«Поднимаясь в атаку, бойцы кричали «Мама!». Что помнят о фронтовиках ревдинцы

Трое ревдинцев с детьми и внуками каждый год встают в строй Бессмертного полка. Они рассказали истории своих ветеранов.

Шестой раз по Ревде пройдет Бессмертный полк: завтра в 12.00 он будет строиться у ЦДО на ул. Чайковского. Традиционная акция объединяет не менее трех тысяч людей. Причем в строй встают не только ревдинцы, но и гости города — из Нижних Серег, Дружинино, Екатеринбурга… Мы рассказываем короткие истории людей, которые выходят на шествие на протяжении всех этих лет.

  • Найти информацию о своем фронтовике, узнать истории о воевавших родственниках помогут сайты obd-memorial.ru, podvignaroda.ru, forum.patriotcenter.ru, pomnite-nas.ru. Рассказать военную историю своего родственника и опубликовать его фото можно на официальном сайте проекта: moypolk.ru/revda. Также рассказать эти истории вы можете корреспондентам «Городских вестей». Приходите: ул. П. Зыкина, 32, офис 208. Также завтра, 9 мая, в библиотеке им. Пушкина с 10 до 17 часов можно будет бесплатно обратиться за помощью к волонтерам, которые будут искать для вас информацию о ветеранах в специальных архивах.

Николай Морозов, рядовой

Рассказывает Елена Маренцева, внучка

polk-3
Елена Маренцева, сотрудник детского сада, вместе с сыном Владом и внуком Сеней с 2014 года участвует в шествии «Бессмертного полка». На их штендере — Николай Андреевич Морозов, дедушка Елены. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру
— Наш прадедушка родился в 1925 году, ушел на фронт в январе 1943 года, в 18 лет. Мы его не застали, но застали родители, моя сестра, брат, — говорит 13-летний Влад Маренцев, сын Елены. — Он рассказывал, как прошел этот путь, что чувствовал в День Победы. У моего прадедушки есть орден Великой Отечественной войны II степени, медаль за победу над Японией, много юбилейных медалей.
polk-5
Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Николай окончил всего пять классов, на фронт ушел в январе 1943-го. По август 1946 служил в 293-м стрелковом полку на Дальнем Востоке, а с августа по декабрь 1946 — в стройроте, еще год — был механиком, закончил службу в марте 1948-го. Его контузило, но никаких подробностей родные не знают, о чем сейчас жалеют.

polk-6
Сеня с портретом пра-прадедушки. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

После войны работал слесарем — в МТС, в городской больнице, на УПП ВОС. Его история вошла в книгу, выпущенную к 60-летию Победы. Умер он уже пожилым, в 1999 году, последний год лежал, был инвалидом I группы.

Читать дальше...

— Он не любил вспоминать войну, рассказывал немного. Так, помню, говорил, как ели на фронте очистки… Был добрым, веселым, отзывчивым человеком, любил ходить в лес, помогал маме в саду, до последнего водился с правнуками, моими детьми Настей и Артемом, — рассказывает Елена. — Его жена Лидия пережила мужа на пять лет.

Семья Морозовых была небольшой, всего трое детей. У Николая родились дочери Галя и Люба. Любовь — мама Елены, у которой трое детей. Младший, Влад, изучал историю войны, интересовался судьбой прадеда. С 2014 года вместе с мамой участвует в шествии Бессмертного полка.

— Дети должны знать, какой ценой завоевана Победа и благодаря кому мы живем под мирным небом. Мы хотим, чтобы такой светлый праздник даже те, кого с нами нет, были рядом и отмечали его с нами, — говорит Елена. — Вот почему мы выходим на шествие.


Петр Казанцев, сержант, командир стрелковой роты

Рассказывает Надежда Николаева, дочь

polk-1
Надежда Николаева каждый год 9 Мая с внуками встает в строй Бессмертного полка с портретом своего отца — Петра Яковлевича Казанцева, сержанта, командира отделения отдельной стрелковой роты. Он начал воевать в 1939 году с Финляндией. Был ранен. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

— Потом сразу призвали на фронт, потому что после Финской кампании эти бойцы считались более опытными, — рассказывает Надежда Петровна. — Их сразу направили под Москву. Мой папа был скромным человеком, мало что рассказывал. Мне известно, что он был командиром отделения. В штрафбате! По негласному распоряжению руководства страны, как опытный боец. Но все-таки был «смертником». Был трижды ранен. Надеялся, что после очередного ранения будет переформирование и его «уберут» из штрафбата. Но, видимо, сказывалась его прекрасная характеристика, как воспитателя бойцов. И снова направляли в штрафбат. И так до 1943 года. Он говорил, что у них была одна винтовка на пятерых! При этом необходимо было поднять солдат под танки. А сзади был заслон из частей НКВД — по приказу Сталина №227 «Ни шагу назад» бойцов при бегстве с поля боя могли запросто расстрелять. Смертники они были…

polk-2

В октябре 1943 года у Казанцева тяжело ранило в левую руку в окружении фашистов. С таким ранением он переплыл одну из рек под Серпуховым, в плен не попал.

Читать дальше...

— Попал в медсанбад, ему сразу кружку спирту выпить и руку отняли, без всякого наркоза, — тяжело вздыхает Надежда Петровна. — Папа вернулся домой в село Нижнеиргинск Красноуфимского района. У него было очень много медалей: «За отвагу», «За оборону Москвы» и другие. К сожалению, эти медали не сохранились. Но орден Красной Звезды я берегу. Папа умер молодым, ему было всего 56 лет. А родился в 1913 году. После войны никаких поблажек солдатам не было. Тяжело жили, держали корову. Помню, как-то рано утром пошли с отцом на покос. Мне тогда 14 лет исполнилось. Папа своей культей левой руки поддерживал косу до того, что у него текла кровь. В семье я была одна. Мама с 16 лет во время войны работала на филиале фабрики «Уралобувь», делали сапоги для бойцов. Потом и папа здесь стал начальником цеха по раскрою обуви.

Из представления к ордену Красной Звезды Петра Яковлевича Казанцева: «Умело маневрируя отделением, незаметно подобрался к ДЗОТу противника и забросал гранатами, уничтожив при этом пять огневых точек, обеспечив успешное продвижение нашей пехоты. Отважно и смело действуя, Казанцев Петр Яковлевич кинулся в траншею немцев, увлекая за собой бойцов. В штыковой схватке уничтожено до взвода пехоты противника. Показывая пример бойцам, товарищ Казанцев лично уничтожил десять солдат противника и забросал гранатами огневые точки противника. Тяжело ранен».

По рассказу Николаевой, ее отец не любил военные фильмы.

— В фильмах показывают, как бойцы поднимаются в атаку и кричат — за Родину, за Сталина, — говорит Надежда Петровна. — А мне папа говорил, что на самом деле бойцы кричали: «Мама-а-а…».


Клавдия Туровская, младший лейтенант медслужбы

Рассказывает Александр Ульянов, сын

polk-9
Клавдия Туровская была призвана в ряды Красной Армии 11 февраля 1942 года из Мичуринска. Была в составе отдельных рот медусиления Западного, Брянского, Белорусского фронтов. Во что рассказывает о своей маме известный ревдинец Александр Ульянов. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— В июне 1941 года она окончила Мичуринский медицинский техникум и получила квалификацию фельдшера-акушерки. 21 июня 1941 года им вручили дипломы об окончании учебного заведения, и как все молодые люди и вновь испеченные специалисты, они строили планы, мечтали о будущем, влюблялись. А на завтра была страшная война, планы были отодвинуты на долгие годы, а для кого-то и навсегда.

Имея военно-учетную специальность, но не будучи совершеннолетней, мама сначала была призвана на строительство оборонительных сооружений и только потом в действующую армию. Где в составе отдельной роты медицинского усиления «прошагала всю войну». Отдельные роты медицинского усиления направлялись на участки фронта, где шли самые кровопролитные бои.

polk-8
Александр Ульянов с портретом матери. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру
Читать дальше...

Клавдия Туровская непосредственно в боях не участвовала, была старшей операционной сестрой. Вот что говорится о ней в представлении к первой награде — медали «За отвагу» в августе 1943 года:

«…Энергичная, теоретически и практически хорошо подготовленная хирургическая сестра. Во время июльского наступления нашей армии, работая в эвакогоспитале 2922, не выходя из перевязочной по 15-17 часов в сутки, в составе группы оказала помощь 300 человек раненых, в том числе наложено 161 гипсовых повязок и 111 шин Крамера, не считая простых перевязок. Активно помогает хирургу при операциях. Тов. Туровкая своей самоотверженной, неутомимой работой показывает образец патриота и заступника своей Родины». Из представления к ордену Красной Звезды в апреле 1945 года лейтенанта медслужбы Клавдии Туровской: «…В боях за Кенигсберг, находясь с ППГ-2233, работая в челюстно-лицевой группе без смены и отдыха, участвовала вместе с врачом в обработке 208 человек, раненых в челюсть, обеспечила хороший уход за ними, готовила их к операции и сделала 150 сложных перевязок. В работе требовательна к себе и подчиненным. Дисциплинирована. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предана».

— Мама о войне вспоминать не любила, да и что могла вспоминать о войне попавшая туда молодая девушка: смерть, кровь и изувеченных бойцов, многие из которых были ее ровесниками, — говорит Александр Ульянов. — А еще страшно боялась той войны, и наши родители, а они оба были участниками войны, говорили нередко нам: «Главное, чтобы не было войны».

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное