Поисковики из Ревды и Екатеринбурга подняли 34 советских бойца под Волгоградом

Как добирались до Волгограда, как работали в полях и что находили в старых блиндажах. Фото- и видеоотчет наших земляков о поездке.

2017-07-15, 12:16 Новости 1 165

— Нашли череп, который был прострелен насквозь, — рассказывает Екатерина Клишина, поисковик из школы №2, которая в этом году впервые выехала в поисковую экспедицию. Две с половиной недели она и еще восемь ребят из юнармейского отряда «Поиск» школы №2 под Волгоградом, около села Россошка, поднимали на поверхность останки бойцов, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Вместе с екатеринбургским отрядом «Разведка» школьники нашли 34 солдата, один из них — с медальоном.

Щелкните, чтобы узнать от отряде

Поисковый отряд «Поиск» в школе №2 существует седьмой год. Его бессменный руководитель — Надежда Скоропупова, преподаватель ОБЖ. Первая экспедиция по поиску для перезахоронения погибших солдат в годы Великой Отечественной войне состоялась в 2011 году: ребята ездили под Калугу. Отряд состоит в Областной ассоциации поисковых отрядов «Возвращение», с которой у них заключен договор. Без договора и без документов поисковик — черный копатель, которого могут арестовать.

В прошлом году под Волгоградом «Поиск» и «Разведка» подняли 14 солдат. Один из бойцов был с медальоном. Нашли его друзья Антон Мамонов и Алексей Мамонов. Данные солдата расшифровали: его родственников нашли в Пермском крае, куда и отправили останки.

Откапывая одного бойца, всегда нужно быть аккуратным, потому что рядом с ним могут лежать его товарищи. Так, поисковики не раз из одной ямы поднимали останки трех, четырех и даже шестерых солдат. Фото// Надежда Скоропупова

Две с половиной недели ревдинцы провели в Городищенском районе Волгоградской области около деревни Россошки. В прошлом году они уже работали здесь.

— Мы решили вернуться, потому что там еще много работы, — объясняет руководитель отряда Надежда Скоропупова. — Здесь уже не один год ведут поисковые работы и стабильно поднимают бойцов Великой Отечественной войны.

Во время военных действий в районе Россошки шли серьезные сражения. На месте лагеря поисковиков раньше было две деревни, которые захватили и сожгли фашисты. По словам Надежды Анатольевны, для работы ревдинцы выбрали самое оптимальное время — конец апреля и начало мая: в это время земля сырая и поддается лопате, а потом почва пересыхает, и копать невозможно.

За полтора дня преодолели расстояние от Ревды до Волгограда. На месте поисковиков встретили старые знакомые — ребята из екатеринбургского отряда «Разведка», с которыми школьники работали в прошлом году. В отряде — врачи, адвокаты, учителя. Ребята говорят, что работать в тандеме со взрослыми легко и весело: те всегда подскажут и помогут.

В этом году поисковый отряд поддержали администрация города и УГМК. Из бюджета выделили деньги на патриотическое воспитание, часть которых пошла на оплату билетов для двух поисковых экспедиций, а УГМК помогла купить новые палатки, теплые спальники, надувные коврики, и питание.

Обосновались поисковики на прежнем месте. Правда, в яме, которая защищала их от ветра год назад, из-за дождей скопилась вода. Поэтому расположились на поляне, а в образовавшемся «озере» глубиной метров пять мыли берцы и лопаты, остужали компот.

Погода в эти дни была жаркой. До места раскопок — 15 километров, поэтому ребята добирались на машине. Работали с восьми утра до шести вечера в открытых полях, где не было тени, а трава достает до колен.

Кто участвовал в экспедиции
  • Руководитель отряда Надежда Скоропупова
  • Артем Шемятихин
  • Артем Виноградов
  • Антон Жовтюк
  • Вова Качерин
  • Рустем Валеев
  • Катя Клишина
  • Катя Колесницкая
  • Роман Ремнев
  • Катя Рогулина

Места раскопок выбирал екатеринбургский отряд, у которого на руках были карты и снимки местности. По словам ребят, в поле сразу видно, где нужно копать — есть блиндажи, воронки и ямы, в которых может лежать солдат, каски, оружие или боеприпасы.

Часто в одной яме ребята работали компанией — так быстрее поднять солдата. Орудовали поисковики ножами, совками, кистями. Обязательно надевали резиновые и тряпичные перчатки.  Фото// Надежда Скоропупова

У каждого поисковика при себе были саперная лопата, кисть, совочек, нож и две пары перчаток — тряпичные и резиновые, чтобы очищать останки. Работали парами. Сначала выбранное место проверяли щупом, если натыкались на что-то, то копали. Металлоискатели не пригодились.

— Иногда останки мы находили на самой поверхности, — говорят ребята. — Был солдат, который практически торчал из-под земли. А иногда приходилось копать на два метра в глубину.

Работали поисковики археологическим способом: сначала по площади снимают верхний слой — траву, а после аккуратно копают вглубь, прощупывая землю. В этой экспедиции бойцов поднимали каждый день. Рядом с «Поиском» и «Разведкой» работали поисковики из Якутии, Татарстана, Астрахани, Казани, Красноярска, Нижневартовска.


Режим в экспедиции был таков: в пять утра поднимались двое дежурных, разводили костер, готовили завтрак. Они оставались в лагере. К вечеру готовили ужин, а еще — прибирались на мемориалах — красили деревья, убирали траву.

— Там было московское время, поэтому мы высыпались, — объясняет Вова Качерин, для которого это первая экспедиция.

Свободного времени у ребят почти не было. После рабочего дня сил хватало на ужин и на несколько песен под гитару у костра. Наверное, поэтому время пролетело незаметно.

Помимо работы на поле поисковики приводили в порядок мемориалы — красили деревья, убрали лишнюю и высокую траву. Фото// Надежда Скоропупова

Почти все ребята в поисковую экспедицию поехали впервые. Но каждый поднял солдата. А самой опытной была Катя Колесницкая — для нее это третья поездка.

Останки обычно находил командир екатеринбургского отряда Константин. Поисковой деятельностью он занимается со школьных лет. Как рассказала Надежда Анатольевна, у Константина чутье: в выбранном им месте всегда поднимали бойцов. Командир «Разведки» работал щупом, а наши ребята откапывали, чистили и поднимали останки.

— Один раз нашли череп, который был прострелен насквозь пулей, — вспоминает Катя Клишина.

Найденные останки пакуют в специальные мешки, на каждом — ярлычок с информацией, где найден боец, как он лежал, какие предметы были найдены рядом. Все данные также записывают в бланк. Фото// Надежда Скоропупова

За две с половиной недели «Поиск» и «Разведка» подняли 34 советских солдата и одного немца (первого). Трое советских бойцов были с медальонами, два из которых были открытыми, и сведения о солдате не сохранились. Третий — отправили на экспертизу. Сейчас ждут результатов.

Останки, которые ребята находили на большой глубине, сохранились плохо, потому что почва влажная. А кости, лежавшие не ниже метра, были в хорошем состоянии. Школьный музей поисковики пополнили немецкими каской и ремнем, бутылкой для зажигательной смеси, ножами, вилкой, спичками, желтоватым куском газеты, ящиком для боеприпасов.

Вова Качерин нашел самый редкий экспонат — чайную ложку. На память привезли патроны, а Катя Колесницкая — двадцатикопеечную монетку сорокового года.

— В последние дни мы нащупали пятнадцать лунок, — рассказывает Вова. — Так жалко было уезжать.

Еще ребята успели поучаствовать во Всероссийском субботнике: прибирались на Россошинском мемориале. А перед отъездом, 8 мая, в парадной форме они вышли на открытие Вахты Памяти, — всероссийской акции, цель которой— почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Следующая поисковая экспедиция намечена на 27 июля. Отряд поедет в Севастополь. Ребята уже готовят рюкзаки и говорят, что если один раз съездил, то останавливаться не хочется. И понимают, что эта поездка не просто приключение, а важное  дело, которое поможет сохранить память о предках, защищавших нашу Родину.

Сейчас отряду «Поиск» требуется финансовая помощь. Билеты полностью оплатила администрация, а вот денег на питание нет. Если у вас есть возможность финансово поддержать ребят, которые всеми силами стараются сохранить историю страны, то звоните по номеру: 3-25-88, бухгалтерия школы №2, где базируется отряд «Поиск».

 

Популярное