«Отчасти эта история про меня». Александр Хант — о фильме «Межсезонье»

В Екатеринбурге сняли фильм о подростках, толчком для которого стала история гибели влюбленных псковских школьников.

В конце этого года выйдет в свет кинофильм «Межсезонье». В основе: трагическая история двух подростков, против любви которых выступают родители. Этот фильм на протяжении пяти месяцев снимала в Екатеринбурге творческая команда под руководством режиссера Александра Ханта. 34-летний Хант — автор фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» с Евгением Ткачуком и Алексеем Серебряковым в главных ролях. Он рассказал Ревда-инфо.ру о новом проекте и о том, почему заинтересовался трагической судьбой псковских школьников Дениса и Кати, покончивших с собой в 2016 году.

sez-05
Момент съемок. Фото// Константин Тишше, Берёзовский

Первый фильм Ханта оценили на фестивалях: в 2017 (сразу после выхода) и в 2018-м он получил целый ворох наград, в том числе за операторскую работу, за актерскую игру, сценарий, режиссуру. Взял главный приз конкурса «К востоку от запада» в Карловых Варах и гран-при фестиваля в Выборге «Окно в Европу». Режиссер стал лауреатом премии «Ника» в 2018 году в номинации «Открытие года».

Новой ленте, возможно, также уготована фестивальная судьба — перед выходом в широкий прокат. Но его обязательно увидит Екатеринбург, обещает режиссер: потому что наш город во многом помог фильму родиться.

— Есть такой фотограф, Костя Тишше, он из Берёзовского. Мы обнаружили его фотографии, изучили и узнали, что все это Свердловская область, — рассказывает Александр Хант. — Приехали познакомиться, посмотреть Екатеринбург. Он нас подкупил. После четырех визитов для выбора натуры мы решили снимать здесь. Вообще Екатеринбург — отличное место для производства кино. Нам весь город помогал, очень много было поддержки. И сам город сделал возможным съемки фильма, нашего энтузиазма на это просто бы не хватило.

hant
Сам Хант (это псевдоним, настоящая фамилия — Евсеев) родом из Ханты-Мансийска, окончил Санкт-Петербургский институт кино и телевидения (оператор) и ВГИК (режиссер). Фильм «Как Леха Чеснок…» называет своей единственной серьезной работой, все остальное — учебные короткометражки. Фото// личная страница во «ВКонтакте»

Новую ленту он определяет как подростковую приключенческую драму. Идея родилась, когда Хант изучал историю псковских девятиклассников Дениса Муравьева и Екатерины Власовой. Подростки встречались, однако это не нравилось их родителям. Они вместе сбегали из дома. Историю их отношений, любви, последнего дня и смерти рассказывает «Медуза».

14 ноября 2016 года Катя и Денис уехали в деревню Струги Красные, забаррикадировались в доме, принадлежащем отчиму девочки, а когда их пытались выкурить оттуда полицейские, открыли по ним стрельбу из найденного в сейфе ружья (никто не пострадал). О происходящем они писали во «ВКонтакте» и снимали прямой эфир в Periscope. Всего было пять эфиров. Ребята называли себя Бонни и Клайдом, во всем винили родителей, отвечали на вопросы зрителей. А также заявляли, что если выйдут из дома, их «посадят на 25 лет».

Когда подростки перестали выходить на связь, полицейские взяли дом штурмом при помощи коллег из спецподразделений и свето-шумовых гранат. Дети уже были мертвы.

katya-i-denis
Катя и Денис. Фото// группа памяти во «ВКонтакте»

Александр Хант рассказывает:

— Я смотрел трансляцию ребят в «Перископе», как они вели себя, когда находились в этой ситуации, я увидел несколько важных для себя моментов. Эти ребята не были сумасшедшими, не были ненормальными. Они были такими же, как их сверстники. В них не было такого, чтобы можно было сказать: «Они не в себе». Они находились в ситуации, которую нельзя назвать критической. Ее можно было решить, хотя да, они перешли некую грань. Они не были самоубийцами. Мне казалось, что если бы я был в тот момент рядом и мог с ними поговорить, я бы нашел слова, которые уберегли бы ребят от того поступка, который они совершили.

Он говорит: возможно, будь он на месте ребят, беда могла случиться и с ним.

— Они не понимали реальную опасность своего поступка, преувеличивали ее. Не было переговорщика, который бы не был с ними в конфликте. И родители, и полиция не были нейтральной стороной. Оттого, что такого человека не было рядом, случилась такая трагедия. Ребят угрозами и штурмом по сути испугали до такого состояния, что они покончили с собой. И мне кажется, это важно и нужно разобрать. Не только эту ситуацию, а в целом пропасть между подростками и взрослым миром. Эта проблема вечная, она была и раньше, и будет такой. Это проблема, о которой можно и нужно говорить. Может, на кого-то этот фильм повлияет. И для меня это уже большое важное дело.

На вопрос, что бы он им сказал, Александр коротко отвечает: «Для этого я и задумал снять фильм».

— В этой истории нужно разбираться. Если мы будем эти проблемы в страхе держать и прятаться от них и ничего про них не говорить, это гораздо хуже, чем искать возможность, чтобы разобраться. И даже если вокруг фильма будет какой-то скандал, если он будет резонансным, я с этим ничего поделать не могу. Мы просто живем в такое время, болезненное. Все видят во всем что-то пугающее. Мы движемся, я думаю, в неправильном направлении. У меня нет принципиальной цели (не думаю, что у кино вообще должна быть цель) дать какой-то ответ, поставить точку. Моя задача исследовать эту историю, а не говорить, что это хорошо или плохо.

sez-06
Фото// Константин Тишше, Берёзовский

Он просит подчеркнуть: это не история гибели Дениса и Кати. Это история про подростков и их мир.

— Есть и другие трагические истории, связанные с нашим фильмом. Мы не делаем историю Кати и Дениса, как пишут некоторые СМИ. Я не трогаю их память, не вправе этого делать, точно не собираюсь это делать в художественном кино. В фильме другие герои. Отчасти эта история про меня. В ней нет биографических точностей, но я могу сказать, что это и про мое детство.

На краудфандинговом сайте «Планета» в конце июня 2018 года открыли сбор денег на препродакшн (подготовку к съемкам).

«Мы хотим сделать по-настоящему честное независимое кино. Но на это нужны деньги. Я прошу вас поддержать меня на этапе препродакшна картины. Сумма 2,5 миллиона рублей позволит нам подготовиться к съемкам — провести исследование о сегодняшнем поколении подростков (в наших планах — поездки по городам России, сбор историй, общение с трудными подростками), а также покрыть расходы на кастинг актеров и выбор натуры», — писал в заявке Александр Хант.

К декабрю удалось собрать 1,5 млн рублей.

— Это успешная кампания. Этот фильм снимается фактически на народные деньги. Мы собирали, несколько раз приезжали в Екатеринбург, искали локации, ездили по городам области, привозили подростков в Москву, занимались там с ними, — говорит Александр. — Мы снимаем практически на голом энтузиазме, у нас есть команда, коллектив, который объединился, чтобы это кино сделать. И для меня это очень важно: благодаря этим людям стало возможно это кино. Половина команды — это екатеринбуржцы.

Автор сценария: Дмитрий Соболев (работал над фильм «Остров» Павла Лунгина). В фильме заняты непрофессиональные актеры, подростки, их имена держат в тайне. Кастинг занял примерно год.

Во «ВКонтакте» в группе я получил порядка 11 тысяч заявок, в разных городах смотрел ребят. После этого давал определенные задания, ребята снимали видео, —рассказывает Александр Хант.

Почему фильм называется «Межсезонье»? Вообще это очевидно: герои находятся в переходном возрасте, когда родители еще воспринимают тебя ребенком, а ты уже ощущаешь себя взрослым. Тебе нужно что-то доказать, самоутвердиться. А опыта у тебя еще мало. И этот переходный момент созвучен названию.


Фильм, по словам режиссера, должен выйти или в конце 2020-го, или в начале 2021 года.

— Мы пока не знаем, сколько займет монтаж, постпродакшн. Ну, надеюсь, за год мы успеем фильм сделать. Когда он будет готов и мы сможем его оценить, определим и его судьбу: пойдет ли он сначала на фестивали или сразу в прокат. В Екатеринбурге в любом случае будет премьера перед прокатом, соберем всех, и все смогут его оценить. Ревду тоже обязательно позовем, — обещает он.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное