В конце этого года выйдет в свет кинофильм «Межсезонье». В основе: трагическая история двух подростков, против любви которых выступают родители. Этот фильм на протяжении пяти месяцев снимала в Екатеринбурге творческая команда под руководством режиссера Александра Ханта. 34-летний Хант — автор фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» с Евгением Ткачуком и Алексеем Серебряковым в главных ролях. Он рассказал Ревда-инфо.ру о новом проекте и о том, почему заинтересовался трагической судьбой псковских школьников Дениса и Кати, покончивших с собой в 2016 году.
Первый фильм Ханта оценили на фестивалях: в 2017 (сразу после выхода) и в 2018-м он получил целый ворох наград, в том числе за операторскую работу, за актерскую игру, сценарий, режиссуру. Взял главный приз конкурса «К востоку от запада» в Карловых Варах и гран-при фестиваля в Выборге «Окно в Европу». Режиссер стал лауреатом премии «Ника» в 2018 году в номинации «Открытие года».
Новой ленте, возможно, также уготована фестивальная судьба — перед выходом в широкий прокат. Но его обязательно увидит Екатеринбург, обещает режиссер: потому что наш город во многом помог фильму родиться.
— Есть такой фотограф, Костя Тишше, он из Берёзовского. Мы обнаружили его фотографии, изучили и узнали, что все это Свердловская область, — рассказывает Александр Хант. — Приехали познакомиться, посмотреть Екатеринбург. Он нас подкупил. После четырех визитов для выбора натуры мы решили снимать здесь. Вообще Екатеринбург — отличное место для производства кино. Нам весь город помогал, очень много было поддержки. И сам город сделал возможным съемки фильма, нашего энтузиазма на это просто бы не хватило.
Новую ленту он определяет как подростковую приключенческую драму. Идея родилась, когда Хант изучал историю псковских девятиклассников Дениса Муравьева и Екатерины Власовой. Подростки встречались, однако это не нравилось их родителям. Они вместе сбегали из дома. Историю их отношений, любви, последнего дня и смерти рассказывает «Медуза».
14 ноября 2016 года Катя и Денис уехали в деревню Струги Красные, забаррикадировались в доме, принадлежащем отчиму девочки, а когда их пытались выкурить оттуда полицейские, открыли по ним стрельбу из найденного в сейфе ружья (никто не пострадал). О происходящем они писали во «ВКонтакте» и снимали прямой эфир в Periscope. Всего было пять эфиров. Ребята называли себя Бонни и Клайдом, во всем винили родителей, отвечали на вопросы зрителей. А также заявляли, что если выйдут из дома, их «посадят на 25 лет».
Когда подростки перестали выходить на связь, полицейские взяли дом штурмом при помощи коллег из спецподразделений и свето-шумовых гранат. Дети уже были мертвы.
Александр Хант рассказывает:
— Я смотрел трансляцию ребят в «Перископе», как они вели себя, когда находились в этой ситуации, я увидел несколько важных для себя моментов. Эти ребята не были сумасшедшими, не были ненормальными. Они были такими же, как их сверстники. В них не было такого, чтобы можно было сказать: «Они не в себе». Они находились в ситуации, которую нельзя назвать критической. Ее можно было решить, хотя да, они перешли некую грань. Они не были самоубийцами. Мне казалось, что если бы я был в тот момент рядом и мог с ними поговорить, я бы нашел слова, которые уберегли бы ребят от того поступка, который они совершили.
Он говорит: возможно, будь он на месте ребят, беда могла случиться и с ним.
— Они не понимали реальную опасность своего поступка, преувеличивали ее. Не было переговорщика, который бы не был с ними в конфликте. И родители, и полиция не были нейтральной стороной. Оттого, что такого человека не было рядом, случилась такая трагедия. Ребят угрозами и штурмом по сути испугали до такого состояния, что они покончили с собой. И мне кажется, это важно и нужно разобрать. Не только эту ситуацию, а в целом пропасть между подростками и взрослым миром. Эта проблема вечная, она была и раньше, и будет такой. Это проблема, о которой можно и нужно говорить. Может, на кого-то этот фильм повлияет. И для меня это уже большое важное дело.
На вопрос, что бы он им сказал, Александр коротко отвечает: «Для этого я и задумал снять фильм».
— В этой истории нужно разбираться. Если мы будем эти проблемы в страхе держать и прятаться от них и ничего про них не говорить, это гораздо хуже, чем искать возможность, чтобы разобраться. И даже если вокруг фильма будет какой-то скандал, если он будет резонансным, я с этим ничего поделать не могу. Мы просто живем в такое время, болезненное. Все видят во всем что-то пугающее. Мы движемся, я думаю, в неправильном направлении. У меня нет принципиальной цели (не думаю, что у кино вообще должна быть цель) дать какой-то ответ, поставить точку. Моя задача исследовать эту историю, а не говорить, что это хорошо или плохо.
Он просит подчеркнуть: это не история гибели Дениса и Кати. Это история про подростков и их мир.
— Есть и другие трагические истории, связанные с нашим фильмом. Мы не делаем историю Кати и Дениса, как пишут некоторые СМИ. Я не трогаю их память, не вправе этого делать, точно не собираюсь это делать в художественном кино. В фильме другие герои. Отчасти эта история про меня. В ней нет биографических точностей, но я могу сказать, что это и про мое детство.
На краудфандинговом сайте «Планета» в конце июня 2018 года открыли сбор денег на препродакшн (подготовку к съемкам).
«Мы хотим сделать по-настоящему честное независимое кино. Но на это нужны деньги. Я прошу вас поддержать меня на этапе препродакшна картины. Сумма 2,5 миллиона рублей позволит нам подготовиться к съемкам — провести исследование о сегодняшнем поколении подростков (в наших планах — поездки по городам России, сбор историй, общение с трудными подростками), а также покрыть расходы на кастинг актеров и выбор натуры», — писал в заявке Александр Хант.
К декабрю удалось собрать 1,5 млн рублей.
— Это успешная кампания. Этот фильм снимается фактически на народные деньги. Мы собирали, несколько раз приезжали в Екатеринбург, искали локации, ездили по городам области, привозили подростков в Москву, занимались там с ними, — говорит Александр. — Мы снимаем практически на голом энтузиазме, у нас есть команда, коллектив, который объединился, чтобы это кино сделать. И для меня это очень важно: благодаря этим людям стало возможно это кино. Половина команды — это екатеринбуржцы.
Автор сценария: Дмитрий Соболев (работал над фильм «Остров» Павла Лунгина). В фильме заняты непрофессиональные актеры, подростки, их имена держат в тайне. Кастинг занял примерно год.
— Во «ВКонтакте» в группе я получил порядка 11 тысяч заявок, в разных городах смотрел ребят. После этого давал определенные задания, ребята снимали видео, —рассказывает Александр Хант.
Почему фильм называется «Межсезонье»? Вообще это очевидно: герои находятся в переходном возрасте, когда родители еще воспринимают тебя ребенком, а ты уже ощущаешь себя взрослым. Тебе нужно что-то доказать, самоутвердиться. А опыта у тебя еще мало. И этот переходный момент созвучен названию.
Фильм, по словам режиссера, должен выйти или в конце 2020-го, или в начале 2021 года.
— Мы пока не знаем, сколько займет монтаж, постпродакшн. Ну, надеюсь, за год мы успеем фильм сделать. Когда он будет готов и мы сможем его оценить, определим и его судьбу: пойдет ли он сначала на фестивали или сразу в прокат. В Екатеринбурге в любом случае будет премьера перед прокатом, соберем всех, и все смогут его оценить. Ревду тоже обязательно позовем, — обещает он.
Еще по теме
- Десять российских фильмов, за которые не стыдно. Выбор Ревда-инфо.ру.
- В Ревде побывал актер театра и кино Игорь Лифанов. Он показал драматическую комедию.
- Кино в Ревде: афиша на неделю.