Война в истории Ревды: каждый третий фронтовик не вернулся домой

Ветераны труда вспоминают первый день войны.

2019-06-23, 12:53 Истории 2 397

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Ее авиация массированно бомбила аэродромы, железнодорожные узлы, военно-морские базы, военные части и многие города на глубину до 250-300 км от государственной границы. Счет погибших и попавших в плен среди советских пограничников и передовых подразделениях войск прикрытия, первыми принявших на себя удары противника, шел на сотни тысяч…

Председателю Совета народных комиссаров Иосифу Сталину многократно докладывали о намеченной дате фашистской агрессии. Но еще весь день 21 июня везли в Германию стратегическое сырье, которое СССР обязался поставлять Германии в обмен на станки. А поезда в Сибири в течение недели еще шли по старому расписанию в сторону Германии. Общеизвестны крики комиссаров во время обстрела эшелонов: «Не стрелять! Это провокация!».

22 июня 1941 года по радио перед гражданами страны выступил не Иосиф Сталин, а нарком иностранных дел Вячеслав Молотов: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Не будучи хорошим оратором, «отец народов» выступал крайне редко, но, как утверждают источники, здесь он был, к тому же, страшно деморализован. С речью по радио Сталин выступил лишь 11 дней спустя.

В годы Великой Отечественной войны на фронт были призваны 12255 ревдинцев, домой не вернулись 4424 наших воинов. По данным переписи 1939 года, все население Ревды составляло 32,2 тысячи человек. Имена павших солдат увековечены на трех мемориалах в городе, на памятниках в Кунгурке, Мариинске и Краснояре.

Магазин №3 на перекрестке улиц К.Либкнехта и Сталина (сейчас улица М.Горького) в начале 50-х годов. Потом этот магазин назывался «Одежда», «Ромашка», сейчас — супермаркет «Верный». Здание построено в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны фармакологи производили здесь пенициллин. Фото//архив Ревда-инфо.ру

Уже в первые месяцы войны в Ревде были сформированы три военных госпиталя. 10 июля 1941 года эвакогоспиталь №3858 развернули в Доме культуры РММЗ (сейчас «Демидов-центр»). В августе были готовы к приему раненых солдат госпиталь №3104 — в школе №25 и госпиталь №3105 — в административном здании на площадке ремонтно-механического цеха СУМЗа (сегодня заводоуправление завода ОЦМ).

Госпиталь в Доме культуры РММЗ просуществовал всего три месяца и был закрыт — далеко от железнодорожных путей. Сколько раненых бойцов прошли за годы войны через ревдинские госпитали,  установить невозможно. Так, например, школа №25 была рассчитана на лечение трехсот человек, но в какой-то период здесь находились около 700 воинов.

1 сентября 1941 в Ревде были введены карточки на продукты питания


Ревдинцы вспоминают день начала войны

Alevtina-BolshuhinaАлевтина Большухина, ветеран медицины:

— Мне тогда еще и четырех лет не было. У нас большая семья была, моих братьев пять человек. Спали все на полу. Помню день, когда пришел рано утром мой крестный отец Василий Григорьевич Большухин, всех разбудил. Говорит, что его призывают на фронт. Пришел с баяном, он хорошо играл. Говорит: ну что, крестница, давай пляши. Вот под его баян мы и плясали. Мы же в этом возрасте не осознавали, что наступает страшное время. А дядя с нами прощался. С войны он не вернулся. Письма с фронта писал моей маме, но они не сохранились. Мы тогда жили на улице Октябрьской. Отца моего на фронт не взяли, он работал на заводе.

svalovВладимир Свалов, Почетный гражданин Ревды:

— Это было воскресенье, и мы всей семьей отдыхали на берегу реки Чусовой, ниже плотины Волчихинского водохранилища. Тогда все соседи собирались по выходным и организовывали застолье, как говорят сейчас, выезжали на пикник. У взрослых были свои дела, а мы, ребятишки, купались. Мне тогда было семь лет, жили на улице Мамина-Сибиряка напротив школы №21.

Вечером возвращаемся домой, и сразу неожиданность: по улицам гоняют верховые на лошадях, женщины ревут. Всех мужчин начали собирать на сбор в военкомат, в том числе и моего дядю. Таким этот день и запомнился — из веселья и радости на отдыхе пришли к страшному началу войны. Все радостное настроение как рукой сняло, у всех лица стали мрачными.

Мужчинам пошли повестки, и через некоторое время их направили на железнодорожную станцию Капралово. Мы, мальчишки, бегали и смотрели на эти сборы. Отца моего расстреляли в 1937 году, сиротой рос. Отца заменил его брат, который и ушел на фронт. Он пропал без вести. Но я позднее проследил, где он воевал. Первое письмо от дяди пришло из Витебска, в котором писал, что они отступают. Второе письмо пришло из Смоленска. Больше сведений от него не было.

romansyЛюдмила Добронравова, ветеран-педагог:

— О начале войны я узнала, когда находилась на курорте недалеко от Нижнего Тагила. Мне тогда было пять лет. Мой дядя был директором Дома отдыха в Руше. Жили там с братом и бабушкой. В тот день, на воскресенье, приехали мать с отцом. Мы пошли на речку, потом увидели, как к нам идет дядя Володя. На нем была белая рубашка, и лицо у него было такое же белое. Посмотрел на нас и сказал: «Война!». На моих глазах этот курорт начал превращаться в госпиталь. Напряжение чувствовалось во всем, люди стали другими. Это я хорошо помню.

Два маминых брата ушли на фронт, один пропал без вести, другой вернулся с войны. Тяжело нам пришлось. Жили в двухкомнатной квартире в деревянном доме в Ревде. Зимой топить было нечем. Мы ходили по ночам на железнодорожную станцию и воровали уголь. Я страшно боялась, что нас заберут в тюрьму, что мы не то делаем! Но холод брал свое. В школе иногда давали небольшой кусочек черного хлеба, посыпанный сахарным песочком… Это была великая радость.


Ревдинские патриоты: возьмите на фронт!

Что писала газета «Ревдинский рабочий» от 29 июня 1941 года

«В эти грозные для страны дни, когда озверевший враг напал на мирные советские города, патриоты нашей страны рвутся в бой. Они жаждут немедленно сразиться с врагом и в смертельной схватке разгромить его. На имя военного комиссара Ревды ежедневно поступают десятки заявлений от трудящихся нашего района.

Патриоты Родины просят отправить их добровольцами в действующую Красную Армию, чтобы уничтожить зарвавшихся фашистских псов. Заявления воинов немногословны, некоторые из них написаны ломаным почерком, но они волнуют, говорят о едином желании советских людей стереть с лица земли провокаторов войны, защищать свою свободную, счастливую жизнь».

Я в прошлом году прибыл из Красной Армии, где служил сверхсрочно. Мое военное звание — сержант, занимаемая армейская должность — орудийный мастер. Я горю желанием как можно быстрее сразиться с врагом, честно и добросовестно защищать советские рубежи. Требую отправить меня добровольцем на фронт.

Ф. Морозов, машинист крана Средуралмедьзавода

Zavod-1941-god
Ревдинский метизно-металлургический завод в 1941 году. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Сегодня же зачислите меня в Красную Армию!

Товарищ военный комиссар! Дайте мне ответ сегодня же о своем согласии зачислить меня в Красную Армию. Я согласна быть санитаркой или сражаться в первых рядах с бойцами.

Васса Харина, из Ревдинского совхоза

Прошу городской военкомат зачислить меня добровольцем в действующую армию, храбро сражающуюся с озверелым фашизмом. Я, как советский патриот, гражданин СССР, обязан защищать свою Родину. Прошу мою просьбу удовлетворить.

Н. Сохраннов, электрослесарь Ревдинского завода

Я комсомолка, мне 20 лет. Хочу служить добровольно в народной армии и выполнять обязанности санитарки. Буду честно и добросовестно оказывать помощь Родине, выполню комсомольский долг.

Зинаида Крючкова

Mart-1939
В войну с фашистской Германией никто не верил, но все-таки к чему-то неизбежному готовились. Политинформация в одном из цехов СУМЗа в марте 1939 года. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Услышав по радио речь товарища Молотова о том, что подлые германские фашисты напали на нашу любимую Родину, мы, военнообязанные запаса, просим немедленно отправить нас на фронт.

Владимир Еремин, Николай Перминов

По материалам сектора краеведческой литературы Центральной городской библиотеки, 22 июня 1941 Ревдинский горком комсомола, представители Красного Креста и Красного Полумесяца, руководство местного отделения Осоавиахима провели молодежные митинги на берегу Ревдинского пруда и на СУМЗе с вопросом о мобилизации сил на разгром врага.

Ревдинские заводы — фронту

РММЗ. Выпускал сталь, метизы, делали катанку, из которой потом тянули проволоку разных калибров — она шла на электроды для сварки броневых листов танков. Было несколько секретных цехов. В одном из них делали артиллерийские снаряды и гильзы, в том числе снаряды для «катюш». В шурупном цехе был секретный раздел, где готовили запалы для этих снарядов.

gvozd-tsez-proiv-detal-dlya-katyush-44-god
РММЗ, 1944 год. Гвоздильный цех, участок для производства деталей для «катюш» Фото//архив Ревда-инфо.ру.

РЗ ОЦМ. Начал создаваться в конце июля 1941 года на площадке ремонтно-механического цеха СУМЗа — на базе эвакуированного оборудования из Москвы и Подмосковья, а также трубочного цеха Кольчугинского завода. Во время войны без его продукции не смогли бы обойтись ни авиационная, ни танковая, ни автотракторная отрасли промышленности.

СУМЗ. Завод выпускал корпуса мин, снаряды для «катюш», жидкое черное мыло, которое спасало фронт и местные госпитали от вшей и блох. Основную продукцию — сернистый пирит — отправляли на химические предприятия, где делали взрывчатку. На базе ремонтно-механического цеха начал действовать спецучасток по производству деталей для боеприпасов.

День памяти и скорби отмечается с 1996 года

День начала Великой Отечественной войны как памятная дата официально не отмечался до 1992 года. Постановлением президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 июля 1992 года этот день был объявлен Днем памяти защитников Отечества. Указом президента России от 8 июня 1996 года 22 июня стало Днем памяти и скорби. В этот день на территории России приспускаются государственные флаги, отменяются развлекательные мероприятия.

Почему одну из улиц Ревды назвали Ковельской

С ноября 1942 года в Ревде начал формироваться 278-й полк Уральской 175-й стрелковой дивизии (с 6 июля 1944 года — 175-я Уральско-Ковельская стрелковая дивизия). Штаб размещался в Доме инженерно-технических работников (сейчас ДЦ «Цветники»). После подготовки и обучения бойцов уже 11 февраля 1943 года первый эшелон воинов дивизии отправился на фронт со станции Капралово (так называлась нынешняя станция Ревда).

SHtab-divizii
Офицеры штаба полка Уральской стрелковой дивизии, формировавшегося в Ревде с ноября 1942 года, и руководство города. Штаб находился в сегодняшнем ДЦ «Цветники». Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Ревдинцев в Уральской стрелковой дивизии сначала было всего четыре человека — медсестры Таисия Кабалинова, Нина Новикова, Нина Скоробогатова и Нина Мизина. Уже в боях под Ковелем к дивизии присоединилась еще одна ревдинка — Вера Белякова.

С боями дивизия прошла от Курской дуги до берегов Эльбы в Германии. После войны Уральско-Ковельская Краснознаменная ордена Кутузова стрелковая дивизия была расформирована.

Решением горисполкома от 28 марта 1985 года новой улице (ныне между улицами Мира и супермаркетом «Кировский» на Цветников) было присвоено название Ковельская. С этой инициативой выступил Совет ветеранов Уральско-Ковельской дивизии. В школе №10 был создан музей Боевой славы дивизии.

С 1 декабря 1942 по 18 февраля 1943-го трудящиеся Ревды внесли из своих сбережений в фонд обороны страны 2 млн 188 тысяч рублей.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное