Как настроить ребенка на учебу из дома и не сойти с ума: 15 советов психолога

Елена Фефилова, психолог школы №28, рассказывает, что поможет мамам, папам и детям.

Пандемия коронавируса погрузила нас в новую реальность: мы не выходим из дома, работаем удаленно или вовсе не работаем, а наши дети зубрят математику и русский язык перед камерой ноутбуков. С 6 апреля в России началось дистанционное обучение. Это оказалось не всем по душе: особенно — мамам и папам, которые не готовы к такому формату и негодуют оттого, что сервисы работают с перебоями, а дети не сразу понимают, чего от них хотят. Пока Управление образования и учителя просят приноровиться и немного потерпеть, процесс идет. Мы попросили школьного психолога Елену Фефилову дать действенные советы родителям: как настроить учебу на удаленке, чтобы не сойти с ума?

Elena1-1
Эксперт: Елена Фефилова, 32 года, магистр психологии (УрГПУ), специальность: «Психология семьи и семейное консультирование», опыт работы: 11 лет — коррекционный педагог, три года — педагог-психолог, в школе №28 работает два года. Есть дочь четырех лет. Фото// личный архив

— Сидеть дома, учиться удаленно и чтобы никаких учителей. Многие школьники мечтали, многие читали книги об этом или смотрели фильмы, представляя себя в главной роли. Мечта сбылась, но опять что-то нас не устраивает. Груз ответственности стал больше, а еще мы вышли из зоны комфорта.

Две недели назад Сонька из седьмого класса спросила: «Елена Анатольевна, зачем они нас так пугают?», я не поняла, о чем она толкует, а Сонька показала надпись: «Школа день за днем». Интересно, что теперь думает Сонька про это. Нет, не про надпись, про ситуацию. Я скучаю. И это чувство у многих. А еще тревога у родителей — и от угрозы пандемии, и от грядущей  финансовой нестабильности семьи и роста цен. И все это отражается на детях.

И у детей тревога, потому что ничего не понятно. Гремучая смесь чувств и эмоций. А масла в огонь подливают дистанционное обучение и платформы, которые не рассчитаны на такое количество посещений за раз. Как же взрослым оставаться опорой в столь сложной ситуации для своих детей? Давайте разберем этот вопрос.

GF_Bx_rziFo
София Таразова, первоклассница школы №3 и дочка нашей читательницы Анастасии, учит уроки дома. Фото// личный архив

Нужны четкие правила, так всегда при режиме, так легче пережить.

  1. Родителям и близкому окружению ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого. Опыт показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к новому, и это норма.
  2. Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения. Задавайте вопросы, если они возникли. Полагайтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации. Школе также нужно время на адаптацию к новым условиям.
  3. Хотя бы первое время, по возможности, будьте рядом с ребенком. Помогите пройти «технические трудности» процесса. Можно включится в урок, тем самым повысить мотивацию ребенка. Но не делайте задания за ребенка.
  4. Старайтесь поддерживать режим дня. Дистанционное обучение – это не каникулы. Сон и подъем в одно и то же время (около 7.50) , соблюдайте режим питания, уроки по 30 минут и  перемены. Физминутки для глаз и для всего тела. Законный отдых после уроков необходим даже на дистанционном обучении. Желательно, чтобы выполнение домашних заданий завершалось до 19.00.
  5. Договор. Вы должны объяснить сыну или дочке, что во время дистанционных уроков необходима обстановка, близкая к комфортным учебным условиям. Максимальная тишина. Телевизор и музыка на фоне — это шум. Телефон мешает сконцентрироваться. Игрушки тоже убрать до перемены или окончания учебного процесса.
  6.  Контролируйте. У ребенка должны быть рамки, должен быть свод правил, понятных ему. Рамки — это стабильность, это безопасность. Нет личной ответственности, нет правил в семье, нет обязанностей по дому, значит, нет границ,  это влечет за собой повышение тревожности у ребенка.
  7. Проветривать и еще раз проветривать помещения! Мозгу нужен кислород.
  8. Сублимация. Страшное слово, но внутреннее напряжение все же нужно направить на что-то приемлемое для общества и полезное для вас. Творчество — это лучшая сублимация тревожного состояния. Поддерживайте и стимулируйте творческие начинания ребенка. В интернете множество мастер-классов, покажите ребенку что-то из своего детства. Я с радостью вспоминаю папину машинку из деревянной катушки, мыла, резинки и спички. Для меня этот механизм до сих пор чудо. Все материалы для творчества можно заказать в интернете или купить в работающих супермаркетах.
  9. Поощряйте физическую активность ребенка. Можно даже включать музыку для настроения. Вы помните про страшное слово «сублимация», так вот, спорт также помогает перенаправить негативную энергию в нужное русло.
  10. Приложите максимальные  усилия, чтобы семейные традиции на период самоизоляции  сохранялись. День рождения нужно отмечать, а не оставлять на потом, даже сейчас. В нашем случае «день семьи» можно провести и дома за настольной игрой, уборкой и чтением книги, главное — общее занятие для всех членов семьи. Сохраняйте ритуалы: совместные приемы пищи без телевизора, сказки или разговоры на ночь.
  11. Научите ребенка выражать свои эмоции вербально. Беседуйте с ним регулярно на темы, связанные с его переживаниями и чувствами.
  12. Сохраняйте и поддерживайте благоприятную, доброжелательную атмосферу в семье.
  13. Дайте ребенку время на скуку. Не надо заполнять весь его день и пытаться развлекать каждую минуту. Вы должны отдыхать друг от друга.
  14. Попробуйте сохранить общение в классе. Телефонные разговоры, общий чат, можно придумать смартмобы (конкурс фотографий или рисунков на тему, написать приятности кому-то на стене в соцсетях, поделиться смешными историями класса и так далее).
  15. Постарайтесь найти мотивацию для учебы и не запугивайте: это не работает.

Как мотивировать ребенка на учебу из дома? Важно понимать, что мотивация формируется задолго до среднего звена обучения, она взращивается родителем еще в период дошкольного возраста. Но в подростковом возрасте есть несколько спасительных  ниточек, которые, возможно, помогут. Они такие.

b8P3L8z5_Vc
Маша Южанина, дочка нашей читательницы Ольги, выполняет домашнее задание для детского сада. Фото// личный архив

Первое: станьте для подростка значимым взрослым. Второе: обрисуйте все плюсы и перспективы хорошей учебы. Третье: узнайте хобби, увлечения и мечты вашего ребенка, привяжите его интересы к школьным предметам. Четвертое: начните с себя. Семья — это структура. Меняется один элемент структуры — меняется вся структура. Подумайте, а как вы относитесь к работе, какие чувства испытываете, какие фразы произносите, как вы отзываетесь о школе, учителях и дистанционном обучении? Пятое: разделите ответственность. Что будет, если ребенок начнет сам рисовать  домашнее задание по ИЗО? Как ребенок научится нести ответственность, если вы ему не даете ее? Но не забывайте про контроль, соответствующий возрасту и способностям ребенка. И последнее  —  наказания и поощрения. Это могут быть: трудотерапия и похвала за реальные поступки. Виды наказаний и поощрений многообразны, выбор за вами.

Помните, что угрозы, шантаж, принуждение действуют до поры до времени, а потом вы встретите сопротивление или полное отсутствие мотивации к обучению. Настройтесь на конструктивные методы и будьте опорой своему ребенку.

Всем желаю удачи в этом процессе!

Еще советы психологов

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное