«Спецавтобаза» — ревдинская компания, которая по договору с ТКО «Экосервис» (региональным оператором) вывозит мусор из всех баков в городе и частном секторе. До 1 апреля компания работает, что будет дальше, пока не ясно: руководители не могут договориться о способах расчета за услуги. Регоператор платит «Спецавтобазе» за вес мусора, когда как в тарифе, который оплачивают жители Ревды, учитывается его объем. Получается, подрядчику работать не только не выгодно, но и невозможно — денег едва хватает на зарплату 48-ми сотрудникам и ГСМ. Мы попросили рабочих взять нас с собой и поездили на мусоровозе по городу.
…6.30, понедельник, еще не рассвело. Такси везет меня на окраину Ревды. Здесь, на Степана Разина, 12, в «Спецавтобазе» работают люди, которых горожане привыкли ругать так же часто, как коммунальщиков. Все потому, что они отвечают за вывоз мусора с городских площадок. Но действительно ли «Спецавтобаза» заслуживает обвинений? Мы решили поработать вместе с ними и узнать.
— Запрыгивай, тебе помочь? — открывает мне дверь камаза мужчина в спецовке. Вскарабкиваюсь в кабину. Внутри просторно и чисто. Из колонок желают доброго утра ведущие радио, их старается перетарахтеть мотор. За рулем уже сидит открывший мне дверь водитель-оператор. Это Сергей Забродин, он ездит на мусоровозе с боковой загрузкой. У Сергея сосредоточенный взгляд, в бардачке — рабочие варежки, а за плечами — больше двадцати пяти лет водительского стажа. Когда-то он делал дороги, потом работал в такси, а последние пять лет трудится в «Спецавтобазе».
7.00. Выезжаем на маршрут. По пути на заправку Сергей рассказывает распорядок дня: подъем в половине пятого, медосмотр в шесть, после — техосмотр и разъезды до семи (если повезет) вечера. Еще можно успеть домой на обед, если день выдается «не очень мусорный».
Первая остановка — на перекрестке Комсомольской и Клубной. Сергей лихо выпрыгивает из машины и в темноте, дергая за рычаги, цепляет по одному контейнеры манипулятором. После тоже манипулятором перекидывает содержимое в кузов и так же быстро оказывается снова за рулем — действия доведены почти до автоматизма.
Выворачивая из двора за «Меркурием», мы проезжаем мимо контейнеров во дворах возле спортивной площадки. Мой проводник объясняет почему:
Светает. Пытаемся проехать еще на одну «проблемную» площадку — во дворах за Павла Зыкина, 19. Здесь воюют некий парковщик, который очень любит ставить машину к контейнерам, и водители мусоровозов, которые хотят забрать отходы и не попасть в ДТП.
9.00. Продолжаем петлять по городу. «Смотри, чайки! Вот работать-то не хотят», — указывает на двух людей, копошащихся у контейнеров, Сергей. Он паркуется во дворе возле школы №3, загружает машину и зачем-то достает лопату.
Едем дальше. Разговор закономерно уходит в тему мусорной реформы. Мой собеседник уверен: она нужна, но ее начали проводить не с того — не подготовили как следует въезды к площадкам, не научили людей.
10.05. Мы трясемся в сторону полигона твердых бытовых отходов по дороге через поселок ЖБИ. Камаз тяжело переваливается по колеям с пузатым кузовом на спине. Сергей заполнил его за шестнадцать стоянок, и впереди осталось двадцать, а потом — еще на один круг.
Перед въездом каждая машина встает на электронные весы. Здесь нас останавливает серьезная женщина Татьяна и сообщает, что дальше журналистам вход закрыт — распоряжение начальства и соображения безопасности. Вместе с ней я ухожу в маленький домик ждать Сергея.
Внутри помощник мастера Наталья ведет документацию (записывает вес привезенного мусора) и следит за показаниями дозиметра — проверяет уровень радиации.
— Что они тебя не пустили? Что-то скрывают? — шутит мой проводник, забирая меня и документы с первой отметкой в четыре с половиной тонны на обратном пути. Мы едем пустые, и мусоровоз подскакивает на кочках. Сергей рассказывает, что в штате водителей «Спецавтобазы» совсем молодых ребят нет — из-за сложности работы туда берут только людей с внушительным водительским стажем. Женщина здесь работает только одна, и та — напарник, потому что «так скакать целый день — дело неженское».
Но Сергею здесь нравится больше, чем в такси — спокойнее и нет пьяных пассажиров. А еще с графиком два через два все-таки находится время на семью и на любимые увлечения — походы за грибами, встречи с друзьями и рыбалку.
Сергей привозит меня обратно на «Спецавтобазу», чтобы забрать там напарника Виктора Акимова, у которого я, заняв его место в кабине, «украла» несколько часов рабочего дня. Они загружаются в камаз, вежливо прощаются и уезжают — дальше чистить Ревду.
Еще по теме
- Региональный оператор по обращению с мусором, ООО «ТБО «Экосервис», и подрядчик — компания «Спецавтобаза» опять не смогли договориться.
- Стартовала мусорная реформа. Что думают о ней ревдинцы.
- А губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева раскритиковали в инстаграме за высказывание о реформе.