2018-04-14, 18:21 Истории Валентина Пермякова 1 067

Хотя бы на «троечку»: как Ревда писала «Тотальный диктант»

Сегодня в России, Белоруссии, Украине, Израиле и еще в десятке стран, а также в космосе, в небе, на полярных станциях пишут Тотальный диктант. Впервые в этом году добровольческая акция добралась до Ревды. Благодаря инициативе 24-летней Марины Аристовой, учителя истории ревдинского педагогического колледжа, в нашем городе оборудовали две площадки. Свою грамотность могли проверить все желающие — в педколледже и школе «Истоки». Всего их оказалось около сотни. Корреспонденты Ревда-инфо.ру написали диктант вместе с горожанами.


12.43. Педагогический колледж. Фойе. Начало

В фойе — многолюдно и шумно, хотя сегодня суббота. Вместо студентов, спешащих на лекции, зал наполняют взрослые. Это те, кто решил проверить свои силы на диктанте. У зеркал прямо напротив входа — два стола, где волонтеры регистрируют гостей.

Регистрируют участников волонтеры из числа студентов педколледжа. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

— Вы на диктант? Можете раздеться в гардеробе, затем регистрируйтесь и проходите в аудиторию, — такими словами встречают каждого обаятельные волонтеры. Всего их человек десять. Педагоги, студенты — сразу и не разобрать, кто где.

Например, Марина Аристова, куратор акции в Ревде. Ей 24, она из Нижнего Тагила, в нашем педколледже не училась, но работает здесь уже два года.

Чтобы стать координатором проекта, Марина написала в Новосибирский госуниверситет (автор проекта) и быстро получила одобрение. Площадки в Ревде выбрали по числу заявок: 200 человек на город. По итогу в «Истоках» открыли одну аудиторию, в педколледже — три. Писать будем в трех аудиториях, рассказывает Марина: взрослые — в большой, школьники и студенты — в двух маленьких. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

— Бланки мы распечатали сами, нам прислали форму. Генпартнер проекта в этом году — компания «Берлинго», она предоставляла ручки для участников. Но так как мы присоединились к проекту в марте, не успели их получить, — рассказывает Марина.

Она говорит, что считает себя грамотным человеком, потому что много читает. В акции участвовала два года назад, сильно подвела пунктуация: написала на «удовлетворительно». И все-таки осталась довольна. В этом году писать не будет:

— Не страшно, если вы допускаете ошибки. Главное — что вы интересуетесь. Об этом говорю и своим студентам, если они спотыкаются о какое-то слово, начинают изучать, как его писать, — говорит Марина. — В целом сложно оценивать, но я вижу: пишут и говорят лучше лишь те, кто читает и интересуется родным языком. Если читают родители, если есть пример перед глазами, то будут читать и дети. Я сама люблю русскую классику. Сейчас читаю «Братьев Карамазовых» Достоевского. Нужно найти своего автора, чтобы было интересно.
Регистрация: нужно назвать фамилию, имя, отчество, номер телефона, оставить подпись. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Текст Гузели Яхиной сегодня будут читать Наталья Коровина, Ирина Пенкина, Людмила Лаврентьева. Все — преподаватели русского языка педагогического колледжа. Все — филологи, и это было главным критерием при выборе «диктаторов», как их называют на официальном сайте проекта.

О кухне подготовки к диктанту

12.43. Педагогический колледж. Аудитория №4. Ждем

Здесь светло, просторно и тихо. На интерактивном экране — логотип акции и приветствие в адрес участников. Захожу со словами: «Здравствуйте, я журналист, буду и писать с вами, и фотографировать вас». Собравшиеся, их человек двадцать, улыбаются. На вопрос, кто и когда последний раз писал диктант, в разнобой отвечают: в школе, в вузе… пять лет назад… пятьдесят лет назад.

