Айрат Галин мечтает вернуть русской гармони былую популярность

По словам гармониста, гармонь — это часть русской души.

2019-11-14, 21:18 Истории 1 169

Гармонист Айрат Галин получил диплом третьей степени на Межрегиональном конкурсе исполнителей на национальных инструментах «Играйте, гармони», проходившем 19 октября в селе Аракаево в Нижнесергинском районе. В прошлом году на этом же конкурсе он завоевал диплом первой степени.

Интересные факты о гармони

В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было отправлено около 12 тысяч гармоней, а осенью того же года — уже более 60 тысяч.

Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии дает звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони, как «ливенка», «русская венка», «хромка». Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Еще гармони различаются по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространенная гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трехрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Но выходит он на сцену не ради дипломов и призов и не из желания показать себя. Он делает это, чтобы исконно русский, российский народный музыкальный инструмент жил. Он хочет вернуть гармони былую популярность. А для этого надо, по его мнению, просто чтобы гармошку слышали — она никого не оставит равнодушным, найдет отклик в любом русском сердце.

DSC03384
На родине Айрата Галина в деревне в Бураевском районе Башкирии гармонь была в большом почете (впрочем, как и в любой другой российской деревне). Без нее не обходился ни один праздник, будь то свадьба или 1 Мая. И в будни она звучала повсюду — на полях и в мастерских в рабочий перерыв, на посиделках. Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру
— Родители не играли на гармони, но бабушки, дяди-тети, двоюродные братья у меня — все гармонисты, — вспоминает Айрат Анисович. — Мама очень хорошо поет, и песни в доме звучали всегда. Я еще говорить не умел, растягивал меха, нажимал на кнопки. Любимая игрушка у меня была, вместо машинки — гармонь дедовская, я грузил в нее песок и таскал на веревочке. Как только начал ходить, показывал, что мне надо «ту-ту», и мне купили гармошку. Самую простенькую, хромку. Помню, как я часами сидел и учился играть, сам. Гармошка понятна интуитивно. Родные поют, я играю, подбираю мелодии. Еще до школы, лет в шесть, уже наигрывал.

В школе Айрат выступал со своей гармонью на концертах, пел под нее русские, татарские народные песни, военные и современные. В любой компании гармонист был своим, желанным-званым. Нет, никогда его гармонь не бродила одиноко — ну разве что если самому гармонисту этого хотелось.

— На танцах в клубе танцевали под пластинки, плясали под гармошку, — улыбается Айрат Анисович. — Потому что под гармонь ноги сами в пляс идут.

Самоучка, он жалеет, что ему не удалось получить музыкального образования — в сельской местности не было возможности учиться музыке, а когда семья переехала в Первоуральск, он учился в десятом классе, и о музыкальной школе, разумеется, речи уже не шло.

DSC03382
— Я не знаю нотной грамоты, но я слышу ноты, чувствую. Могу сыграть любую мелодию по слуху. В этом и есть особенность гармони — в ней поет душа. Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру

В армии (служил в Красноярском крае, ракетные войска) изредка заходил в ленинскую комнату: «Возьмешь баян, поиграешь для души, родной дом вспоминаешь».

По словам Айрата Анисовича, хотя баян и гармонь совершенно разные инструменты (общего в них, собственно, только принцип извлечения звука), если ты играешь на гармони, легче научиться на баяне. И не только на баяне, но и на других инструментах. Например, он на слух легко подбирает мелодии на внучкином фортепиано.

Как проходил конкурс «Играй, гармонь»

На конкурс в Аракаево Айрата Галина направило городское Управление культуры. Это для него особенно важно: ведь он таким образом представлял Ревду. Собрались более сорока участников (коллективы и солисты) из Свердловской, Челябинской областей, республик Татарстан и Башкортостан, из Пермского края. Каких только гармошек здесь не звучало: и тальянки, и вятские, и хромки. А еще были баян, кубыз (смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов — Ред.), разнообразные духовые инструменты, домра, гитара, мандолина, деревянные ложки, латиноамериканские двухметровые дудки… Оказывается, даже из самоварной трубы можно извлечь музыку, как это делает челябинский коллектив: кроме самоварной трубы в этом оркестре кочерга, совок, двуручная пила, тарелочки из старинного сепаратора — в сопровождении гармони получается здорово.

