С января в России изменились цены на полисы ОСАГО. Опираясь на новые тарифы, страховщики будут рассчитывать стоимость полиса. Теоретически страховка в некоторых случаях может стоить дешевле, чем раньше, но по факту полисы подорожают. Что именно поменялось, а также почему важно своевременно проходить технический осмотр авто перед получением полиса — в сертифицированных центрах — объясняем вместе с директором «Диагностического центра» (ул. Энгельса, 57, телефон 5-09-46) Олегом Аристовым.
Этот шаг — первый в реформе автогражданской ответственности. Прежде всего, изменился базовый тариф (см. таблицу, мы взяли основные категории). Кроме этого, изменились значения коэффициента ОСАГО, который зависит от стажа и возраста водителя (КВС).
Теперь вместо четырех основных значений — 58, и цена полиса зависит от того, в какое вы попадаете. Цена полиса умножается на коэффициент. Так, раньше водитель старше 22 лет со стажем более трех лет платил по базовому тарифу. Сейчас для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа (начинающий водитель) коэффициент будет равен 1,87.
Для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93 (благодаря чему у пенсионеров появятся льготы). Прежняя система ОСАГО скидок за стаж и возраст не предусматривала. Также вырос до 1,87 коэффициент для полисов, не предусматривающих ограничения по числу водителей, допущенных к управлению (ранее он составлял 1,8).
Что еще нового?
С 1 апреля по-другому будут применять коэфициент бонус-малус (КБМ). Он зависит от наличия или отсутствия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования. То есть, от того, аккуратно ездит водитель или нет. КБМ будет ежегодно обновляться 1-го апреля с учетом отсутствия/наличия страховых «аварийных» выплат за последний год.
Также в этом году появился так называемый страховой омбудсмен, который будет в досудебном порядке решать споры по ОСАГО между автовладельцами и страховщиками. Им станет глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. Цель — разгрузить суды от сотен тысяч слушаний по автогражданке. Для физических лиц такая процедура медиации будет бесплатной. Омбудсмен будет рассматривать имущественные споры (без учета размера претензий) и другие (с требованиями не выше 500 тысяч рублей).
Нелишне помнить, что сроки обращения по ОСАГО зависят от того, по европротоколу было оформлено ДТП (срок 5 дней) или обычным образом, с участием полиции (3 года).
Если ДТП оформлялось с помощью европротокола, потерпевший обязан обратиться в страховую компанию с заявлением о страховом возмещении в течение пяти дней, а виновник — в тот же срок в свою страховую, чтобы уведомить о наличии ДТП. Если этого не сделать, виновника ждет регресс (взыскание суммы возмещения потерпевшему).
Если вы оформили ДТП с привлечением ГИБДД и не обратились в течение трех лет в страховую, возмещения не получите. А вот если пропустить пятидневный срок, такой санкции не будет.
Почему важно перед посещением страховой компании проходить ТО?
Чтобы получить полис ОСАГО, сначала автомобиль должен пройти техосмотр. В страховой компании вас попросят предъявить диагностическую карту (в том случае, если вашему автомобилю более трех лет — с них эта обязанность снята).
Кроме выдачи вам диагностической карты, пункт технического осмотра передает данные о транспортном средстве (пробег на момент осмотра, марку шин, идентификационные данные авто) и владельце в единую систему. К ней подключены все компании, страхующие по ОСАГО. И обмануть агента не получится. При этом, хотя система электронная, агент все-таки попросит вас предъявить диагностическую карту, не забудьте взять ее с собой.
Переход на цифровую систему ТО создает проблемы: это взлом и кража данных учетной записи, логинов и паролей пунктов технического осмотра, под которыми сотрудники заходят в единую систему. Данные продают нечистым на руку людям, которые предлагают за вознаграждение оформить полис ОСАГО быстро и без проблем, без посещения пункта ТО.
Это опасно! И на то есть минимум три причины:
- Вы не знаете, в каком состоянии ваше авто (бывает, что при проверке тормозов на специальном стенде при скорости 2 км/час, лопаются тормозные шланги; специалисты находят неисправность в рулевых механизмах, выявляют дефекты ламп в фарах — из-за чего те слепят встречных водителей; а что, если это случится на дороге?)
- Если кражу данных обнаружат, информацию об авто и владельце удалят из системы. Полис ОСАГО будет, а пройденного ТО — нет, и в будущем вам могут отказать в выплатах без диагностической карты.
- В систему могут внести неверные данные (например, о пробеге), что помешает продать автомобиль в будущем.
Поэтому не экономьте время и деньги на таком важном деле. Это выйдет вам боком. Важно, что государство пытается бороться с такими мошенниками: так, в Брянской области осудили женщину, продававшую поддельные карты техосмотра, на год ограничения свободы.
— Пока рано говорить о каких-то конкретных новшествах, потому что законопроекты от чтения к чтению могут кардинально меняться, но уже можно точно сказать, что в 2019 году требования к проведению техосмотра ужесточат, скорее всего появится фото и видеофиксаци ятехосмотра, у пунктов ТО уберут слабо защищенные логины и пароли, а данные, вносимые в единую систему техосмотра будут подписываться электронной подписью (как это делается например при сдаче отчетов в налоговую с помощью токенключа или при использовании интернет-банка), — резюмирует Олег Аристов.
Еще по теме
- Как оформить ДТП по европротоколу. Инструкция от ГИБДД.
- Как действовать, если повредил автомобиль в яме. Инструкция от юриста.