«Матильда» в Ревде: смотреть или нет?

Что происходит со скандальным фильмом Алексея Учителя: мнения режиссеров, актеров, историка, священника и рядового зрителя.

26 октября в прокат выходит кинофильм режиссера Алексея Учителя «Матильда». Он расскажет о любви последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Фильм еще не вышел, а шумиха вокруг него уже такая, словно важнее событий в стране и нет. Рассказываем, что происходит, а также открываем общественное обсуждение — не фильма, а событий, с ним связанных. Пишите в комментариях: будете ли вы смотреть «Матильду» и почему?


Что это за фильм?

Над «Матильдой» Алексей Учитель начал работать семь лет назад. А съемки начались в 2014 году. Фильм стоит 814 млн рублей (четверть этой суммы — госсубсидии, так как проект поддержал государственный Фонд кино). Деньги — только российские, хотя в работе участвовали и другие страны.

Кто такой Алексей Учитель

Алексею Учителю — 66 лет, родился в Ленинграде. Окончил ВГИК. В 1990 году основал свою киностудию. В 2000 году выиграл гран-при «Кинотавра» за ленту «Дневник его жены». За всю карьеру снял восемь игровых фильмов и 13 документальных и художественно-публицистических.

Основные деньги ушли на декорации и костюмы. В ролях: Ларс Айдингер (Николай II) и Михалина Ольшанска. Также в фильме снимались Данила Козловский, Евгений Миронов, Сергей Гармаш и другие артисты.

По сюжету, цесаревич Николай влюбляется в обворожительную Матильду, восходящую звезду балета. Впереди у пары — не только революция и война, но и, как следует из трейлера фильма, любовный треугольник: Александра Федоровна, супруга Николая, станет третьей стороной, заставив его метаться между двумя женщинами.


Кто против?

Нападения на картину и режиссера начались еще до выпуска первого трейлера. Войну развязала депутат Госдумы и экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская. Она заявила, что в фильме есть сцены, которые оскорбляют чувства верующих (Николай II и члены его семьи канонизированы Русской православной церковью), что образ царя в ленте не соответствует тому образу, который принят РПЦ, и потребовала запретить его прокат.

В апреле состоялась экспертиза по заказу депутата, которая вынесла вердикт: фильм рассказывает о том, чего не было, отношения Николая и Матильды — это миф. На основании этого Поклонская требовала и продолжает требовать запрета ленты.

— Министерство культуры высказывает однозначное свое отношение наплевательское в сторону людей и отношение поддержки в сторону создателей фильма. Могу сказать, что ничего святого нет, кроме аппетитов и отсутствия понимания слова «достоинство», — так прокомментировала она выдачу прокатного удостоверения фильму (он маркирован 16+).

Минкульт разрешил регионам самостоятельно решать, показывать или нет этот фильм. От проката отказались Ингушетия и Чечня.

А, например, власти Новосибирской области заявили, что запрещать ничего не будут: по словам министра культуры региона Игоря Решетникова, «реакция общественных организаций на фильм неоправданна, так как это все-таки игровое кино, а не история». Тем временем в Свердловской области (где от проката также официально не отказались) кинотеатры во время кинопоказов намерены охранять казаки.


Что говорят российские власти?

Официальная позиция президента и правительства России — нейтралитет. Так, премьер Дмитрий Медведев еще в апреле заявил, что нетерпимости и агрессии нужно избегать, если речь идет о продукте, который еще не вышел. Президент Владимир Путин во время традиционной прямой линии в июне сказал, что уважает Алексея Учителя «как человека, очень патриотически настроенного, который делает талантливые вещи». И также призвал к терпимости.


Что говорит РПЦ?

РПЦ по этому поводу высказывается строго: радикальные меры борьбы недопустимы. Однако поддерживает более мягкие формы выступлений, например, стояние православных, которое проходит в Омске.


Говорят, что смотреть кино опасно. Правда?

Возможно, да. В этом году стало известно о некоей организации «Христианское государство — Святая Русь». От ее имени в кинотеатры по всей стране приходили предупреждения, что если «Матильда» выйдет на экраны, они «будут гореть». 20 сентября называвшего себя лидером организации Александра Калинина задержали, предварительно, по делу о поджоге авто у офиса режиссера Учителя (потом отпустили, а журналисты портала «Медуза» выяснили, что такой организации, возможно, вообще не существует).

4 сентября мужчина на автомобиле, набитом газовыми баллонами, атаковал ККТ «Космос» в Екатеринбурге. Никто, по счастью, не пострадал. Александр Калинин в интервью «Медузе» тогда заявил, что действия таких верующих радикалов он предсказать не может.

— Это сторонники борьбы с безрассудством и безнравственностью. Они могут пойти на самые крайние меры. И проблемы будут еще больше. Отозвали бы лицензию у «Матильды», раз народ против! — призывал он.

В итоге 11 сентября, когда во Владивостоке состоялся предпремьерный показ, зрителей досматривали с металлоискателями, а сам кинотеатр усиленно охраняли. Ряд крупнейших киносетей уже заявили об отказе от проката фильма из соображений безопасности. 20 сентября кино смотрели в Санкт-Петербурге, там происшествий не зафиксировано.


Покажут ли «Матильду» в Ревде?

Да. Александр Сумароков, управляющий единственным кинотеатром Ревды — «Кристалл-Синема» в РЦ «Кин-Дза-Дза» — заявил, что в Ревде фильм покажут:

— Ленту дают. Мы будем показывать, и это не от нас зависит. Есть дистрибьюторы, они формируют моратории, то есть, правила показа для таких как мы (количество сеансов, стоимость и пр.). Над ними стоит Фонд Кино. Если и запрещать фильм, то это должен делать именно фонд, не выдавая прокатную лицензию. Государство, в лице фонда, выдав прокатную лицензию фильм Матильда разрешила, вот и все. Кто хочет выразить свой протест, должен это делать в адрес государственной структуры Фонд Кино.

Сам Сумароков обмолвился, что «Матильду» смотреть не будет: «Не было интересно до, не интересно и сейчас. Как человеку, изучавшему историю России, мне важнее государственные дела последнего монарха, а не его личная жизнь».

Но 20 сентября все-таки посмотрел ленту в Санкт-Петербурге, где сейчас находится на кинофоруме. По его словам, «это просто мелодрама без особенной смысловой нагрузки».

А в Екатеринбурге от показа отказался только один кинотеатр: в «Алатыре». Остальные очень даже за.


Мнения: что происходит вокруг фильма и почему его нужно (и не нужно) смотреть?

Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Вадим Богданов, режиссер (Верхняя Пышма):

— Я пойду на этот фильм, потому что его снял Алексей Учитель. Мне интересно узнать, что он и его команда сделали. Как я отношусь к травле картины? Спросите иначе: а правда ли все это? То, что сейчас пишут в СМИ? Надо отличать комментарии от фактов. Мы же видим комментарии, прежде всего. И это вообще большая проблема: говоря об образовании, о здравоохранении мы вообще не говорим о защите умов от всего того, что льется на нас с экранов ТВ и мониторов.

Мы до конца не знаем, почему вообще возникла эта история, какая сверхзадача у депутата Госдумы Поклонской. И вообще, может, у них договоренность с Учителем, чтобы сделать рекламу картине?

Читать дальше

Что касается сюжета ленты. Художник может интерпретировать и запретную тему так, что она будет взывать к самым высоким чувствам, к морали. Пример — поэма в прозе Ерофеева «Москва — Петушки». Он же там что делает? На протяжении всего повествования пьет и не только, а в итоге погибает. Можно сказать, что она воспевает алкоголь, а для меня — это самая что ни на есть антиалкогольная вещь.

Да, тема личной жизни канонизированного царя спорная. Но на сколько я знаком с историей, его связь с Кшесинской была еще до восхождения на престол; да и до отречения от трона он, скажем прямо, сделал для страны много плохого, он был просто плохим императором. Но и это не главное. Он был просто человеком. Которому, как и всем нам, не чужды мирские страсти. Почему же об этом нельзя говорить?

Мое мнение — художник имеет право на личную оценку событий, в том числе и исторических. И ни в коем случае нельзя оголтело и фанатично что-то чернить. Знаете, фанатизм и фашизм начинаются с одного слога, «фа», и проистекают из одного источника. Поэтому тут нужно быть очень осторожным.


Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Лариса Лаврова, режиссер (Ревда):

— Задумалась над вопросом, пойду ли смотреть этот фильм. Не знаю. Только потому, что не люблю кинотеатры. Театр люблю, кино — люблю. А кинотеатры — нет. Кино смотрю исключительно дома. Как бы один на один с режиссером и киногероями. О перипетиях с фильмом «Матильда» знаю из обрывков новостных лент. Мне непонятен порыв Поклонской запретить фильм.

Читать дальше

Я за законность и против всяческих запретов по этическим соображениям. Если нарушается закон, наказывайте. Если нет, то позвольте мне самой решать соглашаться или нет с автором фильма, с его идеей и художественным замыслом. Я за фильмы, которые заставляют думать, перечитывать произведения, по которым снят фильм, или просто заинтересоваться историей. В данном случае, историей нашего государства и биографией царской семьи.

А что касается травли фильма и режиссера, думается мне, что госпожа Поклонская не с того начала свою деятельность в статусе депутата Госдумы. Палку перегибает с рвением не в ту сторону. Буду рада, если услышу её фамилию в новости о помощи в решении проблем какого-нибудь театра, музея, школы искусств.


Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Максим Шевчук, режиссер (Ревда):

— Я не люблю русские фильмы. Но сейчас мне уже интересно посмотреть эту ленту. Если у госпожи Поклонской какая то неприязнь к господину Учителю, то это не значит что фильм плохой. Не все фильмы говорят только правду. Многие немного искажают, дабы о нем говорили. Вот тут и заговорили. Но как можно судить фильм, не посмотрев его?

Читать дальше

Вы посмотрите, а потом обсуждайте. Шумиху создают не просто так, значит, это кому то специально нужно. Это пиар фильма, Учителя, Поклонской… Да, я буду смотреть «Матильду». Если кинотеатры не покажут, то найду в сети, дождусь, когда выложат, и все равно посмотрю. И только потом я смогу оценить все. И работу актеров и режиссера, и то, куда и на что вбухано 25 миллионов долларов.


Фото// личный архив

Ольга Рубашкина, актриса театра (Екатеринбург):

— На фильм обязательно пойду, в кинотеатре увидела рекламу и решила,что обязательно надо посмотреть. А насчет шумихи, если честно, я просто слышала,но не вникала в это. Потом прочитала уже.Но это настолько надоело.Что что-то запрещают,кого-то сажают,в чём-то обвиняют. Как будто уже и слова сказать спокойно нельзя.

И в театре, и в кино это теперь так, как будто всех запугать хотят. У меня есть знакомая верующая, которая соблюдает все посты и прочее, она сказала, что ее чувства фильм никак не задевает и с удовольствием на него пойдет.

Мне кажется,глупо запрещать фильм. Он просто может понравится или нет, мы же страна, где каждый имеет право на своё мнение, так?


Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Настоятель храма во имя Архистратига Михаила отец Алексий (Ревда):

— В связи со сложившейся вокруг фильма «Матильда» ситуацией я был вынужден ознакомиться с трейлером, который, считаю, передает дух самого фильма. Как у человека почитающего Царя-страстотерпца увиденное вызвало возмущение и отвращение. Некоторая часть современного исторического кино не впечатляет уровнем достоверности, да и цель, похоже, такая не ставится.

Часто за факты выдается чье-либо мнение, важные для истории события изображаются незначительными, а второстепенные возводятся в ранг событий первостепенной важности. Кроме того, жанр не исключает авторского домысливания и предположения. Нужно обладать достаточной мудростью, чтобы не отождествлять создаваемые на экране персонажи с реальными историческими личностями, хотя кино как жанр провоцирует именно на это.

Читать дальше

Цель любого искусства — положительно влиять на душу человека, воспитывая стремление к высоким нравственным идеалам. Таково высокое предназначение искусства.

К сожалению, в реальной жизни это достаточно редкое явление. Я считаю, что дух фильма — провокационный, создатели фильма не могли не знать, что реакция православных людей будет негативной. Но считаться с чувствами верующих людей они не считают нужным, нет речи и об уважении.

Уже достаточно долгое время люди путают понятия: свободой называют вседозволенность, это касается и сферы искусства. Для верующих людей последний русский император — святой страстотерпец, никто и ничто не сможет поколебать почитания Царя-мученика. Но делать из жизни царя, претерпевшего страдания душевные и физические, и мученическую кончину, повод для развлечения и глумления, безнравственно. Я считаю, что это недостойно истинного художника.


Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Лев Гущин, историк (Ревда):

— Я этот фильм смотреть не буду, хотя к Учителю отношусь с уважением. Просто у любого художника должны быть внутренние ограничения. Есть темы, которые лучше не трогать. Не важно, каким человеком был Николай II, но он — последний император, причислен к лику святых. Я бы не выносил это вот так широко, на потребу. Есть, в конце концов, книги — а это, как мы знаем, такая интимная штука, для одного. Книга — подходит. Фильм — пожалуй, нет.

