Как правильно писать «не» с глаголами, союз «также» и имена собственные в форме нарицательных — проверяли участники акции «Тотальный диктант». В субботу, 13 апреля, в педколледже и школе «Истоки» общим числом полсотни человек сели за парты. Кто-то спустя десятки лет, а кто-то — в свободное от учебы время. По традиции, наши корреспонденты написали диктант вместе со всеми.
Акцию придумали в Новосибирске в 2004 году, и за шестнадцать лет она распространилась по всей стране и миру. Принципы — анонимность, бесплатное участие и в целом позитивный, добрый настрой всех вокруг — подкупают людей от мала до велика. Неслучайно в этом году в педколледже, где участников было больше всего (32, а в «Истоках» — меньше двадцати), за парту сели бывший врач 70-ти лет и гимназист 12-ти лет.
Цель диктанта — показать, что грамотным быть важно, потому что, как объяснил в своем видеообращении автор текста в этом году Павел Басинский, грамотность структурирует наше сознание.
В Ревде акция проходит второй год: ее координатор — 25-летний преподаватель педколледжа Марина Аристова, увлеченный, воодушевленный и очень добрый человек.
В прошлом году в педколледже открыли три аудитории, нынче обошлись одной. Все по привычной схеме: приветствие, знакомство с регламентом. Каждому вручили ручку и бланк, затем на экране включили «Ховости» — хорошие новости от организаторов акции. Они с юмором, аудитория добродушно смеялась. Хороший ход: ведь все равно многие волновались.
В педколледже самым младшим участником был 12-летний ученик гимназии №25 Дима. Ему про диктант сообщила учитель. Дима учится на хорошо и отлично, не волнуется совершенно и рассчитывает на пятерку. Единственный из тридцати двух человек!
— Дима, скажи какое-нибудь сложное слово, которое ты знаешь…
Он долго думает, но так ничего и не говорит. По соседству с ним — 46-летний Александр, инженер. Он включается в разговор и говорит, что есть три варианта слова «дно» в множественном числе: днища, донья и донца.
Восемь человек поднимают руки, отвечая на вопрос, писали ли уже диктант. Остальные — новички. Большинство отмечают, что пунктуация — сложнее всего.
Учитель начальных классов школы №3 Наталья Шумкова говорит, что писать диктанты взрослому человеку сложнее, так как с годами многое забывается. А преподавателю, который всегда в рамках, сложнее вдвойне.
Начинаем! Нашему региону достается часть №2, «Простое сердце». В основе — имена и сюжет «Мертвых душ» Гоголя. Диктующая текст Наталья Коровина читает его после Басинского, который был на экране. Медленно, по частям, стараясь интонацией передавать знаки препинания. На экране появляются рисунки и имена героев (Коробочка, Чичиков, Плюшкин…), сложные выражения — которые нужно взять в кавычки или обособить. Все пишут старательно, в полной тишине. Как на уроке.
— Пунктуация в этом тексте на порядок проще, в прошлом году текст был художественный и более сложный, а Басинский все-таки журналист, — объясняет Наталья. — Радует, что люди пришли. Ждали больше, думали, что погода скорректирует планы людей. Но, видимо, пришли лишь те, кто хотел. Думаю, этот текст я бы написала лучше, чем прошлогодний… Жаль, написать не смогла: просила коллег меня подменить, но доверили это только мне.
Она подчеркивает: проверяют диктанты очень лояльно, учитывая все возможности постановки знаков, какие только предлагают организаторы. Есть общие правила, есть авторские знаки — и все это учитывают. Впрочем, посмотрим позже, что у Ревды получилось.
Диктант занимает час, еще минут десять — последние формальности: для самопроверки и рассказа о том, когда узнавать результаты. Во вторник, 17 апреля, на сайте проекта. Для получения доступа нужно будет ввести проверочное слово, которое участники написали на бланках. 20 апреля будет возможность забрать свои работы и получить консультации у преподавателей русского языка.
Мария, учитель русского языка из медколледжа, сдавая работу, делится:
— Тут дополнение, похоже, было, могла ошибиться. Онлайн писала, а очно — впервые. Посмотрим!
Еще по теме
- Хотя бы на троечку: как Ревда впервые писала Тотальный диктант.