2017-07-14, 21:05 10 вопросов Валентина Пермякова 1 933

«Перед полетом для меня главное — выспаться»

33-летняя ревдинка Олеся Грачева работает старшим бортпроводником в компании «Уральские авиалинии» (и прямо сейчас она в небе: летит в Санкт-Петербург). Ревдинка проводит в небе несколько часов в неделю. Романтика неба, белоснежные облака, улыбки и благодарности пассажиров — вот за что девушка любит свою работу. Но как же становятся стюардессами, или, если говорить правильно (как записано у Олеси в трудовой книжке), бортпроводниками? И как устроена «кухня» полетов? Мы задали Олесе 15 вопросов о ней и ее работе. Вот что она рассказала.

12 июля — День бортпроводника

1. Как становятся бортпроводниками? Что для этого сделала ты?

— Профессия «бортпроводник» — это в сердце, в крови… Я мечтала об этом с детства. В 2008 году, узнав, что авиакомпания «Уральские авиалинии» ведет набор бортпроводников, я съездила в отдел кадров и заполнила анкету. Вскоре меня пригласили на мандатную комиссию, со мной побеседовали. А далее медицинская комиссия и обучение по специальности «бортпроводник» в учебно-тренировочном центре.

Олеся вполне отвечает представлениям о бортпроводницах: белокурая, стройная, улыбчивая и обаятельная. Кстати, внешность действительно имеет значение для этой профессии: нужно быть привлекательной и ухоженной. Она замужем, воспитывает маленького сына. Кстати, супруг сделал ей предложение в небе: когда они вместе полетели в отпуск. Фото// личный архив

2. Какой твой ближайший рейс? Как ты узнаешь, когда и куда полетишь?

— Мой ближайший рейс «Екатеринбург — Санкт-Петербург — Екатеринбург», такие рейсы мы называем разворотки. Узнаем о наличии рейсов в специальной программе для членов летного и кабинного экипажа на предстоящие сутки (дата рейса, время вылета и прилета, номер воздушного судна, количество пассажиров и коммерческой загрузки и т.д. – полная информация по рейсу). Если предстоит командировка — узнаем свой наряд на предстоящую неделю.

3. Сколько часов ты проводишь в небе в неделю?

— В месяц норма налета составляет 80 часов. Таким образом, в среднем в неделю налет получается примерно 20 часов, плюс-минус несколько часов.

4. Когда подходит время к посадке, в окно зала ожидания мы видим, как вокруг самолета ходят люди, грузят багаж, подгоняют трап. Сколько времени на это уходит и что делаешь в это время ты?

— Подготовка воздушного судна к вылету — это продуктивная работа всех наземных служб аэропорта, кабинного и летного экипажей авиакомпании. Данная подготовка занимает от одного часа до полутора. Экипаж приходит на самолет за полтора часа до вылета и начинается подготовка — работа кипит. Я, как старший бортпроводник, отслеживаю работу всех бортпроводников — принимаю доклады их проверок о состоянии пассажирской кабины и грузовых отсеков, о принятии количества коммерческой загрузки, питания, оборудования, экипировочного и мягкого инвентаря. Также изучаю документацию воздушного судна (судовые документы), слежу за правильностью их заполнения и на актуальность. Постоянно веду работу с наземными службами аэропорта и делаю доклад командиру воздушного судна о готовности самолета к посадке пассажиров на борт. А командир уже принимает решение на вылет.

Олеся Грачева участвовала в конкурсе «Миссис Ревда 2016» и прошла в финал. На фото — позирует в драгоценностях для спонсора проекта. Фото// Александр Степин, Екатеринбург

5. Почему бывает, что задерживают рейс, хотя самолет уже стоит у трапа?

— Задержка рейса — это осознанно принятое решение авиакомпании. На задержку рейса влияют такие факторы как плохие погодные условия в аэропорту, технические причины, ожидание большой группы пассажиров, позднее прибытие самолета в аэропорт вылета или из-за проблем при прохождении формальностей в аэропорту.

6. Когда бортпроводник не обслуживает пассажиров в полете, чем он занят?

— Нет такого бортпроводника, который бы не обслуживал пассажиров до полета, во время полета и после полета. Работа каждого бортпроводника прописана в специальном документе установленного образца авиакомпании.

В кабине пилотов. Фото// личный архив

7. Можно ли тебе во время полета входить в кабину пилотов?

— Мне, как старшему бортпроводнику, можно и нужно, но соблюдая инструкцию по взаимодействию летного и кабинного экипажей.

8. Какой самый сложный случай был в твоей практике за годы карьеры?

— Да, такой случай был на рейсе из Турции в Москву. Представитель в аэропорту Турции сообщил нам, что на борту воздушного судна будет присутствовать пассажирка, которая страдает аэрофобией и клаустрофобией одновременно. У экипажа сразу возник ответный вопрос: «А как же она долетела до Турции?»… Зашла на борт миловидная, улыбчивая женщина, мы с ней познакомились. Но, когда самолет взлетел, женщина изменилась мгновенно: она кричала, хваталась за нас руками, плакала, падала на пол. Весь рейс мы старались с ней разговаривать, находиться рядом, успокаивать и объяснять разные самолетные звуки и что такое зона турбулентности. Выдохнули все — бортпроводники, пассажиры и сама женщина, когда самолет приземлился в аэропорту «Домодедово».

9. Чего и ни в коем случае тебе нельзя делать на борту?

— Не поддаваться панике при экстренных и нештатных ситуациях.

У Олеси — два высших образования, она экономист и менеджер по качеству. Но небо — у нее в крови. Отец, Андрей Жуков, был военным штурманом и брал дочь на аэродром. Она всегда мечтала о полетах. Фото// личный архив

10. К сожалению, участились случаи терактов в наше время и многие пересели на наземный транспорт. А пугает ли это тебя? Не думала ли ты, что нужно менять профессию?

— Теракты безусловно пугают. Но мое мнение таково: самолет — самый безопасный вид транспорта. Аэропорты, наземные службы и экипажи принимают и соблюдают все меры авиационной безопасности. Менять профессию не собираюсь — это часть моей жизни, я на своем месте.

11. Каков твой ритуал перед взлетом? Что ты делаешь/ не делаешь, чтобы все прошло удачно?

— Перед полетом для меня главное — это выспаться. А перед взлетом (а также перед посадкой) нет никакого ритуала: каждый бортпроводник проводит себе 30-ти секундный настрой — стандартная процедура авиакомпании, включающая в себя мысленное повторение действий бортпроводника при эвакуации пассажиров, которая неукоснительно должна выполняться членами кабинного экипажа.

12. В каких странах и городах ты была и какой тебе понравился больше всего? Почему?

— Благодаря своей работе я побывала во многих городах и странах, куда летают наши самолеты — география полетов нашей авиакомпании очень обширная. Понравилась мне больше всего Италия, мы неделю провели в командировке в Римини, а также посетили Сан-Марино, Рим, Ватикан, Венецию.

Олеся вспоминает, что для прохождения медкомиссии (а бортпроводников обследуют, как космонавтов: нужно быть 100% здоровым) кружилась на каруселях, чтобы разработать вестибулярный аппарат. В полетах ее не укачивает. Фото// личный архив

13. Каковы инструкции для бортпроводников на случай нештатной ситуации на борту? Например, как это было с мальчиком, которому спасли жизнь в самолете «Уральских авиалиний», летевших в Крым. Что делать, если пассажиру стало плохо или он, не приведи господь, умер?

— Мы ежегодно проходим обучение по медицине, санитарным нормам, получаем инструктажи по технике безопасности и по эвакуации. Знаем, как вести и что предпринимать на случай нештатной ситуации на борту. Если пассажиру стало плохо, мы оцениваем ситуацию, оказываем первую доврачебную медицинскую помощь. Если есть врач на борту — всегда рады ему, ведь помощь квалифицированного специалиста – это неоценимо.

14. Сколько получают бортпроводники и изменилась ли зарплата в связи с кризисом?

— Оплата труда бортпроводника — достойная. В связи с кризисом заработная плата колебалась, конечно, но сейчас количество перевозок увеличилось, техническое оснащение авиакомпании улучшилось и, соответственно, зарплата поднялась.

15. Какой пассажир за годы карьеры тебе запомнился больше других и почему?

— Все пассажиры на борту воздушного судна для нас важны! Безопасность и комфорт мы создаем для них ежедневно. Ну а самый запоминающийся пассажир — это мой супруг, мы редко (кроме отпуска конечно) оказываемся вместе на борту воздушного судна. Он, как никто, знает все нюансы моей работы. Его присутствие на моем борту окрыляет меня еще больше!

Новости редакции / Блоги

Популярное