Я представляю, как люди сидят в кинозале с попкорном, и вот это вот на экране. Святотатство какое-то получается.

Читать дальше

Примерно так же я чувствовал себя, когда вышел фильм «Лефиафан» Звягницева с моим любимым актером Алексеем Серебряковым. Ленту я видел, но был в шоке. Режиссер, как мне кажется, разыграл фестивальную карту: все, что показывают о России с черным оттенком, с отрицательным зарядом, — это всегда беспроигрышно. Это знак равно для либерально настроенной части нашей творческой интеллигенции. Кстати, в Мурманске, где его снимали, фильм запретили: сочли его личным оскорблением. И я людей хорошо понимаю.

Я не знаю, кто такая Поклонская. Про атаку ККТ «Космос» слышал, но там тоже непонятно, что и откуда. Православное стояние в Омске против фильма… Я и сам православный. В российском клире есть большая группа верующих, которые придерживаются радикальных позиций. Но такое было всегда и в любой церкви.

Даже до 1917 года так было: если какие-то богохульственные вещи выходили в печати, в театре, православные реагировали очень жестко, даже казаками разгоняли. Потом был мощный пресс на церковь, и верующие уже не подавали голоса. В 90-е годы начался ренессанс церкви. Естественно, верующие чувствуют себя свободно и начали высказываться.

Если есть потребность — смотрите этот фильм. Другой вопрос, что его могут не везде показать. Не думаю, что в Ревде пойти в кинотеатр будет опасным. Ревда была и будет старообрядческим городом. Люди у нас достаточно закрытые, сдержанные.

А вообще, градус в этой теме поднимают прежде всего журналисты. Вы знаете, что летом умер выдающийся художник Илья Глазунов? Об этом особенно никто не говорил и не писал. А про «Матильду» говорят и говорят.


Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Александр Троценко, любитель кино (Ревда):

— Я люблю исторические фильмы. Историю люблю. И благодарен всем учителям истории. Ведь, когда рождаешься, развиваешься, идешь в школу, память похожа на луч. А благодаря учителям истории происходит трансформация лучика в бесконечную прямую. Получается, что ты как бы проживаешь ту часть истории, которая была до твоего рождения. Приобщаешь чужой жизненный опыт к своему, а чужие переживания к своим. А уроки истории очень похожи на фрукты — одни насыщают, другие просто вкусные, а третьи могут и отравить.

Читать дальше

Если Шерлок Холмс с осторожностью относился ко всем знаниям, берег свой «чердак» от хлама, то я с осторожностью отношусь к историческим книгам и фильмам. Прикольно посмотреть комедию про средневековье или фэнтези — это развлекуха, которая не претендует на историческую достоверность. Это совершенно другие эмоции. Интересно смотреть и фильмы о войне, даже если художественные — чувства очень правильные остаются после просмотра.

А вот есть фильмы, которые преподносятся как высокохудожественные и как «взгляд на историю с другой стороны». С ужасом представляю, что можно было наснимать в «Гоголь. Начало» (не видел). Говорят, Гоголь в гробу перевернулся — так то было только начало!

Мне кажется, если фильм не несет информационной нагрузки (а чему может научить Матильда?) — такой фильм должны вывозить актеры и декорации. Но моего желудка едва хватило на трейлер.

В последнее время Фонд кино спонсирует такой шлак, что достаточно заставки «При поддержке Фонда Кино», чтобы не смотреть дальше. Мне кажется, что отбор картин на финансирование идет не по содержанию, а по тому, какую часть бюджета обещали откатить чинушам из ФК.

Мне не нравится <председатель Союза кинематографистов России и член попечительного совета Фонда кино Никита> Михалков как человек, мне не нравится, что он обложил данью вещателей, но я не имею права говорить, что он бестолковый режиссер. Сегодня буквально прочитал, что по мнению Михалкова вина за шумиху вокруг Матильды лежит на Фонде кино. Не стоило давать деньги на фильм, если автор сам не понимает, ни о чем кино, ни всех рисков проката в России. Это с одной стороны.

С другой стороны, кто в массе своей все те верующие, которые сейчас яростно и агрессивно выступают в защиту Николая II? Нужно понимать: есть верующие, а есть больные люди. Мало нацепить крестик! Мало раз в год окунуться в пруд! Или живи по закону Божию всегда и во всем (многие ли православные смогут хотя бы отказаться от алкоголя?), или уже не корчи страшную рожу оскорбленного.

Новости редакции / Блоги

Популярное