— В жюри конкурса — народные, заслуженные артисты, заслуженные деятели культуры. Зрителей — полный зал, и я поднимал всех, потому что — гармошка! — говорит Айрат Анисович с гордостью за свою любимицу. — И я на сто процентов уверен — вот идет концерт на площади, скажем, в День города, выступает известный артист, но если рядом гармонь зальется, все побегут слушать гармониста, плясать и петь. Это потребность нашего народа, душевная потребность.

Сочинять музыку Галин не пробовал — зачем, говорит, ведь так много хороших мелодий и песен. Несколько вещей, подготовленных для конкурса, пришли к нему из раннего детства, их пела мама, пели давно ушедшие из жизни бабушка с дедушкой, а они вынесли их из своего детства…

DSC03404
Когда работал, Айрат Анисович гармонь брал в руки редко — «работа на первом плане». Только выйдя на пенсию, когда появилось свободное время, снова начал играть. Техника восстановилась быстро — пальцы вспомнили. С другом купили в складчину хороший инструмент, долго выбирали, остановились на красавице производства знаменитой Шуйской гармонной фабрики. Теперь Айрат Анисович с ней не расстается, каждую свободную минутку растягивает меха, и льются звонкие переборы — веселые или грустные, в зависимости от настроения. Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру

По мнению гармониста, надо сохранить гармонь для будущих поколений, потому что она огромная часть нашей национальной культуры, невозможно даже представить себе Русь без гармони. И за нее саму, за ее красоту. Родители, старшее поколение должны передавать эти национальные традиции детям.

— Если видите, что ваш ребенок проявляет интерес к гармони, другим музыкальным инструментам — надо это развивать. У нас в Ревде прекрасная музыкальная школа, великолепные педагоги, все возможности!

Айрат Галин с удовольствием участвует в городских концертах. А на семейных праздниках  собирается трио гармонистов — Айрат Анисович с дядей и братом. Возможно, когда-нибудь будет квартет — заинтересовался гармошкой внук Владик (ему три года), дедушка привез ему саратовскую гармошку, она маленькая, несколько клавиш. И теперь они с дедом частенько играют вдвоем.

DSC03348
— Без гармошки, если ее освоил, ты уже не сможешь. С момента, как я начал играть, я всегда был готов сыграть в любом месте, неважно, или это деревенский клуб, или концертный зал, или улица. Увижу где гармонь, обязательно сыграю. Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру

Помимо участия гармонистов в городских мероприятиях, еще хорошо бы, считает Айрат Анисович, создать в Ревде клуб русской гармошки, где желающие могли бы учиться играть. На самом деле, такие есть. Некоторые люди приходят к гармони уже в зрелом возрасте — потому что душа просит. А это — главное для гармошки.

— Гармонь — от слова «гармония». Музыка, которая звучит в твоей душе, просто автоматически выходит из-под пальцев, из самой глубины сердца. Гармошка плачет с тобой и смеется. Развернулась гармошка — развернулась душа. Только тогда можно быть действительно талантливым, даже виртуозным гармонистом — если ты играешь душой.  А если этого нет, с одной техникой, самой превосходной, ничего не получится. Конечно, музыкальных возможностей, диапазона, у гармошки чуть меньше, чем, скажем, у пятирядного баяна, но — хватает, чтобы выразить все.
DSC03347
— Хотя гармонь «русская», на самом деле, национальности у гармошки нет. Гармонь — она и у русских, у марийцев, у татар. Есть множество видов, местечковые особенности. Например, на моей родине были распространены шуйские гармони. Начинать лучше с обычной хромки. Вятские сложнее — там нужно играть не только клавишами, а еще и с мехом. Иметь свое мастерство. Там одна клавиша при разном положении меха дает разную ноту. Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру

Почитайте о других музыкальных ревдинцах

  • Как Александр Бормотов на «гамаюнке» играл и пел частушки.
  • Что исполняла певица Анастасия Неустроева на своем первом сольнике.
  • О чем пели конкурсанты «Вершин Урала» на первом концерте.

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное