Плотина Ревдинского завода. Кто, как и когда ее строил

Мы продолжаем рассказывать о прошлом Ревды, об истории города и интересных объектах на ее территории. Сегодня речь пойдет о плотине, которая была построена до основания города.

2019-05-05, 13:40 Истории 4 582

В XVIII веке заводской пруд и плотина были на Урале главной энергетической системой при строительстве любого металлургического завода. Вода, падая с плотины, вращала колеса, которые через систему штанговых передач приводили в движение заводские механизмы — молоты, меха для горновых печей, дробилки руды. Тогда почти все горные заводы на Чусовой были чугуноплавильными или железоделательными.

Staraya-plotina
Вид на старую плотину в 50-е годы. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Строительство заводов начинали с выбора места для плотины. Это была не просто насыпь поперек реки в узком месте, а сложное сооружение. Все заводские строения располагались у плотины. Плотинные мастера ценились очень высоко. Любой просчет грозил заводчикам большими убытками.

Иноземцы не владели техникой нашего плотиностроения. Они не знали особенностей русских рек: зимой — замерзают, весной идет мощное таяние снегов и льдов, а летом — обмеление. А гениальный плотинный мастер на Урале был только у заводчиков Демидовых в Невьянске — Леонтий Злобин.

Знаменитый плотинный мастер Демидовых

Строитель плотин Леонтий Степанович Злобин родился в семье старообрядцев в деревушке под Вологдой в 1677 или 1679 году. По некоторым сведениям, Злобины занимались строительством водяных мельниц и устройством рыбных прудов.

По одной версии, Леонтий сбежал из дома, бродяжничал, судьба забросила его на Урал, на строительство Невьянского завода. По другой — когда началось преследование староверов, семья Злобиных подалась на Урал, где и попала в поле зрения заводчиков Демидовых. Именно Леонтий Злобин в 20-30-х годах XVIII столетия возвел для них десятки плотин и соорудил надежные пруды всем казенным заводам Урала.

По приказу Акинфия Демидова в мае 1732 года на реке Ревде начали возводить главное заводское сооружение — плотину. По замыслу Леонтия Злобина, тело и разрезы плотины сначала строили на суше. Длина строения составляла 75 сажен (одна сажень примерно 213 см), высота — четыре, а ширина основания — 27 саженей. Плотина состояла из двух земляных дамб, двух деревянных прорезов для сброса воды и самотечной трубы.

В основании каждой из дамб рубился «зуб» — колодцы из лиственницы размером 2х2 и 3х3 метра. Они забивались утрамбованной глиной. Эти «зубы» предохраняли дамбы от размывания. Русло реки Ревды перегородили камнями и глиной между горами, позднее получившими название Угольная и Сороковая. Поток отвели ближе к правому берегу. Образовался пруд площадью 800 гектаров.

В книге Александра Терехина (Пермь, 1970 год) о знаменитом архитекторе Иване Свиязеве, который в 1825–1826 годах перепроектировал Ревдинский и Билимбаевский заводы, говорится: «Первым фактором, влиявшим в то время на размещение цеховых зданий, являлся заводской пруд. Все механизмы завода приводились в движение водой, подаваемой через трубопроводы и «водяные лари», размещаемые перпендикулярно плотине у пруда. Это, в свою очередь, регламентировало положение в плане цехов и других зданий и устройств: они должны были стоять параллельно водоподающим агрегатам. Количество воды, накопленное в заводском пруду, определяло, в конечном счете, и мощность завода».

Вот как раз, кстати, по проекту Ивана Свиязева и мог быть построен храм во имя Архистратига Михаила на Угольной горе — главный храм старого Ревдинского завода.

plot025
Старая плотина. Графика ревдинского художника Эдуарда Кремнева.

Вернемся к плотине. Тугой поток воды, падающий с высоты девяти аршин (аршин — 71,2 см), начал приводить в движение заводские механизмы. Главный водоспуск назывался «вешняк». Вспомогательные «прорезы» и водоотводы с «вешняка» направляли потоки в «лари», в которых вращались заводские колеса. На нашем старом заводе вода крутила 33 колеса, диаметр каждого был около 4 м, ширина — около 2 м.

Весной 1733 года река Ревда показала свой нрав, и только что отстроенная плотина была снесена.

Это было сложное гидротехническое сооружение. Плотина имела ниже себя еще и три «подливные» — неполные, создававшие «скоп» воды для двух вспомогательных заводиков — Шараминского и Барановского. Появилась крупная пристань. Выпуская воду из заводского пруда, Ревда стала «застрельщиком» сплава «железных караванов» по Чусовой. Появилось крупное плотбище. В 1814 году на нем построили более 40 судов.

Закрывали плотину ударами чугунной «бабы» по стержню запора, а открывали большими железными ломами от 18 до 25 пудов. Открывали плотину таким ломом вместе 12-15 человек.

Вот какую байку рассказывал один из ревдинских старожилов — Н.И.Шевелева, 1892 года рождения: «А один мужик, Санушко Заровняев, мог один поднять этот лом, унести куда-нибудь и бросить. Люди просят: «Санко, тащи лом обратно!» А он: «Дайте пол-литру, тогда принесу…».

KOC_0276
Нынешний облик плотины и ее берегов сформировался в 1984 году. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Старая плотина просуществовала до 1964 года, прошла техническая реконструкция. Администрация Ревдинского завода приняла решение привести плотину в соответствие с современными требованиями. Деревянную водосливную систему заменили железобетонной. Перед засыпкой старых разрезов из их основания были извлечены два бруса сечением 600х600 мм, сложенных один на другой. Между ними обнаружили зеленую суконную прокладку. Лиственница и сукно, пролежавшие в воде 230 лет, были как новые. Водосброс с новой плотины начался в 1965 году. Размер плотины: длина — 70 м, высота — 8 м. Нынешний облик плотина и берега приобрели в 1984 году — к 250-летию Ревды.

Использованы материалы ревдинского краеведа Михаила Горланова и портала indbooks.in.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное