«Наше семейное имя — Василий»: ревдинка Нина Безбородова рассказала, как ее семья искала могилу деда-фронтовика

Спецпроект «Память» от Ревда-инфо.ру ко дню 75-летия Великой Победы.

2020-03-21, 22:09 Истории 515

Дед Нины Безбородовой Василий Овчинников погиб в марте 1943 года в Орловской области. Из-за путаницы в документах родные солдата долгое время не могли найти его могилу. В похоронке, пришедшей в 1945 году, указывались район и деревня. По словам Нины Безбородовой, еще в 70-х годах ее брат Сергей специально ездил в Орловскую область с группой студентов ГПТУ. Но — не нашел захоронение.

После этого Безбородова обратилась в военный комиссариат Ревды. Снова никаких результатов. В 2003 году она стала работать в школе №2, в это же время там и создала поисковый отряд Надежда Скоропупова.

photo_2020-03-21_21-12-25
Овчинников Василий Иванович родился 22 августа 1901 года в Кировской области. Долгое время трудился плотником. Последний год перед войной — на военном производстве в городе Риддере, в Казахстане. За неделю до войны переехал с семьей на Урал. Мечтал поставить хороший деревянный дом на берегу Чусовой, близ Дегтярска. После объявления войны сразу ушел на фронт. Первое время изредка приходили с фронта письма, а с 1943 года писем не стало. Похоронка, переписанная чьей-то рукой, пришла на родину только в 1945 году. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру
— Обратилась к ней, поскольку она часто работает в архивах, — рассказывает Нина Безбородова. — В «Книге памяти» мой дед есть, но там указана деревня Словяки Орловской области. На карте мы не смогли найти эту деревню. Ее могло и не быть, поскольку прошло много лет после войны. Нам вообще сказали, что и района такого нет. Обращались и в архивы Орловской области — нет такого района. Это было три года назад. И вдруг меня осенило: позвонить в архив на родину деда. Он родился в 1901 году в деревне Кормишонки Арбажского района Кировской области.

Перед войной семья уехала из деревни на Урал, но, чтобы выйти из колхоза, необходимо было отработать на военном производстве.

— Они и отработали два года, в Ревду приехали за неделю до войны, отсюда дед ушел на фронт, — рассказывает Нина Владимировна. — А прописку в Кировской области поменять не успели. Поэтому и не было сведений у ревдинского военкомата, ведь он оставался прописан в Арбажском районе! Там, в архиве, в феврале 2018-го, мне и сообщили другое место гибели и захоронения деда. Видимо, произошла путница в документах. Оказалось, он похоронен возле города Жиздра, деревня Осляки, Орловской области. Возле знаменитой Оптинской пустыни.

Не скрывая слез, внучка солдата, уже ссылаясь на архивные документы Орловской области, говорит, что там были страшные бои в марте 1943 года на подступах к Курской дуге.

photo_2020-03-21_21-11-28
— Моя бабушка, Марфа Григорьевна, рассказывала о нем, — продолжает Безбородова. — Она после его гибели осталась с тремя детьми. Дед был очень высоким, мой брат Сергей был на него очень похож. Бабушка вспоминала, что дед был очень работящим. С осени, когда на селе заканчивались сельхозработы, уезжал с бригадой плотников на заработки, они ставили дома, плотничали. Всегда привозил подарки, у женской половины было много красивых шалей и юбок. Был очень заботливым и любящим мужем, очень любил сына Александра и дочерей Клавдию и Серафиму. Уже моя мама рассказывает, что дед и бабушка ни разу не ссорились. После войны к бабушке разные женихи сватались, но она замуж не выходила. До своего конца ждала своего Василия. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

На могилу деда в Орловскую область семья поехала в начале мая прошлого года, когда получили подтверждение о захоронении его в братской могиле.

— Город Жиздра в годы войны фашисты стерли с лица земли, — сказала Нина Владимировна. — Его жители восстановили на прежнем месте. Сам город небольшой. Многие жители были в плену, многие вернулись из концлагерей. Со мной ездили моя мама, Клавдия Васильевна Скоробогатова и мой старший сын Илья, младший сын Василий не смог. На будущий год планируем снова съездить, уже с Василием. Его мы назвали в честь деда. Когда он родился, бабушка еще была жива. Василий — это наше семейное имя.

Нина Безбородова очень благодарна за помощь в поисках деда архиву Арбажского района и администрации Жиздринского района за гостеприимство.

— После телефонного разговора нас встретили, приняли очень хорошо в деревне Ослинка, — улыбается Нина Владимировна. — Жители ухаживают за мемориалом. Встретили с цветами, стол накрыли, мы даже не ожидали этого. Знаете, мы ехали на машине через поля, и на них братские захоронения. Всего их в районе 45! Все огромные. Только на Ослинском, где дед, захоронены шесть тысяч человек. Там вся земля в годы войны полита кровью наших солдат. Удивительно, но было ощущение, что это наша родная земля, будто на родину приехали. Наверное, потому, что в ней лежит дедушка. Я сейчас всем рекомендую искать своих погибших родных-фронтовиков. Это очень важно — знать свои корни! …Гостей провели к памятной плите, на которой высечено: «ряд. Овчинников В.И.». Своему герою они возложили цветы и оставили на мемориале его фотографию. 

Еще по теме

  • Не было сил плакать от голода. Воспоминания ревдинцев, переживших блокаду Ленинграда.
  • Арбуз с селедкой. Ревдинец сохранил дневники отца из немецкого плена.
  • «За каждый перевязанный пуп сорок грехов долой»: как Елизавета Токарь стала акушеркой.

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное