«На работе приходится гасить эмоции». 10 вопросов прокурору

Как попасть на работу в прокуратуру, есть ли время на чтение и отдых и какова вершина карьеры в этой сфере — на эти и другие вопросы ответил помощник прокурора Ревды Павел Теплоухов.

12 января свой профессиональный праздник отметила прокуратура России (295 лет). В этот день император Российской империи Петр Великий подписал указ об учреждении при Правительствующем сенате поста генерал-прокурора (от латинского procuro — надзираю), перед которым ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». И с петровских времен надзор за исполнением действующих законов и Конституции — основная функция прокуратуры.

Павел Теплоухов наиболее часто из всех сотрудников прокуратуры появляется в прессе, поскольку уполномочен это делать: так, он давал интервью телеканалу «Единство» в рубрике «Гость в студии»; регулярно комментирует резонансные события порталу Ревда-инфо. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Что это за люди в строгих синих мундирах, которые выступают в судах с обвинением от имени всего народа РФ? Как войти в их ряды? По нашей просьбе на десять вопросов ответил Павел Теплоухов, помощник прокурора, юрист 1 класса (равно капитану полиции). Его направление деятельности — поддержание государственного обвинения в суде, противодействие экстремизму и терроризму, надзор за исполнением законодательства о военной службе и избирательного права, взаимодействие со СМИ и правовое просвещение. Образование: институт прокуратуры Уральской государственной юридической академии. 17 января прошел аттестацию (сотрудники прокуратуры аттестуются каждые пять лет). Родился и живет в Ревде.


Каким был ваш путь в прокуратуру?

— У меня в школе был гуманитарный уклон, в старших классах занимал первое место в городской олимпиаде по праву. Так что сотрудник прокуратуры — это оптимальный вариант для меня: и гуманитарная профессия, и «звезды» носить. Когда с родителями решали, куда мне поступать (оба всю жизнь проработали на СУМЗе), узнали о наборе в Институт прокуратуры УрГЮА на целевое обучение. Обратился в нашу прокуратуру, прошел собеседование с прокурором — Алексеем Викторовичем Титовым, мы скомплектовали необходимый пакет документов (паспорт, характеристика из школы, сведения об отсутствии судимостей и административных правонарушений на всех близких родственников, приписное удостоверение и т.д.) и направили их в областную прокуратуру, вместе с ходатайством прокурора.

 Мои родители, академия и областная прокуратура заключили трехсторонний договор. То есть прокуратура финансирует, академия учит, а я обязан хорошо учиться и отработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. 

На вступительных экзаменах (русский, литература, история) набрал проходной балл. Учился с удовольствием. Конечно, предметы  по уголовной специализации были интереснее, однако, нельзя было упустить и такие, как философия, ведь без понимания Канта, Гегеля в юриспруденции никуда. С трудоустройством мне повезло: я как раз получал диплом, а в нашей прокуратуре освободилось место помощника прокурора. А то, по условиям целевого направления, это могла быть любая прокуратура в области.


Как вы провели первый день на службе?

— Первый мой официальный рабочий день — 6 июля 2011 года. Но работать я начал раньше, до заключения трудового договора: что дома-то сидеть. Как раз случилось групповое отравление в 10 школе. Это была моя проверка, я опрашивал всех причастных. Закончили проверку с хорошими актами реагирования, больше подобных отравлений не повторялось.


«Различие между следователем и помощником прокурора не такое и большое». Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Ваш первый судебный процесс в качестве государственного обвинителя?

— Максим Люханов (сейчас федеральный судья Ревдинского суда, в прошлом — зампрокурора Ревды, — Ред.) тогда был еще мировым судьей первого участка. Женщина, побои, наказание — 120 часов обязательных работ (примерно столько же, сколько я определил для нее). Определение размера наказания — это не просто арифметика, это приходит с опытом. Гособвинителю в процессе надо уметь слушать всех — и слушать свое чувство справедливости. Есть обвинительное заключение, в нем изложена версия следствия, и есть Уголовный кодекс. Но в УК РФ для данного преступления разбег в сроке наказания может быть десять лет, и разные виды наказания. А между «от» и «до» — все обстоятельства преступления. Кстати, вначале я хотел быть следователем и в академии в приоритет ставил именно криминалистику.

 Когда для предварительного следствия по «прокурорским» направлениям создали Следственный комитет, я остался в прокуратуре. 

Сейчас думаю, что различие между следователем и помощником прокурора не такое и большое, прокурор в суде, поддерживая гособвинение, по сути, продолжает работу следователя,  собравшего все эти доказательства: представляет их суду как нечто взаимосвязанное и говорящее о виновности (или невиновности) подсудимого.


Можно ли оставить рабочие дела за дверью кабинета?

— На телефоне мы круглые сутки. Если что-то случится, по моей части надзора, никого не будет интересовать, где я нахожусь. Это называется необходимое присутствие в контроле за соблюдением закона. Докладную по выборам я, например, отправил в облпрокуратуру уже в 8 утра следующего дня. Но зато в этой профессии нельзя разочароваться, потому что в ней есть основная и глубинная цель — сделать город чище, лучше и безопаснее. Ведь любой наш акт реагирования — это же не просто исписать бумагу и забыть, он направлен на результат — реальное устранение нарушения. Или, если говорить о поддержании гособвинения — то на наказание преступника.

Вот что нужно оставлять за дверью в работе — так это эмоции. Конечно, проводя проверку, не перестаешь себя чувствовать человеком, а раз ты человек, ты как-то к этому относишься, но чтобы качественно выполнять свои обязанности, надо абстрагироваться от своего личного отношения. Прокурор — это работа, которая обязывает гасить любую эмоцию.


«Детективы никогда не любил ни читать, ни смотреть». Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Каким вы видите пик своей карьеры?

— Думаю, продолжу работать в качестве судьи. Но это не карьерный, а профессиональный рост. Для юриста правосудие — венец всей правоприменительной деятельности, поскольку здесь закон применяется властным решением. Прокуратура — орган надзорный, полиция — правоохранительный, суд соединяет всю юридическую практику (цивилистика, административная практика и собственно уголовная.). Это широко, и можно расти в любую сторону.


Кто вас ждет дома?

— Жена Дарья, она тоже юрист, работает в Дегтярске, в администрации города. Мы учились на одном курсе в Академии, у обоих красные дипломы. Получили дипломы, поженились, сыну Льву сейчас три года. Ему я свою работу не пожелаю: она достойная, интересная, но настолько напряженная, тяжелая в эмоциональном плане, что мне жалко будет родного человека.


Что вы читаете?

— К сожалению, в основном приходится читать только документацию, какую-то специальную литературу. Когда урываю время, сейчас читаю «Момент истины» Богомолова. Специально искал эту книгу и купил. Детективы никогда не любил ни читать, ни смотреть. Телевизор смотрю мало, новости — в интернете, кино — тоже. Люблю военные фильмы и фантастику (из последних увиденных понравился «Луна-2112»). К содержанию требование у меня одно: те вещи, над которыми хочется думать.


Как отдыхаете после службы?

— Главное, чтобы семья была дома. За столом собрались — это хорошо, это уже расслабляет. С женой можем поговорить и на профессиональные темы. Мы в разных областях работаем, она сугубо цивилист — контракты, иски, отзывы. Нам интересно слушать друг друга, и всегда открываешь что-то новое. В выходной — да хотя бы просто в лес выехать.


«Сыну я свою работу не пожелаю: она достойная, интересная, но напряженная». Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Где проводите отпуск?

— Отпуск — всегда дома. Только после свадьбы съездили на пару недель в Турцию. Путешествовать считаю нецелесообразным. Во-первых, дорого. Если ехать куда-то, где интересно и есть что открыть, — нужно много времени и затрат. Во-вторых, даже находясь в отпуске, я не могу выключить телефон. И в отпуске можно, наконец, заняться домашними делами. И просто выспаться и почитать.


Что умеете делать по дому?

— Всю мужскую работу по хозяйству делаю сам. С электрикой, может, немного туговато. Стараюсь искать выходы. Надо было комнату обоями оклеить, а у меня это тоже не очень получается. Я подкопил денег, покрыл стены жидкими обоями. Ни стыков, ни швов, ни пузырей!

Популярное