«Спецавтобаза» показала, как убирает мусор в Ревде

Репортаж Татьяны Замятиной из кабины мусоровоза.

«Спецавтобаза» — ревдинская компания, которая по договору с ТКО «Экосервис» (региональным оператором) вывозит мусор из всех баков в городе и частном секторе. До 1 апреля компания работает, что будет дальше, пока не ясно: руководители не могут договориться о способах расчета за услуги. Регоператор платит «Спецавтобазе» за вес мусора, когда как в тарифе, который оплачивают жители Ревды, учитывается его объем. Получается, подрядчику работать не только не выгодно, но и невозможно — денег едва хватает на зарплату 48-ми сотрудникам и ГСМ. Мы попросили рабочих взять нас с собой и поездили на мусоровозе по городу.

…6.30, понедельник, еще не рассвело. Такси везет меня на окраину Ревды. Здесь, на Степана Разина, 12, в «Спецавтобазе» работают люди, которых горожане привыкли ругать так же часто, как коммунальщиков. Все потому, что они отвечают за вывоз мусора с городских площадок. Но действительно ли «Спецавтобаза» заслуживает обвинений? Мы решили поработать вместе с ними и узнать.

DSC07728
Светя фарами в темноте, меня встречает «железный конь» «Спецавтобазы» — мусоровоз с боковой загрузкой. Он уже прошел утренний техосмотр и готов к работе. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

— Запрыгивай, тебе помочь? — открывает мне дверь камаза мужчина в спецовке. Вскарабкиваюсь в кабину. Внутри просторно и чисто. Из колонок желают доброго утра ведущие радио, их старается перетарахтеть мотор. За рулем уже сидит открывший мне дверь водитель-оператор. Это Сергей Забродин, он ездит на мусоровозе с боковой загрузкой. У Сергея сосредоточенный взгляд, в бардачке — рабочие варежки, а за плечами — больше двадцати пяти лет водительского стажа. Когда-то он делал дороги, потом работал в такси, а последние пять лет трудится в «Спецавтобазе».

7.00. Выезжаем на маршрут. По пути на заправку Сергей рассказывает распорядок дня: подъем в половине пятого, медосмотр в шесть, после — техосмотр и разъезды до семи (если повезет) вечера. Еще можно успеть домой на обед, если день выдается «не очень мусорный».

— В воскресенье и после выходных всегда тяжело — мусора больше, чем обычно, — объясняет Сергей. — Все забито, и движение везде, на работу же все едут, сейчас увидишь. Мы по самому сложному маршруту сегодня поедем — тут одни многоэтажки. 
DSC07752
Вот так выглядит контейнерная площадка в понедельник утром. Хотя в воскресенье сюда тоже заезжал мусоровоз. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Первая остановка — на перекрестке Комсомольской и Клубной. Сергей лихо выпрыгивает из машины и в темноте, дергая за рычаги, цепляет по одному контейнеры манипулятором. После тоже манипулятором перекидывает содержимое в кузов и так же быстро оказывается снова за рулем — действия доведены почти до автоматизма.

Выворачивая из двора за «Меркурием», мы проезжаем мимо контейнеров во дворах возле спортивной площадки. Мой проводник объясняет почему:

— Не заедем просто. Посмотри, отсюда видно, сколько там машин. Вот как я должен протиснуться? Мне надо будет туда задним ходом заехать и за дом проехать, с разгона, а там не чищено. Буксует. Это проблема. Надо стоянки переносить, чтобы доступно было забирать. Бывает, пытаешься заехать раз по пять, проверяешь, а подъехать не можешь. Это время. А если я не забрал, будут диспетчерам набрякивать. Люди же деньги платят, а я на вертолете летаю? Потом подъедешь все-таки, а куда совать? Машина полная, кузов как шарик. Вот едешь и ее насилуешь. 
Musor1

Светает. Пытаемся проехать еще на одну «проблемную» площадку — во дворах за Павла Зыкина, 19. Здесь воюют некий парковщик, который очень любит ставить машину к контейнерам, и водители мусоровозов, которые хотят забрать отходы и не попасть в ДТП.

— Ты вот его сфотографируй, надоел уже парковаться тут, — негодует Сергей. — Мне выехать нужно, а он стоит. Если я включу блокировку, меня начнет стаскивать на машины, тут уклон, а потом авария. Иногда машины стоят прямо там, где мы с тобой сейчас. Что тогда делать? Вручную с помощником, который обычно ездит со мной, приходится бачок вытаскивать. Полный он весит больше сотни, а пустой — килограмм шестьдесят. Вот и ворочаем. 

9.00. Продолжаем петлять по городу. «Смотри, чайки! Вот работать-то не хотят», — указывает на двух людей, копошащихся у контейнеров, Сергей. Он паркуется во дворе возле школы №3, загружает машину и зачем-то достает лопату.

