«Чтобы обнаружить себя, люди жгли одежду». Ревдинец рассказал, как спасал альпинистов на Памире

12 августа в горах Таджикистана разбился вертолет со спортсменами. Пятеро погибли.

2018-08-16, 14:00 Истории 1 884
Андрей Кузнецов носит звание «Снежный барс» за покорение всех «семитысячников» на территории бывшего СССР. Пик Коммунизма (7495 м), пик Победы (7439 м), пик Ленина (7134 м), пик Евгении Корженевской (7105м) и пик Хан-Тенгри (7010 м). Последние восемь лет он профессиональный гид — сопровождает альпинистов на восхождение, в основном, англичан. По словам Андрея, в горах всегда бывают опасные неожиданности и приходить на помощь приходилось не раз, но конкретно в спасательной операции с участием вертолетов он участвовал впервые. Фото// личный архив

Эта трагедия произошла вечером 12 августа. Пятнадцать альпинистов из России, Испании, Белоруссии и двое летчиков из Таджикистана возвращались в лагерь после восхождения на пик Исмоили Сомони (бывший пик Коммунизма) на Памире. Плохая видимость, высота — и вертолет жестко приземлился в горах. Жесткая посадка — сродни падению. Три пассажира (россияне) и два члена экипажа погибли. Остальные 12 часов ждали подмоги. Их спасали профессиональные альпинисты, среди которых был ревдинец Андрей Кузнецов. Он вернулся домой 14 августа и рассказал, как это происходило.

Андрей почти тридцать лет занимается альпинизмом, покорил все горные пики высотой более семи тысяч на территории бывшего Советского Союза. Пик Исмоили Сомони — в их числе. Он и сам ходит в горы, и водит туристические группы. Так совпало, в этот раз Андрей водил английскую группу из двенадцати человек к пику Евгении Корженевской. А он рядом с пиком Исмоили Сомони. Посередине,  в низовьях ледника Фортамбек на высоте примерно 4000 метров — международный лагерь.


  • Пик Исмоили Сомони (бывший пик Коммунизма) — 7495 метров. Это высочайшая точка на территории бывшего СССР. Вертолет МИ-8 вез 17 человек (15 спортсменов и двух членов экипажа). Трое пассажиров, все россияне, погибли. Это Тимур Барабанов (Воронеж), Александр Абросимов (Санкт-Петербург), Руслан Тараканов (Екатеринбург). Пострадавших доставили в больницы Душанбе, у них множественные травмы. По данным российского посольства в Таджикистане, четверо россиян по-прежнему остаются в больнице.

Восхождение завершилось, альпинистов должны были вывезти на вертолетах в два рейса. Его группа ждала, а первыми вылетели те, кто поднимался на пик Исмоили Сомони.

— Был снег и ветер, только видимость не скажу, что совсем плохая, — рассказывает Кузнецов. — Минут через сорок все зашептались, что борт не долетел. При этом старались не беспокоиться, рассуждали, что все-таки из-за плохой видимости вертолет мог вынужденно где-то присесть. Потом стало ясно — борт пропал. Вскоре от вылетевших пришло сообщение SOS c GPS-координатами. Дело шло к ночи и сразу поиски не начались.

Кузнецова назначили старшим по спасательной операции — так как лагерь, где он был, располагался ближе всего к предполагаемому месту падения вертолета и здесь могли точно определить на карте, где это произошло, по координатам.

— По расстоянию, вроде бы, недалеко, но это же высокие горы, ледники, трещины и прочее, — говорит Кузнецов. — Поняли, что высылать спасательный отряд нецелесообразно, так как к месту падения надо идти минимум трое суток. Самый оптимальный вариант — вылететь вертолетом. Связались с Душанбе, нам пообещали, что рано утром придет борт. Мы начали определяться, как будем спасать людей. Поскольку информации мало: какая там местность, сядет ли вертолет, можно ли спуститься с вертолета или нет, разработали массу вариантов.

Утром всех спасателей еще раз проинструктировали. Но борт за ними так и не прилетел. Вопрос о спасение людей взял на контроль президент Таджикистана и руководство операцией взяли на себя ведомства этой страны.

— Но мы были наготове, поскольку изначально ставилась задача участвовать в спасении людей, — сказал Кузнецов. — Периодически над нами кружил вертолет, разворачивался и улетал. Раз уже не мы управляли спасением людей, то информации, что происходит, доходило мало. Посчитали — все идет нормально, без нас справляются. Хотя утром подтвердили, что три борта в моем полном распоряжении.

Положение осложнял недостаток горючего. К полудню выяснилось: место трагедии найти не могут. В лагере альпинистов сразу поняли в чем дело. У GPS существует три системы передачи координат. И спасательные вертолеты искали не по тем координатам и в совершенно в другом районе. Они сразу сообщили поисковикам правильные данные и спустя 50 минут пришло известие — пропавший вертолет и людей нашли.

— После этого высокие чины в Душанбе видимо поняли, что с нами можно иметь дело и отправили борт, — рассказывает Кузнецов. — Нас взяли пять человек, в принципе, этого было достаточно. Когда мы подлетали к месту, увидели, что нескольких альпинистов, кто мог передвигаться, усаживают в вертолет. Всю остальную операцию по транспортировке пострадавших и погибших проводили мы. Крушением разломало ледник и нам приходилось управлять посадками вертолетов на небольшой пятачок уступа ледника.

С людьми, попавшими в аварию, было так.

Когда вертолет упал, выжившие альпинисты распаковали багаж, поставили две палатки. Все люди с опытом, поэтому помогали себе и друг другу. Ночь провели в спальных мешках или в вертолете. Пытались привлечь внимание поисковиков костром, сжигая одежду. Но в горах это было бесполезно. Их спас только сигнал бедствия, посланный через спутник: его подал спортсмен из Питера Дмитрий Кумшаев.

Андрей предполагает, что вертолет разбился, скорее всего потому, что на одном из перевалов ухудшилась видимость, и пилоты решили свернуть в ущелье. Они шли, едва не касаясь ледника, чтобы хоть что-то видеть. От винтов поднялся снег. И так они еще ухудшили обзор.

— Пилоты были опытные, это просто роковое стечение обстоятельств, — считает Кузнецов. — Погибли пять человек. Среди них альпинист из Екатеринбурга, мы были хорошо знакомы. Прилетали несколько бортов, когда мы всех людей на них погрузили, нас оставили на этом леднике. Так получилось. И мы всю ночь провели на месте трагедии. А уже утром прилетел борт министра обороны Таджикистана.

Андрей говорит, что ему приходилось спасать людей в горах. Однако впервые — именно в такой ситуации. И он получил важный для себя опыт. Так, не знал, какие условия будут на леднике и как организовать помощь людям. Теперь эти навыки есть. Ситуации могли быть разными. Например, говорит, вдруг пришлось бы посадить спасательный вертолет в двух километрах и добираться к месту крушения через трещины и провалы, что усложнило бы работы.

— Поисками занимались три вертолета и, наверное, наша небольшая заслуга в том, что откорректировали их действия, — говорит Андрей. — И правильно, что нас отправили спасать людей. На такой большой высоте, около пяти тысяч метров, не просто так взять человека и нести его на носилках. Кислорода в два раза меньше, чем на равнине. Нам было проще, все прошли семитысячники. Конечно, зрелище неприятное и страшное. Одного погибшего пилота доставали из-под вертолета…

Он рассказывает, что вертолет развалился, все винты, хвост отлетели, фюзеляж сплюснуло с одной стороны. Сидевшие там и пострадали больше всего.

— Наверное, только человека четыре отделались легким испугом. Они мне рассказывали, что летели низко над ледником, считали, что все нормально. Только от касания шасси все вздрогнули. Потом был второй удар и вот последствия…

Горы — это опасно: лавины, трещины, камнепад. Умереть можно даже от насморка, который в разреженном воздухе быстро перерастает в воспаление легких (а дальше — отек и гибель, всего за несколько часов).

— Никогда нельзя расслабляться и радоваться, стоя на вершине, ведь надо еще спуститься, — говорит Кузнецов. — Всегда поздравляют с горой уже внизу. Бывают трагедии не на подъеме, а на спуске. У нас нынче опытный гид сорвался как раз на спуске. Но выжил! Благодаря тому, что он опытный, смог на высоте почти семь тысяч метров пересидеть ночь, выкопав нишу. Его искали и я в том числе. Он выстоял и не замерз, хотя на такой высоте это часто заканчивается плохо.

Самым сложным для него было восхождение на пик Победы (Киргизия). Уверяет, что даже покорителям вершин восьмитысячников в Гималаях эта гора может покориться не сразу.

— Пик Коммунизма тоже не прост, но после этой потрясшей меня трагедии, я уже в этом году туда не пойду, — признался Кузнецов. — Все просто: если что-то происходит в горах — это звоночек. Значит, идти туда не надо.

Хотите читать новости в своем Телеграме? Подпишитесь на канал Ревда-инфо!

Популярное