Дайвер из Ревды стала второй на чемпионате подводного фото «Кубок Байкала»

Темно-синяя вода, неторопливые обитатели и невероятная картинка — Ирина Бушкова поделилась фотографиями и впечатлениями о подводном мире уникального озера.

2017-07-06, 19:55 Новости 1 077

Дайвер из Ревды Ирина Бушкова заняла второе место в открытом Чемпионате по подводной фотографии «Кубок Байкала» в номинации «Байкал-макро». Соперниками ревдинки были 14 фотографов и подводный художник из Москвы, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Иркутска, Тюмени и — целая бригада, шесть мастеров объектива — из Чехии.

О Кубке Байкала

Открытый чемпионат по подводной фотографии «Кубок Байкала» проходит в рамках Главного Всероссийского волонтерского экологического марафона «360 минут», который стал акцией общероссийского масштаба. К очистке уникального озера подключились дайверы всей страны.

Так, за месяц до чемпионата добровольцы подняли со дна озера у берега девять кубометров мусора: покрышки, якорную цепь, сети, бутылки, котелки…

До 1989 года на Байкале регулярно проводились соревнования по подводной съемке.

Организаторы возрожденного чемпионата: журнал «Нептун XXI век», при поддержке дайв-центра «БайкалТек» (Иркутск) и галереи Ольги Каменской (Москва).

Получившиеся фотографии выставят в Байкальском музее, в Москве, а потом выставка поедет по городам России. Конечная цель соревнований — напомнить о том, как важно сохранить уникальное озеро Байкал.

Высокая оценка ее работ — международным жюри — стала неожиданностью для Ирины: во-первых, она предпочитает подводную видеосьемку (сама монтирует фильмы — «кинушку для себя»), во-вторых, ее аппаратура, на фоне маститых соперников, выглядела весьма скромно. А в-третьих — Байкал дается не всем и не сразу.

Группа дайверов в ожидании лодки для поездки на Большие Коты. Ирина Бушкова — в центре, в синей «поддеве» — теплой одежде под гидрокостюм. Фото// архив Ирины Бушковой

Чемпионат проходил с 21 по 25 июня в поселке Листвянке Иркутской области. Фотографам было предложено четыре основных номинации: «Байкальский пейзаж», «Человек и Байкал», «Байкал-макро» и «Байкал-арт» — все, конечно, под водой. Обработка конкурсных фотографий, кроме кадрирования, запрещалась: то есть фотограф мог рассчитывать только на свое мастерство, чувство света и цвета и художественный вкус.

Процесс съемок. Фото// архив Ирины Бушковой

— Я впервые работала в режиме «М» —  ручная настройка камеры, так как для видеосъемки пользовалась в основном автоматическими настройками, — улыбается Ирина. — Перед самым отъездом, когда узнала, что видеосюжеты не принимаются на конкурс, изучила инструкцию к своему фотоаппарату, покрутила колесики, понажимала кнопочки, в дороге попрактиковалась. Даже ноутбук не взяла — зачем, раз нельзя им пользоваться.

Дайверы чистят дно озера. Это фото — автор Андрей Сидоров (Москва) — заняло первое место в номинации «Человек и Байкал».

Три дня участники набирали драгоценный фотоматериал в байкальских глубинах. Каждый вечер, после окончания дайвинга, сдавали судьям всю черновую съемку, сделанную за день, и под звуки гитары, вкушая сибирский чай и мед с кедровыми орехами, долго делились впечатлениями о прошедшем дне, анализировали сделанные фото, советовались и делились опытом.

Ирина Бушкова о байкальской воде

— Она темно-синяя. Не темно-зеленая, как в северных морях, не голубая, как в Красном море — именно темно-синяя. Картинка рисуется не совсем цветная — мне показалось, что даже Баренцево море немного красочнее, светлее, чем Байкал. Хотя, в общем, и не суровая, а… торжественная, что ли. На темно-синем фоне — цветные пятна моих любимых гаммарусов, улиток, губок… Прозрачность воды потрясающая. Правда, местные говорят, что видимость сейчас не очень — снег сошел поздно, не улеглось еще все, что пришло с талыми водами. А будет видно на 50-60 метров вглубь. Но технодайверы (технический дайвинг) ходили на 50 метров, с двумя баллонами, говорят, что на такой глубине видимость исключительная.