— Ну а как? Мы и прибираемся, — отвечает он на мой удивленный взгляд и начинает сгребать то, что разбросано, в контейнеры. — Люди сваливают, а мы как няньки за ними прибираемся. Есть площадки, которые утром приберешь, а вечером приедешь — они опять загаженные. Но у нас не весь город плохой, есть очень чистые стоянки. 
Musor2

Едем дальше. Разговор закономерно уходит в тему мусорной реформы. Мой собеседник уверен: она нужна, но ее начали проводить не с того — не подготовили как следует въезды к площадкам, не научили людей.

— Если люди не поймут, что бардак устраивают сами, все так и будет, — говорит Сергей. — Они ведь принесли, кинули, и не важно куда. Как меня реформа коснулась? Не знаю. Как возили мусор, так и возим. Как подъехать не могли к контейнерам, так и не можем. Бьемся, чтобы переносили их, а не получается. Как житель плачу за вывоз, как и все. Вот ты говоришь, что кто-то бунтует, не хочет платить. А если мы забунтуем? Каждый день в среднем машина вывозит десять тонн. Посчитай, что будет, если мы не поедем на маршрут. 

10.05. Мы трясемся в сторону полигона твердых бытовых отходов по дороге через поселок ЖБИ. Камаз тяжело переваливается по колеям с пузатым кузовом на спине. Сергей заполнил его за шестнадцать стоянок, и впереди осталось двадцать, а потом — еще на один круг.

Сколько мусоровозов работают в Ревде

«Спецавтобаза» поделила город надвое. По этим маршрутам ежедневно курсируют два мусоровоза с манипулятором сбоку, которые отвечают за уборку из контейнеров. Еще две машины забирают крупногабаритный мусор, здесь их называют «кузнечиками», «лодочками» и «хапугами» — по принципу работы. В магазины и по заявкам ездит мусоровоз с боковой загрузкой, еще один «кузнечик» и мусоровоз с нижней загрузкой. По частному сектору тоже курсируют машины с нижней загрузкой, но поменьше. Итого каждый день по городу и окрестностям (не считая ближайшего Дегтярска) ездят девять машин.

Перед въездом каждая машина встает на электронные весы. Здесь нас останавливает серьезная женщина Татьяна и сообщает, что дальше журналистам вход закрыт — распоряжение начальства и соображения безопасности. Вместе с ней я ухожу в маленький домик ждать Сергея.

spetsavtobaza-rep-2
Въезд на полигон. Каждая машина останавливается на электронных весах, чтобы измерить свой груз. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Внутри помощник мастера Наталья ведет документацию (записывает вес привезенного мусора) и следит за показаниями дозиметра — проверяет уровень радиации.

— Напишите мои слова не как работника, а как жителя Ревды, — просит она. — Честно признаюсь, мне кажется, что только одна «Спецавтобаза» в городе и работает. Другие службы я не вижу. Даже дороги так не убирают и автобусов столько нет, как наших ребят. Как куда ни пойду, в окно ни выгляну — встречаю их. С годами даже по звуку научилась отличать. 

— Что они тебя не пустили? Что-то скрывают? — шутит мой проводник, забирая меня и документы с первой отметкой в четыре с половиной тонны на обратном пути. Мы едем пустые, и мусоровоз подскакивает на кочках. Сергей рассказывает, что в штате водителей «Спецавтобазы» совсем молодых ребят нет — из-за сложности работы туда берут только людей с внушительным водительским стажем. Женщина здесь работает только одна, и та — напарник, потому что «так скакать целый день — дело неженское».

DSC07852
Сергею Забродину 44 года. Больше двадцати пяти из них он ездит за рулем, из них пять — В «Спецавтобазе». Несмотря на сложность работы и график, Сергею здесь нравится — потому что он делает город чище. Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру.

Но Сергею здесь нравится больше, чем в такси — спокойнее и нет пьяных пассажиров. А еще с графиком два через два все-таки находится время на семью и на любимые увлечения — походы за грибами, встречи с друзьями и рыбалку.

— Все устраивает, а если все идет нормально, так и сложного ничего нет, — говорит он. — Да, плечо в конце дня побаливает, иногда нервничаешь, а как? Стараешься для людей, чтобы все чисто было, а они мусорят еще сильнее. Руки опускаются тогда, как работать? Потом успокоишься и дальше едешь. Я свое дело знаю: у меня миссия — город сделать чистым. 

Сергей привозит меня обратно на «Спецавтобазу», чтобы забрать там напарника Виктора Акимова, у которого я, заняв его место в кабине, «украла» несколько часов рабочего дня. Они загружаются в камаз, вежливо прощаются и уезжают — дальше чистить Ревду.

Еще по теме

  • Региональный оператор по обращению с мусором, ООО «ТБО «Экосервис», и подрядчик — компания «Спецавтобаза» опять не смогли договориться.
  • Стартовала мусорная реформа. Что думают о ней ревдинцы.
  • А губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева раскритиковали в инстаграме за высказывание о реформе.

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное