркутской трагедии в Ревде, рассуждают медики.

Например, на «Хитром» рынке несколько хозяйственных «точек» предлагают «Тоник Красного Перца», в составе которого (если верить этикетке) спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья (не более 75%), вода и перечный экстракт. 100-миллилитровый «фунфырик», произведенный в Казахстане, стоит 25 рублей. Как дружно утверждают продавцы, все документы на товар «есть у хозяина».

— Бабушки покупают — ноги растирать, для роста волос еще хорошо, вон, на этикетке написано, — перечислила одна из продавщиц достоинства «Тоника». При этом она говорит, что «не замечала», чтобы «Перец» пользовался спросом у людей, вид которых наводил бы на мысль об его «ненаружном применении».

— Да последнее время, как морозы ударили, у нас алкашей вообще и не видно, сами удивляемся, — добавили другие продавцы.

В причинах произошедшего в Иркутске сейчас разбирается Следственный комитет РФ, возбудивший уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ («Сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц»). Установлено, что концентрат — производства подпольного цеха в одном из местных садоводств — не имел никаких документов, но украшал рыночные прилавки по всему городу. Спрос на него обуславливался ценой (40-50 рублей пузырек), составом (якобы спирт этиловый, на деле там оказался метиловый спирт и антифриз) и самим волшебным словом «боярышник», ставшим нарицательным для всех спиртосодержащих жидкостей (по сути, это был суррогат популярной аптечной настойки боярышника).

Во всяком случае, один из немногих выживших после порции концентрата сообщил, что покупал средство уже в четвертый раз — используя отнюдь не для принятия ванн или другого наружного применения. Почему же раньше оно не несло смерть?

— Все дело в доле метилового спирта, — уверен заведующий психиатрическим отделением Ревдинской городской больницы Василий Серебренников. — В небольшом количестве даже метиловый спирт может не нанести существенного вреда человеку, тогда как лошадиная доза самого безвредного из спиртов — этилового, пусть даже самой высокой очистки — отправит человека на тот свет. В той партии, которой отравились иркутчане, скорее всего, содержание метилового спирта было выше, чем в предыдущих.

По мнению Серебренникова, недобросовестные производители подобной продукции, чтобы ее еще удешевить, могут «заливать» именно метиловый спирт, хотя заявлять на этикетке этиловый, поэтому шансов отравиться больше при употреблении не по назначению спиртосодержащей жидкости, продаваемой в какой-нибудь точке на рынке, а тем более из-под полы. Аптеки на такой риск, как торговля несертифицированным товаром, вряд ли пойдут. Кстати, многие ревдинские аптеки уже давно исключили из своего ассортимента спиртовые средства (в том числе настойку боярышника, «раскрученным» названием которой воспользовались производители иркутского яда) —надоели покупатели с характерным запахом.

Главный нарколог Ревды Александр Червяков говорит, что количество острых отравлений в Ревде последние годы держится на уровне 40-50 случаев в год (здесь и суррогаты алкоголя, и — в 90% — наркотики), но подтвержденных случаев отравления именно метиловым спиртом он за годы своей практики не припомнит.

— Лет пять-семь назад в области люди массово травились жидкостью для мытья окон, кажется, она называлась «Хелиос», но нас и тогда бог миловал. Думаю, для Ревды эта проблема не характерна, хотя, бесспорно, поклонников аптечных жидкостей среди ревдинцев достаточно, — заключил Червяков. — А аптечные настойки — это медицинский этиловый спирт с добавлением символической доли экстракта — боярышника, шиповника и так далее. Лечебный эффект от них сомнителен. Их пили всегда. Дешево и сердито.

Спасать россиян от некачественных «пузырьков» власти собираются, как вариант, введением акцизов на аптечные настойки, бытовую химию и косметику, содержащие спирт. Это увеличит их цену, а значит, людям придется выбирать дешевую водку. Но проблему нелегального производства таким способом вряд ли снять. Скорее, наоборот.

Популярное