— Мне 67 лет, я работаю в педколледже на вахте. По образованию технолог приготовления пищи. Но читала всегда, и классику, и детективы. Грамотность, думаю, у меня неплохая. Но мне хотя бы на «три» написать. Училась я в школе №4, у нас был самый первый выпуск, вот тогда диктанты и писала, — рассказывает Любовь Михайловна Половинкина. — Никто со мной не пошел, я одна. И решила уже прямо утром. Последний раз читала Донцову, легкое чтиво. Хотелось бы мне прочитать «Мастера и Маргариту», но тяжело…

«Лишь бы только не двойка», — шепотом добавляет она.

35-летний Станислав Гутыра работает менеджером, окончил горный университет и в основном писал конспекты, а русский язык изучал лишь на первом курсе. Он один из пяти мужчин из тридцати двух участников акции в большой аудитории. Говорит, что считает себя довольно грамотным. Читает мало, хотя дома есть библиотека. Любимая книга — «Таинственный остров» Жюля Верна. Пришел на диктант, чтобы проверить свою интуицию и языковое чутье. Рассчитывает на «четыре». Фото// Валентина Пермяеова, Ревда-инфо.ру

— Вообще, писать умею. Пока сюда не пришел, считал так. Сейчас есть некоторые опасения. От руки пишу очень редко, — делится он. — Даже если будет «три» или «два», все равно с гордостью расскажу, что участвовал.

Дарье Заплатиной — 26, она — философ по образованию, работает корректором в интернет-магазине. Не волнуется совершенно, рассчитывает на «четверку». Хотя говорит, что есть у нее и слабое место: наречия с «не-«. Любит читать, увлечена Деном Брауном и сагой о Гарри Поттере Джоан Роллинг.

— Мне интересно проверить свои знания, — говорит она.

Евгения Некрасова, ей 34, работает в полиции. В школе была отличницей, но после рождения ребенка перестала и читать, и писать. Скрывать свою «тройку» (думает, что напишет именно на такую отметку) не намерена, однако это для нее станет толчком — чтобы снова заняться русским языком. Фото// Валентина Пермяеова, Ревда-инфо.ру

Ни один человек в аудитории не рассчитывает на «отлично». Даже учитель русского языка Гуиля Васильева, тридцать восемь лет преподававшая в сельской школе Красноуфимского района. Внучка, студентка педколледжа, предложила ей написать диктант. Решила попробовать. Гуиля любит читать, но в основном — на родном татарском языке.

— Русский язык у меня всегда был на хорошем уровне, но ведь нормы меняются, поэтому мои знания могут оценить и на «четыре», — объясняет она.

13.12. Педагогический колледж. Аудитория №4. Пишем

Начинаем с небольшим опозданием: регистрируют тех, кто задержался. Марина Аристова заходит в аудиторию и просит прощения за задержку. Люди реагируют с пониманием. Кто-то, пока есть время, отправляет сообщения в соцсетях, кто-то разгадывает сканворд и даже листает книгу. Волонтеры раздают бланки, просят пока их не заполнять. Наконец, в аудиторию заходит Наталья Коровина. Сегодня ей предстоит читать текст. Но сначала — приветственное слово.

— Дорогие друзья, мы просим вас отключить звонок мобильного телефона, чтобы не отвлекаться самому и не отвлекать других, — говорит Марина. И включает экран, где появляются «Ховости» — хорошие новости. Ролик записан организаторами «Тотального диктанта».

Он смешной: например, в кадре показывают некоего «депутата», который требует запретить ставить «двойки» за диктант. Диктор на экране комментирует: это потому, что он сам четырнадцать раз написал диктант на «двойку».

Участники с улыбкой переглядываются. Настроение у всех доброе, буквально ощущается позитив, который источают люди вокруг. Ясно, что пришли они не столько за оценками, сколько за эмоциями — и благодаря четкой работе куратора и волонтеров все пока получается именно так.

После смотрим еще одно видео: педагог Новосибирского госуниверситета объясняет одно из правил: обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Потом — еще ролик, под который мы все вместе заполняем «шапку» бланка. Можно написать имя и фамилию, или псевдоним, если вы хотите остаться анонимом. И обязательно — пароль, по которому вам покажут результаты 18 апреля после полудня на сайте акции.

Наконец, на экране появляется Гузель Яхина. Она читает текст, который мы будем писать. Для диктанта заготовлены три отрывка из романа «Учитель словесности». Он скоро появится в книжных. Ревде достался отрывок №2, «День».

Наталья Коровина напоминает, как следует писать диктант: сначала — заголовок. Затем — первое предложение, с красной строки. Все новые красные строки она обещает обозначать. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

— Чтобы вам было легче настроиться на написание этого простого в плане орфографии текста и сложного в плане пунктуации, напоминаю: не нужно торопиться. Сначала я буду читать предложение полностью, затем по частям, а затем еще раз буду повторять, — говорит она. — Если вы где-то засомневались, не успели, каким-то образом сигнализируйте, чтобы я могла еще повторить.

Все понятно. Начинаем писать. Первое предложение — самое длинное (но не самое сложное). Оно занимает у меня 16 строк, при том, что пишу я не очень размашисто. Есть и тире, и запятые, и упомянутые выше деепричастные обороты. Наталья Коровина диктует разборчиво, четко. Ощущение, что ты на уроке в школе, не покидает: скрипят ручки, склоненные головы освещает апрельское солнце, пробивающееся из окон. Размеренный голос педагога усиливает это впечатление.

Вопросов никто не задает. Пишем. Текст действительно несложный, однако эти двоеточия и тире, будь они неладны…

14.20. Педагогический колледж. Аудитория №4. Всё!

Дарья Заплатина проверяет работу. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Короткий текст мы пишем около получаса. После — Наталья Коровина читает его еще раз, а затем на экране вновь появляется Гузель Яхина и тоже читает. Организаторы просят: «Проверяйте, но главное, не наделайте ошибок сейчас». Исправлять увиденные недочеты можно, однако это типичный синдром отличника — чем дольше читаешь написанное своей рукой, тем больше начинаешь сомневаться в правильности.

Люди быстро складывают работы в стопку, Марина Аристова рассказывает: 18 апреля на сайте можно увидеть результаты, для этого следует зайти в личный кабинет. А 21 апреля в 12.00 в педколледже даст лекцию филолог. Разберет частые ошибки и пояснит их. Еще можно будет забрать свои работы. Проверять их начнет в понедельник экспертный совет педколледжа.

Написали! Участники акции спешат поделиться с родными сообщениями: все готово, мы справились. Ну и фотографируют объявление на экране о том, где и когда смотреть результаты. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Расходятся быстро — пять минут, и аудитория пустая. Наталья Коровина рассказывает: несмотря на 16-летний опыт преподавательской работы (после окончания вуза она вернулась в альма матер, наш педколледж, и все эти годы учит студентов), сама на «отлично» вряд ли сумела бы написать. Причина — в вариативности пунктуации. А оценивают эксперты всегда однозначно.

— Пунктуационная система русского языка сама по себе достаточно сложная, — объясняет она. — Ну и предложения сами по себе сложные очень. А мы-то привыкли к простым предложениям, в речи их используем. Только если постоянно тренироваться, тогда пунктуация будет на уровне.

Она говорит: со студентами не раз разбирали тексты «Тотального диктанта». Но писать их ей не приходилось никогда.

— Сейчас уже можно спрашивать? Есть там восклицательные знаки? — подходит к Наталье ее коллега Елена Сухарева. В педколледже она преподает педагогику, и сегодня решила проверить себя. Очень давно хотелось узнать, смеется, «могу или не могу в шестьдесят лет».

Марина Аристова завершает акцию объявлением, где можно улучшить свои знания: в Интернете или при личной встрече с филологом в Ревде. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

С поправкой на часовые пояса, в 13.00 диктант пишут жители России и других стран. На сайте акции можно было написать его и онлайн: трансляции проходили в 8, 11 и 14 часов по московскому времени. Итоги — в личных кабинетах участников уже в среду, 18 апреля. Интересно, будут ли в Ревде «пятерки»?

 Хотите больше классных фото? Подписывайтесь на Инстаграм Ревда-инфо
Новости редакции / Блоги

Популярное