Под Екатеринбургом установили «Маски Скорби», отлитые в мастерской ревдинца Ивана Дубровина

Еще 27 лет назад власти Свердловска и знаменитый скульптор подписали договор о сотрудничестве. Но воплотить знаковую идею удалось только сейчас.

20 ноября на 12-м километре Московского тракта, где расположен Мемориал памяти жертв политических репрессий, открыли бронзовую скульптуру «Маски Скорби» по эскизу скульптора Эрнста Неизвестного. Шеститонный памятник отлили в мастерской «Дубровин» (село Новоалексеевское), которой руководит ревдинец Иван Дубровин.

Здесь, на трассе между Ревдой и Екатеринбургом, захоронено около 20 тысяч человек, расстрелянных в 1930-х годах сотрудниками НКВД. Об этом стало известно лишь в конце 80-х, когда рассекретили документы. В частности, общественность узнала, что еще в 1967 году строители спортивной базы «Динамо» наткнулись в нескольких местах на человеческие останки, в черепах которых были отверстия от пуль.

Как пишет журнал «Наш Урал», тогдашний начальник УВД Свердловской области Еремин «приказал закопать все обратно и забыть о происшествии, пригрозив невольным свидетелям в случае распространения информации расстрелом». Только в 1990 году тела были эксгумированы, и лишь с одного участка подняли останки тридцати человек.

С 1992 года территория стала памятной, а в 1996 году здесь открыли мемориал: плиты с фамилиями и датами рождения и смерти расстрелянных в застенках НКВД людей (более 18,5 тысячи имен). В 2003 году открыли второй памятник, а также организовали музей. Каждый год в день памяти жертв политических репрессий здесь проходят митинги.

О том, чтобы установить здесь «Маски Скорби» по проекту уральского скульптора Эрнста Неизвестного, заговорили еще в 1990 году. Именно тогда, в апреле, был подписан договор между ним и властями города. Памятник должны были выполнить из гранита. Заказчиками выступили горисполком Свердловска и представители свердловского общества «Мемориал» (занимается увековечиванием памяти репрессированных).

Эту историю рассказывает интернет-портал Знак.ком. В музее Эрнста Неизвестного журналистам рассказали, что «Мемориал» не заказал памятник, а лишь поддержал воплощение смелой идеи опального скульптора, много лет к тому моменту жившего в эмиграции.

«Маски» — это монументальные человеческие лица, плачущие «слезами» в виде маленьких масок. Эрнст Неизвестный хотел составить Треугольник скорби — планировал, что его скульптуры появятся в Екатеринбурге, Магадане, Воркуте. Первый памятник открыли в Магадане в 1996 году в месте, откуда политзаключенных отправляли по этапу. Внутри него — копия типичной тюремной камеры. Он открыт для визитов. Фото// TRAVEL.ru

В 1990 году были созданы 3,5-метровые слепки будущих «Масок» для Урала (в граните их высота должна была превысить 15 м). Планировали установить этот памятник за Дворцом молодежи, но места для них было мало. И проект заморозили.

Руководитель «Мемориала» Анна Пастухова рассказала интернет-газете Знак.ком, что у Дворца молодежи памятник все-таки смотрелся бы лучше. Потому что это «не надгробие, а памятник, на который должны смотреть массы людей, заряжаясь раздумьями, он должен стоять там, где они ходят».

В 2006 году гипсовые модели «Масок» увезли в Челябинск, где они хранились в местном краеведческом музее. Спустя семь лет по личному распоряжению губернатора Евгения Куйвашева история с «Масками» снова вышла на страницы газет. Он призвал завершить работу в день открытия музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге.

В 2015 году гипсовые слепки передали литейной мастерской Ивана Дубровина — в этом же году семья Эрнста Неизвестного пообщалась с ним, позвонив из Нью-Йорка, и попросила выполнить эту работу. Тогда же символический первый камень заложили на месте массового захоронения под Екатеринбургом. И только в марте этого года мастера Ивана Дубровина начали отливать памятник в бронзе.

Иван Дубровин показывает журналистам E1.ru, как его мастера будут высветлять маски на финальном этапе. Фото// e1.ru

К тому моменту ни о месте, ни о важности проекта уже не спорили. Однако сдвинуть сроки могла финансовая проблема. И бизнесмен Дубровин решил вложить в проект свои деньги. Когда Эрнст Неизвестный узнал об этом, то сказал ему: «Вы там, на Урале, все сумасшедшие».

— Когда тебе скульптор доверяет свою работу, это то же самое, как он тебе ребёнка доверяет. Когда мы начали делать «Маски», я чувствовал, что Эрнст был с нами рядом, у нас не было ни одного трудного момента, когда мы делали этот памятник, — рассказал Иван Дубровин журналистам портала E1.ru, побывавшим у него в мастерской.

Также он поделился, что готов поучаствовать в изготовлении памятника для Воркуты — закончить это дело Эрнст Неизвестный не успел. Его не стало в августе прошлого года.

Скульптура, установленная под Екатеринбургом, весит шесть тонн, ее высота — три метра. 16 ноября мастера начали монтаж, а 20 ноября состоялось торжественное открытие в присутствии официальных лиц. В том числе, приехал бывший губернатор региона Эдуард Россель, ныне член Совета Федерации.

— Маски скорби — это память о том чудовищном времени массового уничтожения собственного народа. У меня расстреляли деда, расстреляли отца, когда я еще не родился. И я помню, как ночью приезжали «воронки», как приехали к нам с матерью… — цитирует его слова на церемонии «Российская газета».

Публикация Ивана Дубровина в «Фейсбуке» о начале установки скульптуры


Как увидеть «Маски Скорби»

Общественным транспортом из Екатеринбурга до мемориального комплекса не добраться (разве только для вас возле него остановится автобус маршрута №151). Удобнее всего доехать на личном авто.

Популярное