Эта трагедия произошла вечером 12 августа. Пятнадцать альпинистов из России, Испании, Белоруссии и двое летчиков из Таджикистана возвращались в лагерь после восхождения на пик Исмоили Сомони (бывший пик Коммунизма) на Памире. Плохая видимость, высота — и вертолет жестко приземлился в горах. Жесткая посадка — сродни падению. Три пассажира (россияне) и два члена экипажа погибли. Остальные 12 часов ждали подмоги. Их спасали профессиональные альпинисты, среди которых был ревдинец Андрей Кузнецов. Он вернулся домой 14 августа и рассказал, как это происходило.
Андрей почти тридцать лет занимается альпинизмом, покорил все горные пики высотой более семи тысяч на территории бывшего Советского Союза. Пик Исмоили Сомони — в их числе. Он и сам ходит в горы, и водит туристические группы. Так совпало, в этот раз Андрей водил английскую группу из двенадцати человек к пику Евгении Корженевской. А он рядом с пиком Исмоили Сомони. Посередине, в низовьях ледника Фортамбек на высоте примерно 4000 метров — международный лагерь.
- Пик Исмоили Сомони (бывший пик Коммунизма) — 7495 метров. Это высочайшая точка на территории бывшего СССР. Вертолет МИ-8 вез 17 человек (15 спортсменов и двух членов экипажа). Трое пассажиров, все россияне, погибли. Это Тимур Барабанов (Воронеж), Александр Абросимов (Санкт-Петербург), Руслан Тараканов (Екатеринбург). Пострадавших доставили в больницы Душанбе, у них множественные травмы. По данным российского посольства в Таджикистане, четверо россиян по-прежнему остаются в больнице.
Восхождение завершилось, альпинистов должны были вывезти на вертолетах в два рейса. Его группа ждала, а первыми вылетели те, кто поднимался на пик Исмоили Сомони.
Кузнецова назначили старшим по спасательной операции — так как лагерь, где он был, располагался ближе всего к предполагаемому месту падения вертолета и здесь могли точно определить на карте, где это произошло, по координатам.
— По расстоянию, вроде бы, недалеко, но это же высокие горы, ледники, трещины и прочее, — говорит Кузнецов. — Поняли, что высылать спасательный отряд нецелесообразно, так как к месту падения надо идти минимум трое суток. Самый оптимальный вариант — вылететь вертолетом. Связались с Душанбе, нам пообещали, что рано утром придет борт. Мы начали определяться, как будем спасать людей. Поскольку информации мало: какая там местность, сядет ли вертолет, можно ли спуститься с вертолета или нет, разработали массу вариантов.
Утром всех спасателей еще раз проинструктировали. Но борт за ними так и не прилетел. Вопрос о спасение людей взял на контроль президент Таджикистана и руководство операцией взяли на себя ведомства этой страны.
Положение осложнял недостаток горючего. К полудню выяснилось: место трагедии найти не могут. В лагере альпинистов сразу поняли в чем дело. У GPS существует три системы передачи координат. И спасательные вертолеты искали не по тем координатам и в совершенно в другом районе. Они сразу сообщили поисковикам правильные данные и спустя 50 минут пришло известие — пропавший вертолет и людей нашли.
— После этого высокие чины в Душанбе видимо поняли, что с нами можно иметь дело и отправили борт, — рассказывает Кузнецов. — Нас взяли пять человек, в принципе, этого было достаточно. Когда мы подлетали к месту, увидели, что нескольких альпинистов, кто мог передвигаться, усаживают в вертолет. Всю остальную операцию по транспортировке пострадавших и погибших проводили мы. Крушением разломало ледник и нам приходилось управлять посадками вертолетов на небольшой пятачок уступа ледника.
С людьми, попавшими в аварию, было так.
Когда вертолет упал, выжившие альпинисты распаковали багаж, поставили две палатки. Все люди с опытом, поэтому помогали себе и друг другу. Ночь провели в спальных мешках или в вертолете. Пытались привлечь внимание поисковиков костром, сжигая одежду. Но в горах это было бесполезно. Их спас только сигнал бедствия, посланный через спутник: его подал спортсмен из Питера Дмитрий Кумшаев.
Андрей предполагает, что вертолет разбился, скорее всего потому, что на одном из перевалов ухудшилась видимость, и пилоты решили свернуть в ущелье. Они шли, едва не касаясь ледника, чтобы хоть что-то видеть. От винтов поднялся снег. И так они еще ухудшили обзор.
Андрей говорит, что ему приходилось спасать людей в горах. Однако впервые — именно в такой ситуации. И он получил важный для себя опыт. Так, не знал, какие условия будут на леднике и как организовать помощь людям. Теперь эти навыки есть. Ситуации могли быть разными. Например, говорит, вдруг пришлось бы посадить спасательный вертолет в двух километрах и добираться к месту крушения через трещины и провалы, что усложнило бы работы.
— Поисками занимались три вертолета и, наверное, наша небольшая заслуга в том, что откорректировали их действия, — говорит Андрей. — И правильно, что нас отправили спасать людей. На такой большой высоте, около пяти тысяч метров, не просто так взять человека и нести его на носилках. Кислорода в два раза меньше, чем на равнине. Нам было проще, все прошли семитысячники. Конечно, зрелище неприятное и страшное. Одного погибшего пилота доставали из-под вертолета…
Он рассказывает, что вертолет развалился, все винты, хвост отлетели, фюзеляж сплюснуло с одной стороны. Сидевшие там и пострадали больше всего.
— Наверное, только человека четыре отделались легким испугом. Они мне рассказывали, что летели низко над ледником, считали, что все нормально. Только от касания шасси все вздрогнули. Потом был второй удар и вот последствия…
Горы — это опасно: лавины, трещины, камнепад. Умереть можно даже от насморка, который в разреженном воздухе быстро перерастает в воспаление легких (а дальше — отек и гибель, всего за несколько часов).
— Никогда нельзя расслабляться и радоваться, стоя на вершине, ведь надо еще спуститься, — говорит Кузнецов. — Всегда поздравляют с горой уже внизу. Бывают трагедии не на подъеме, а на спуске. У нас нынче опытный гид сорвался как раз на спуске. Но выжил! Благодаря тому, что он опытный, смог на высоте почти семь тысяч метров пересидеть ночь, выкопав нишу. Его искали и я в том числе. Он выстоял и не замерз, хотя на такой высоте это часто заканчивается плохо.
Самым сложным для него было восхождение на пик Победы (Киргизия). Уверяет, что даже покорителям вершин восьмитысячников в Гималаях эта гора может покориться не сразу.
— Пик Коммунизма тоже не прост, но после этой потрясшей меня трагедии, я уже в этом году туда не пойду, — признался Кузнецов. — Все просто: если что-то происходит в горах — это звоночек. Значит, идти туда не надо.