«В этих местах четыреста советских бойцов лежат»

Поисковый отряд из школы №2 три недели копал землю под Севастополем, где базировалась зенитная батарея. Что нашли наши ребята.

Ученики ревдинской школы №2, члены юнармейского отряда «Поиск», вернулись из очередной экспедиции (поисковики называют их «Вахтами памяти»). Три недели ребята работали под Севастополем, на месте, где в годы Великой Отечественной войны базировалась 851 зенитная батарея, защищавшая аэродром. Пытались найти останки бойцов, учили премудростям у опытных товарищей. Что интересного с ними произошло в путешествии, они рассказали порталу Ревда-инфо.ру.

Участники экспедиции в Севастополе: Рустем Валеев, Катя Колесницкая, Катя Клишина, Вова Качерин, Артем Шемятихин, Лера Ахмерова, Настя Балашова и Антон Жовтюк. Фото// Надежда Скоропупова

Под Севастополь ребята поехали по приглашению местных поисковиков, которые раскопали «дворики» зенитных батарей. Ребят они попросили найти переходы между ними. Почва в Севастополе — это камни, песок и глина. Парни работали кирками, а девочки лопатами. Под конец экспедиции вырыли яму глубиной больше двух метров. Копали ранним утром и вечером, а днем из-за палящего солнца раскопки прерывались.

— Я ожидала не такого, — говорит Лера Ахмерова, которая впервые поехала в экспедицию. — Думала, что все будет, как у археологов из фильмов — будем водить кисточкой и все легко находить. Так не получилось, но зато я теперь умею работать лопатой.

Ни останки солдат, ни военные артефакты, которые могли бы стать экспонатами школьного музея, ребята, к сожалению, не подняли. Единственная стоящая находка — связка чистых немецких медальонов, а личными трофеями поисковиков стали монетки и патроны.

— Мы нашли часть человеческого черепа, а неподалеку портфельчик с жетонами, — рассказывает Надежда Скоропупова. — Может быть, это был гравюрист. Его останки, очевидно, раскидало…

Антон Жовтюк аккуратно откапывает сохранившуюся со времен Великой Отечественной войны бутылку. Фото// Надежда Скоропупова

По словам Надежды Скоропуповой, там, где работали ревдинцы, должны быть захоронены четыреста человек — советские солдаты, которые до последнего защищали севастопольский аэродром от фашистских захватчиков.

— В пятидесятых годах вышел указ, мол нужно сравнять эту военную точку с землей и высадить там деревья, — объясняет Надежда Анатольевна. — Теперь в лесу нельзя копать — там охранная зона. Но где-то в этих местах четыреста советских бойцов лежат, а никто не знает где.

В лесу местные поисковики провели разведку — выкопали небольшие лунки. Но «Поиск» считает, что такая проверка местности ничем не помогла, ведь ямки маленькие, а проверить, что под землей, щупом не получится из-за каменистой почвы и корней.

На рассказы местных жителей рассчитывать тоже не стоило. По словам ребят, большинство из них были весьма не разговорчивы. Подружиться отряд смог только с добродушной Ниной Александровной, чей домик стоял почти напротив лагеря. Женщина угощала ребят свежими ягодами и компотами, а напоследок затопила для поисковиков баню.

И все-таки экспедиция оказалась для ребят полезной. Они не только впервые работали киркой, но и сами сколотили стол, скамейки и душ, который из-за невыносимой жары ребятам был просто необходим. А воду ребята грели на солнце.

Помимо раскопок ребята купались в море, гуляли по Севастополю и побывали на экскурсии, где познакомились с женщиной из Канады, написавшей книгу про поисковиков. Один экземпляр она подарила ребятам. А Катя Колесницкая уже второй раз отметила свой день рождения в экспедиции.

Дату и место следующей экспедиции отряд пока не запланировал, но мечтает поехать под Санкт-Петербург.


«Еще так много солдат в списках пропавших без вести»

Впечатления поисковиков от экспедиции

Вова Качерин учится в девятом классе и в поисковую экспедицию съездил во второй раз. Под Севастополем парень стал командиром отряда.

— В первую экспедицию, под Волгоград, мне захотелось потому, что брат раньше ездил на раскопки, — рассказывает Вова. — А во второй раз поехал, потому что мне понравилось. Правда, ждал, что что в Севастополе тоже будем бойцов поднимать.

Поисковик рассказал, что под Севастополем узнал много нового. Например, увидел снаряды и немецкие жетоны вживую. А еще научился работать киркой.

— Под Волгоградом первую неделю было тяжело, а потом привык, — вспоминает Вова. — Главное — знать и соблюдать правила безопасности и уметь правильно работать. Например, вовремя взять совок, а не лопату, чтобы ничего не повредить.

Парень считает, что ездить в поисковые экспедиции нужно, ведь нужно помнить о Великой Отечественной войне, нужно, чтобы молодежь знала историю страны.

Девятиклассница Лера Ахмерова впервые поехала в поисковую экспедицию. Попробовать себя в этом нелегком деле она решила, потому что несколько лет назад на школьном слете услышала, как ребята рассказывали про «Поиск».

— Я тогда была маленькая, но меня жутко заинтересовал это рассказ, — вспоминает Лера. — И поэтому я решила поехать. И это действительно оказалось очень интересно, потому что ты оказываешься в таких ситуациях, в которые не попал бы здесь. Во-первых, это жизни в палатках, еда на костре — это классный опыт. Во-вторых, раскопки. Хоть мы и не нашли ничего особенного, но мне даже обычные железяки или осколки казались безумно важными и полезными.

Лера признается: уставала. Иногда, шагая в пять утра на раскоп, думала: а стоит ли оно того? Сейчас понимает, стоило. В следующем году Лера снова хочет поехать в поисковую экспедицию.

— На том месте, где мы копали собираются сделать мемориальный комплекс, — говорит поисковик. — Это нужно будущему поколению, чтобы прикоснуться к истории своей страны. Ведь важно отдать дань уважения солдатам и их перезахоронить их достойно.

Самое важное, по мнению Леры, в поисковике — физическая сила, выносливость, терпение и увлеченность.

Экспедиция под Севастополем для девятиклассника Артема Шемятихина уже вторая. Об отряде «Поиск» парень узнал давно: вместе с классом он смотрел видео и презентации об экспедициях, и тоже загорелся идей попасть на раскоп.

— Мне хотелось посмотреть, как это происходит в реальной жизни, а не на словах и фотографиях, — рассказывает Артем. — Поэтому как только мне предложили поехать, я согласился.

Особых ожиданий на первую экспедицию поисковик не возлагал, потому что не знал, что и как они будут делать. А когда ехал под Севастополь, наученный опытом волгоградских раскопок, думал будут легко откапывать и поднимать останки солдат.

— После этих экспедиций остается много воспоминаний, новых друзей и опыта, — говорит парень.

Артем планирует поехать и в следующую экспедицию, потому что считает, что нужно и важно искать тех, кто воевал за будущее страны.

— Еще так много солдат числится в списках, как пропавшие без вести, — объясняет поисковик. — Если есть возможность их искать, то ей надо пользоваться.

  • Уже семь лет отряд «Поиск» под руководством Надежды Скоропуповой ищет информацию о воинах Великой Отечественной войны и выезжает в экспедиции к местам сражений, чтобы поднять их останки, а после с почестями захоронить. В июле ревдинские поисковики из школы №2 съездили в экспедицию под Волгоград, где вместе с екатеринбуржцами нашли и подняли на поверхность 34 солдата.

Популярное