Еще необычно то, что вода в озере пресная и нет активного движения под водой. Все медленно и торжественно, и, в отличие от северных морей, где много живности: ежи, звезды, крабы, в Байкале ее непросто увидеть, но она очень интересна. Словом, Байкал — это все достоинства моря и пресного водоема.

Ночь на Байкале. Фото// архив Ирины Бушковой

По окончании зачетных дней каждый должен был выбрать и сдать по три фотографии в каждую выбранную номинацию. Даже если и тянулись руки что-то подправить, но смысл: все черновые кадры у жюри переписаны, можно сравнить, и обман неминуемо раскроется. Впрочем, такое не позволил бы и профессиональный кодекс чести.

«Славное море священный Байкал» заворожил Ирину Бушкову, побывавшую здесь впервые. Она занимается дайвингом уже 10 лет, ныряла и снимала и в теплой, и в холодной воде, видела многие секреты подводного мира — ей везет на красоту. Но байкальская вода — это нечто особенное. Поэтому у снимков «абсолютно неповторимый» колорит: темно-синий цвет воды сообщает картинке некую торжественность.

В ходе соревнований все участники побывали в трех дайв-районах Байкала с разными профилями дна и биоразнообразием.

— Одно мы назвали по гостинице — «У озера». Это плато, на котором растут губки, живут в большом количестве желтые большие байкальские гаммарусы (эндемики озера — амфиподы), масса всяких улиток, бычков и еще несколько видов мелких гаммарусов, которые живут на губках. Оказывается, они очень красивые, цветные на макро, а так выглядят зелененькими, неприглядными, — рассказывает Ирина.— Вторая группа уезжала на больших надувных лодках — «зодиаках» — под управлением коллег из местного дайв-центра в местечко под названием Большие Коты, где много затопленного «железа» (якоря, лодки), которое очень эффективно смотрится на фотографиях.
Возвращаемся с дайвинга на корабле Байкальского музея «Профессор А.А.Тресков». Фото// архив Ирины Бушковой

Третья — на корабле Байкальского музея «Профессор А.А.Тресков», с профессиональной командой на борту — отправлялась к действующей ветке Кругобайкальской железной дороге. Погружения были организованы на двух сайтах — Полумесяц и Предпоследний тоннель. На КБЖД очень много мест, где отвесные стенки и большая глубина, кажется, можно опускаться бесконечно. Губки на большой глубине не живут, поэтому здесь, почти везде, чистый камень, к нему жмутся серые гаммарусы (такое впечатление, что все боятся упасть), а улитки спускаются гирляндами.

Ныряли в режиме без декомпрессии (на глубину до 30 метров) и не больше чем на 40 минут — температура воды на глубине всего 3-5 градусов, на поверхности немного теплее — 8-10. Причем в пресной воде холод ощущается сильнее, чем соленой, поэтому в Байкале, по опыту многих дайверов, снимать сложнее, чем в морях Арктики и Антарктики, с температурой до 0 градусов. Вспышки и фотоаппараты часто отказывают — в этом тоже драйв байкальских подводных съемок.

Жюри, в составе которого были известные подводные фотографы, предстояла непростая задача — выбрать лучшие из порядка двухсот фотографий.

Фото Ирининых улиток сложились в репортаж о соревнованиях, а одна из них получила приз в специальной номинации «БиоРазнообразие подводного мира Байкала», учрежденной Лимнологическим институтом.

Подводная фауна. Фото// архив Ирины Бушковой

— Мне очень понравилось и на Байкале, и в Байкале, — говорит Ирина Бушкова. — Хотелось бы туда вернуться. Пройти горной тропой, проехать верхом — по конному маршруту, съездить к нерпам на Ушканьи острова. И понырять, естественно.

Популярное