«Когда поймала его улыбку, просто летала». Как Татьяна Шарикова фотографирует младенцев

История единственного в Ревде фотографа новорожденных — и десять очень милых фото.

Это Сева, ему семь суток. Он лежит, поджав крошечные ножки, кажется, в совершенно неестественной позе. На деле же — поза Севы физиологична, именно так еще неделю назад он лежал у мамы в животике. Теплые мягкие руки бережно и деликатно укладывают ручки, ножки, устраивая правильную позу. Со стороны наблюдает мама: ничем не выдает волнения, кроме глаз, тревожно следящих за движениями фотографа. А Сева безмятежно спит. Фотограф — Татьяна Шарикова, единственный в Ревде специалист, который умеет правильно снимать младенцев. Об этом мы с ней и поговорили.

sharikova-11
Татьяне — 29 лет, она замужем, воспитывает двоих детей. Алисе семь, Ване — 4. Сегодня за ее плечами — больше двадцати съемок младенцев. Но именно с рождения Алисы и началась история Татьяны как фотографа. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Я сначала фотографировала капельки дождя, веточки, жучков, паучков. Мне нравилась макросъемка. А потом стала снимать дочь. Помните, раньше в телефон скачивали заставки с фотографиями детей в образе ангелочков, еще кого-то? А я хотела, чтобы там были только мои собственные дети. Смотрела картинки в интернете, хотелось снимать так же, но у меня сначала не получалось…

Конечно, все пришло не сразу. Вообще, ее путь был иным: если бы не дети, она по-прежнему работала бы… библиотекарем. Окончив школу в Туринском районе, Татьяна не поступила в пединститут и подала документы в колледж искусства и культуры на библиотечное дело. Там и работала, когда встретилась с будущим мужем Владимиром.

— Нас познакомили общие знакомые. Встретились в новогодние каникулы, сверкнула искра… И 8 марта я уже с его родителями познакомилась, в Ревде. Мы вместе уже десять лет. Сначала в Екатеринбурге комнату снимали, потом перебрались в Ревду, я ушла в декрет и в библиотеку больше не вернулась, — вспоминает Татьяна. — Я помню, когда мы ехали сюда впервые, автобус сломался, задымился и встал у Волчихи. Нас привезли на ДОК, все показалось серым, грязным (ну, была зима). Сейчас город полюбила, знаю его хорошо, и людей знаю — в Ревде замечательные люди.

Nikita-7-sutok
Никита, 7 суток. Фото// Татьяна Шарикова

В декрете начала фотографировать много и часто. Сначала снимала на обычную цифровую «мыльницу». Потом купила у знакомой девочки хороший фотоаппарат. Попросила научить, а она говорит: «Учись сама». Ну и стала учиться. Сначала это было хобби, но муж сказал, что получается — значит, надо попробовать этим зарабатывать.

— Я тогда не знала, как обрабатывать снимки, просто фотографировала и выкладывала в интернет. Работала в детском саду — устроилась, когда Алисе был год и два месяца — снимала праздники. Родители скидывались, приглашали меня. И так потянулись заказы. Лав-стори, семьи, репортажи, свадьбы…

Через некоторое время решила научиться снимать младенцев. Ей понравилась фотография спящего малыша, подумала: а как это снять? Кажется: так просто, положи его, и все. На самом деле нет.

— Нашла девочку-фотографа, Анастасию Быдзину, которая набирала людей на ворк-шоп, это стоило, помню, 18 тысяч. Я копила целый год, приехала и училась позированию, обмтокам, тренировались на куклах. Потом, через год, прошла у нее индивидуальный мастер-класс.

В чем же трудность съемки новорожденных (их еще называют английским словом «ньюборн»)?

sharikova-1
На фотосессии — маленькая Ульяна. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Можно положить не физиологично. Это главная ошибка. Все позы младенцев повторяют их положение у мамы в утробе, — рассказывает Татьяна. — И желательно малышей усыплять. Съемка длится примерно три-четыре часа. Пришли, малыша кормим, раздеваем догола. Я кладу его на стерильную пеленку. Сначала мы с ним здороваемся, знакомимся, я делаю ему небольшой массаж. Он может сходить в туалет (я часто мокрая и обкаканная). Есть секрет: когда берешь ребенка и укачиваешь, нужно делать это нежно и пальцами закрывать глазки. Если его ничего не беспокоит, это вообще раз плюнуть. А мама нужна, чтобы покормить. Мы фотографируемся час — покормились, сходили в туалет и дальше работаем.

Почему ребенок голый? Нужно показать его естественный вид, крошечность. Даже памперсы не нужны, они придают попе объем. А разные одежды просто разбавляют кадр.

Мамы в студии нужны, только чтобы помочь: покормить, придержать. Все остальное делает фотограф.

— Был один случай. Ребенок лежит на животике, мне нужно повернуть головку, ручку. Малышка спит, когда я ее касаюсь, она чуть-чуть подает голос. Вечером мама написала мне в соцсети, что ребенок был голоден, недоволен. Я объяснила, что сама — мама, у меня двое детей, я же вижу, что ребенок в порядке. Спокоен, сыт, ничего не болит, просто реагирует на прикосновения. Когда ребенок начинает кукситься, я разговариваю с мамой. Чтобы их успокоить, объясняю, что я делаю и почему. Для качественной съемки главное — чтобы была спокойна мама.

Безопасно ли это?

Да. В комнате — обогреватель, после съемок Татьяна проводит кварцевание, стерилизует все обмотки, одежды, перед съемкой — дезинфицирует руки. Всегда переодевается в чистое перед работой, а еще раз в год проходит врачей.

— Я за безопасность, у меня же тоже есть дети, — объясняет она.

Первым героем фотосессии «Ньюборн» был Костя Конопля, сын хорошей знакомой. Фотографировались дома, кстати, потом Татьяна поняла, что ей нужна студия, и она появилась.

— Во время первой съемки я… летала. Хотела попробовать все самое простое: ручку, ножку положить, чтобы складочки получились… И с Костей это вышло. Еще помню третью съемку, тоже дома. Я поймала улыбку. Это просто феерично! С каждой съемки я выхожу окрыленная. Я пахну младенцем. И не моюсь поэтому до самого вечера…

Kostya-1-god
Костя Конопля, 1 год. Фото// Татьяна Шарикова

Татьяна убеждена: нужно любить детей, чтобы хорошо их фотографировать. Вообще любить дело, которым занимаешься.

— Когда работала в библиотеке, все время себя ловила на том, что хочу делать то, что захватывает меня с головой. И это дело я нашла.

Именно поэтому она сама кропотливо подбирает аксессуары для съемки и вязаные крошеные одежды тоже делает сама.

Есть мамы и папы, которые после съемки просят не публиковать фото: боятся сглаза. Сама Татьяна в сглаз не верит и очень не любит, когда в интернете детские лица залепляют стикерами. Лучше уж тогда совсем не выкладывать снимки.

— Недавно у меня была одна мама, которая не сказала родным, что пошла на съемки: потому что они боятся, что ребенка сглазят. Я всегда пытаюсь объяснить: а в роддоме сколько людей видят вашего ребенка? Акушеры, врачи, медсестры, другие мамы… Ну подумайте об этом, а ведь это только в первые дни.

А кто фотографирует фотографа?

— Меня раньше снимала девочка, с которой мы вместе работали в библиотеке. А еще мой дедушка — фотограф, я недавно это узнала. У него есть «Зенит» и «Полароид» (все хочу попробовать, как он снимает). И он фотографировал меня малышкой.

Младший брат Татьяны и его жена ждут ребенка (она улыбается: мол, может и ко мне на съемку приедут). Она, конечно, снимает родных: но, говорит, это сложно, потому что они никогда не относятся к ней всерьез.

— А еще не люблю постановочные фото: когда все стоят и смотрят в кадр. Говорю: «Все, красивое фото сделали, есть что в рамочку поставить, а теперь давайте обниматься!». Сейчас так много «фотографов». Думают: купил зеркальную камеру, и уже фотограф. Жаль, что люди не понимают разницы в качестве. Я не понимаю, как люди выбирают фотографа. Иногда мне хочется встать на место заказчика и понять, чем он руководствуется.

Она задумывается, когда спрашиваю, к кому из местных фотографов пошла бы на фотосессию. Готоврит, что никого не знает, поэтому ответить сложно.

— Мне очень нравятся работы Марины Морозовой, они живые, их хочется рассматривать. Она в Нью-Йорке сейчас живет, а вообще из Ревды. Она необычно обрабатывает фотографии: они с «шумом», под пленку. Просто нажать кнопку на фотоаппарате — это далеко не все. Нужно раскрепостить модель (обычно встают и спрашивают: «Что делать?»), поймать эмоции. Ну и обработка играет большую роль.

deti
А что же семья? Дочь Татьяны Алиса занимается в театральной студии, посещает подготовительный класс. Она активная, ей все интересно. А сын Ваня спокойный, тихий, с ним можно почитать, полепить, порисовать. Татьяна старается каждый вечер проводить с детьми: гуляют, учат стихи, читают книги. Фото// Олеся Носова
— Родители живут за 360 км от Ревды, в гостях бываю раз в полгода. Сама я не вожу автомобиль, поэтому едем, только если муж меня везет. На права учиться не хочу, наверное, уже поздно: надо было идти в 18 лет, когда все одноклассницы учились. Мне комфортно, когда муж за рулем. А еще он очень меня поддерживает.

Что впереди? Татьяна мечтает о новой большой студии. Об искусственном свете. А еще — о новом фотоаппарате. Говорит: «Хочу добиться идеальной картинки».

Кстати, знаете ли вы, что фотографии малышей в женской консультации — ее? Она вспоминает: это была ее первая попытка рекламы. Она принесла фотографии заведующей (заранее думая, что ей откажут), мелким шрифтом подписала, кто на фото, кто автор. Медики были в полном восторге и даже спорили, какое фото и куда повесить.

Самое интересное, что эта реклама не сработала: чаще всего будущие клиенты узнают о ней от знакомых. Зато милые ревдинские младенцы теперь украшают больничные стены. Может быть, кто-то узнает там и своего малыша.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное