Код Б20. Как жить с ВИЧ

История ревдинки, которая девять лет назад узнала, что ВИЧ-положительна. В этом году она родила ребенка.

2% жителей Ревды — ВИЧ-положительны. Такова официальная статистика, которую приводит руководитель Первоуральского территориального отдела Роспотребнадзора Иван Хованов. Это — много, для сравнения, 2% — показатель Екатеринбурга. Ситуацию медики оценивают как неблагополучную.

Только в прошлом году впервые зарегистрировано 113 человек, чей статус подтвержден лабораторно, 59 человек заразились во время секса. Всего на сегодня 1000 ревдинцев — ВИЧ-положительны, это те, кто жив. 27 — умерли от осложнений в прошлом году.

19 детей появились на свет от матерей, чей статус — «+». Мамы прошли антиретровирусную терапию во время беременности. Все родившиеся дети — здоровы.

Знание — главное, что нужно, чтобы жить с ВИЧ полноценно. С болезнью помогают бороться врачи, поддерживая иммунитет, и от терапии нельзя отказываться, чтобы не довести положение до критического. К сожалению, общество, как показывают опросы, пока не готово принять людей с положительным статусом, что подтверждают многочисленные скандальные истории.

Так, героиня нашей сегодняшней истории поначалу была готова представиться настоящим именем и разрешила сфотографировать себя. Но позже попросила о конфиденциальности: опасаясь за семью и ребенка, здорового, кстати.

Вовремя узнать о наличии вируса в организме, начать лечение — значит купировать все негативные для здоровья последствия, какие возможны. По плану санитарных врачей, в 2018-м подлежало обследованию на антитела к ВИЧ 17525 человек, треть жителей Ревды, по итогу обследовали чуть больше половины.

  • Пройти тест (анонимно, бесплатно) можно в городской поликлинике или в центре тестирования «Дорога к жизни». Адрес: ул. Комсомольская, 55. График работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00, суббота и воскресенье — выходные. Тест на гепатит С и ВИЧ может сдать любой ревдинец с 15 лет, но если вам нет 18-ти лет, результаты тестирования сообщат только родителям (законным представителям).

Виктория. Молодая мама. Живет с ВИЧ девять лет

mama-4
Виктория помогает городскому фонду борьбы с зависимостями на правах равного консультанта. Общается с теми, кто узнал, что ВИЧ-положителен. Помогает принять это, научиться сжить с диагнозом и прийти к единственно верному решению: приему терапии. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Проходи, будешь чай? А пирог с брусникой? Правда, он такой, с кислинкой…

На пороге квартиры меня встречает по-домашнему одетая женщина: тапочки, спортивные штаны, футболка, темные волосы, собранные в пучок. У нее внимательные глаза, крестик с цепочкой на шее, родинка у виска, немного мягкая речь. А еще — положительный ВИЧ-статус. Уже девять лет.

Если наркоман, то инфицированный? Нет

Виктория наливает мне китайский чай и перед интервью просит изменить ее имя в материале — чтобы ее откровение никак не повлияло на судьбу близких и коллег.

— До ВИЧ я работала в одной организации, — начинает она. — Так вот, у нас работала девушка, зависимая от наркотиков. А у людей как? Если наркоман, то, значит, инфицированный. Ее уволили. Раньше я боялась наркоманов и по-другому относилась к этой болезни. Считала, что такие люди не должны жить и заражать других. Сейчас все иначе.

Жизнь Вики похожа на сериал: детство в полной семье, брат, хорошие оценки в школе, университет. Потом поездка на каникулы к родственникам в другой город, а там любовь — семья, муж и сын. Но семейная жизнь, признается девушка, не сложилась: муж пил и поднимал руку.

— Внутри нашей семьи был бардак, хотя с виду все было классно, но жизнь была непонятная — мы то расставались, то сходились, — рассказывает девушка. — Защитить меня было некому, и я искала утешения в алкоголе. Когда мы с мужем уже не жили, я попала в нехорошую компанию. Там была случайная связь.
mama-2
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Позже Вика помирилась с мужем, и пара решила родить второго ребенка. Но случился выкидыш, а девушка узнала, что человек, с которым у нее была связь, ВИЧ-инфицирован. Вика впала в депрессию.

— Сразу поставила на себе крест, ушла от мужа, от любимого сына, — вспоминает она. — Я думала, что умру, что жизнь закончена. Начала сильно пить. Тогда я жила у родственников, и когда они догадались, испугались меня. У меня была отдельная ложка, кружка, постель. Потом они сказали, что боятся меня, и я должна уйти.

О предполагаемом диагнозе девушка никому не говорила — было страшно. Пойти в больницу не решалась, потому что в маленьком городе, как известно, новости разлетаются быстро. Уехать домой она тоже не могла — боялась, что так потеряет связь с сыном. Из-за очередного запоя Виктория попала в больницу, и уже хотела покончить с собой.

— В моей жизни тогда стоял большой вопрос: смысл так жить? — говорит девушка. — Я не хотела приносить боль родителям, не хотела, чтобы мой статус повлиял на сына. Решила повеситься. Знаешь, как в сложные жизненные моменты люди просят у Бога? Вот и я попросила. Говорю, Боже, если ты есть, пожалуйста, помоги найти выход, а иначе покончу с собой.

mama-3
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру
— В палату, где я лечилась, положили девушку, проходившую курс реабилитации, — продолжает Вика. — Она спросила, что со мной случилось, почему я такая замученная, и дала визитку реабилитационного центра. Я подумала, что буду там доживать жизнь, и приехала.

В центре девушке помогли обратиться к врачам и сдать анализы. ВИЧ подтвердился. Но, как вспоминает Вика, принять новость оказалось проще — потому что в центре дали понять: на этом жизнь не заканчивается.

— Тогда я была среди людей, которые приняли меня такой, какая я есть, — говорит она. —  Меня поддержали. До этого болезнь казалась мне ужасной, думала, что с таким статусом дальше только смерть. Но в центре я была не первая с ВИЧ, и я видела, что такие люди живут. И живут нормально.

Позже Вика приехала в Ревду и встала на учет в Екатеринбурге. Она рассказала родителям о статусе и о том, что сейчас принимает лекарства и получает медицинскую помощь. Как вспоминает девушка, маму диагноз не насторожил.

На кухне, где мы пьем чай, просторно и светло. Возле раковины на столике сушится детская бутылочка, рядом стоит банка с молочной смесью. В комнате, где еще не до конца закончен ремонт, стоит коляска, а в кроватке в спальне мирно сопит двухмесячная малышка. Сейчас Виктории 39 лет. Она — счастливая мама и жена. Со вторым мужем она познакомилась уже в местном центре, где он тоже проходил реабилитацию. Сначала они дружили, а потом влюбились и решили быть вместе.

mama-1
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру
— Ни его, ни меня не пугает болезнь, мы оба положительные, лечимся, принимаем терапию, — говорит девушка. — Тогда, девять лет назад, я не могла даже мечтать о таком, а теперь у меня взрослый сын и дочь. С ней мы пока сдаем анализы, еще идет период «окна»*. Дай бог, что все будет хорошо. Но если что-то произойдет, мы с мужем будем готовы. 

В свободное от работы (а теперь и декрета) время Виктория трудится в АНО «Дорога к жизни». Она консультирует женщин, которые, как и она когда-то, оказались в трудной жизненной ситуации. С друзьями из фонда и реабилитационного центра девушка часто проводит время вместе — выезжает на природу или помогает в церкви.

— В общем, я веду обычную жизнь, — улыбается Вика. — Да, мое мышление кардинально поменялось. Я больше не боюсь ВИЧ, я приняла болезнь. Этот диагноз не мешает строить планы, не мешает мечтать и жить. Я знаю, что я под наблюдением врачей, поэтому ничего страшного не случится.

Под последние глотки чая я прошу Вику поделиться мнением о том, как общество относится к ВИЧ-положительным людям, и что делать тем, кто подозревает, что он тоже инфицирован. Ответ логичен и прост: не бояться и идти к врачам, потому что они правда помогут.

— Сейчас медицина больше знает о ВИЧ, чем тогда, — говорит девушка. — Как-то, еще до приезда сюда, я лечилась в терапевтическом отделении, при осмотре назвала свой диагноз, он по-медицински «Б20». Так меня положили в отдельную палату, даже приносили еду. У людей был шок. А когда я рожала ребенка, меня уже не шугались. Я не чувствовала себя изгоем, хотя девушки в палате догадались о моем статусе и перестали общаться. Думаю, это от незнания. Но меня это не обидело. Некоторые по этой причине не идут сдавать анализы — их волнует мнение людей. Так быть не должно. Твое здоровье — это твое здоровье. Чем раньше узнаешь статус, тем быстрее начнешь лечение.

Мы прощаемся с Викторией у порога светлой квартиры. Она провожает меня с проснувшейся малышкой на руках, которая с аппетитом пьет молоко из бутылочки и улыбается мне голубыми глазами. А я ухожу и думаю о том, насколько счастливой может быть жизнь человека с неизлечимой болезнью, если он любит и любим.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное