«Цех запустили без крыши»: как в Ревде в войну строили завод ОЦМ

Маргарита Нургалеева рассказала о своих родителях, Нурисламе и Кариме Юсуповых, заслуженных работниках СУМЗа.

2020-06-28, 14:28 Истории 1 051

Отец Маргариты Нургалеевой (Юсуповой), Нурислам Юсупов, участвовал в строительстве двух заводов в Ревде — СУМЗа и РЗ ОЦМ. Воевать ему не пришлось по состоянию здоровья, он ковал Победу в тылу. Этот фронт был таким же напряженным, как и на полях сражений. К 22 июня, Дню памяти и скорби по всем солдатам и труженикам Великой Отечественной, Маргарита Николаевна поделилась с нами историей своей семьи: репрессий, веры и великого каждодневного труда.

Ахметзян Юсупов. За «религиозную агитацию»

Деда Маргариты Николаевны, Ахметзяна Юсупова, священника-муллу, арестовали в 1929 году — по обвинению в религиозной агитации. Он был очень интеллигентный человек, очень грамотный, с высшим образованием, пользовался большим уважением в родной деревне в Татарстане. В семье было шесть детей, два сына и четыре дочки. Последнее письмо родным от Ахметзяна пришло в 1932-м, когда его из Вышлага отправили на «выселки» (так называли специальные поселения для заключенных, где они могли работать без конвоя). Он писал, что плохо себя чувствует. И — пропал бесследно. Много лет спустя внуки нашли в архиве КГБ в Казани его личное дело, протоколы допросов, запись об отправке на поселение, но нет никаких сведений о его смерти.

— Я когда прочитала «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, представила себе, что дедушка вот так же ехал в вагоне-скотовозе, заболел, умер, и его просто на какой-нибудь стоянке закопали и забыли об этом, всех ведь не упомнишь, — говорит Маргарита Николаевна.

Угроза ареста висела и над семьей «политического». Дом у Юсуповых отобрали, жена тяжело заболела на нервной почве и вскоре умерла от туберкулеза. Сыновья решили уехать подальше, чтобы самим не попасть под репрессии и помогать сестрам.

— Старший брат папы, мой дядя, прошел войну, был ранен, лежал в госпитале, — рассказывает Маргарита Николаевна. — Он Заслуженный учитель Узбекской ССР, преподавал математику. А еще он изумительно играл на скрипке.

Нурислам Юсупов. С директорами на равных

27-летний Нурислам подался в Донбасс, на шахту и до 1937 года работал проходчиком. А потом отправился на Урал, в Ревду — набирали людей на строительство СУМЗа. Трудился монтажником, такелажником — по строительным специальностям.  В 40-м запустили обогатительную фабрику, и Юсупов перешел туда, дежурным слесарем.

1-1
Нурислам Юсупов. Первое фото сделано в 1929 году, еще перед арестом отца. На второй фотографии Нурисламу около 80 лет. Фото//семейный архив

К этому времени он женился — на 25-летней Кариме. Впрочем, все звали ее Катя, а его — Николай. В 41-м у них родился первый сын — Анатолий.

В первые дни войны Нурислама-Николая призвали на фронт. Группу готовили для заброски в тыл врага, но в лагере Николай, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, стал тяжело болеть, ему поставили диагноз «ревматизм» и демобилизовали с белым билетом. В августе он вернулся на СУМЗ, а в сентябре был командирован на строительство завода по обработке цветных металлов, для нужд фронта. На эту стройку были брошены все силы. Строителей не забирали на войну («бронь»), потому что задача стояла запустить завод к началу 1942 года. Ее выполнили досрочно — первую продукцию РЗ ОЦМ выдал уже 6 декабря 1941 года.

РЗ ОЦМ
Ревдинский завод по обработке цветных металлов начали строить в конце июля 1941 года на площадке ремонтно-механического цеха СУМЗа — на базе эвакуированного оборудования из Москвы и Подмосковья, а также трубочного цеха Кольчугинского завода. Во время войны без продукции РЗ ОЦМ не смогли бы обойтись ни авиационная, ни танковая, ни автотракторная отрасли промышленности.

— Папа рассказывал, что крышу еще не сделали, но в цех под открытым небом станки завезли, и к ним встали люди, — вспоминает Маргарита Николаевна. — Стройку курировал лично нарком цветной металлургии Петр Ломако. Он повсюду ходил с пистолетом, и не дай бог кого заметит отдыхающим. Говорил: отлынивание равносильно дезертирству. Жили строители прямо на заводе, спали по 3-4 часа, раз в 10 дней отпускали домой на ночь, чтобы могли вымыться. Мама носила папе еду — прямо в цех, кормили-то всего один раз в день, в столовой. Я спрашивала папу, как вы выдерживали? Он сказал: «Надо было — делали. Да, тяжело было. Особенно перед пуском. Кто-то присел и задремал на рабочем месте однажды — Ломако тут как тут со своим пистолетом: что, под статью захотел?». Конечно, его боялись, но работали на совесть не из страха. А для Победы.

В 1944-м, когда ОЦМ достроили, Николай Юсупов перевелся обратно на обогатительную фабрику и слесарил до пенсии. В 1945 году его представили к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». У Каримы Юсуповой больше 35 лет стажа — при восьми (!) детях. У обоих — множество почетных грамот. Супругов хорошо знали и уважали на заводе. С ними здоровались за руку директора, особенно ценил их Иосиф Саркисов.

— Папа вообще не мог сидеть без дела, — говорит Маргарита Николаевна. — Мне кажется, что и инсульт у него случился в 55 лет, через год после выхода на пенсию по горячему стажу, с непривычки, что уже не работает, вроде как не востребован. Но он всегда чем-то занимался. Что-то по дому подлаживал и благоустраивал. Забот хватало. Дом был из шамотного (огнеупорного) кирпича и сильно отсыревал, белить приходилось дважды в год, потому что штукатурка сыпалась от влажности. Когда переехали из дома в квартиру — приобрели сад, отец там домик поставил, две теплицы. По собственной инициативе убирал у подъезда снег, расчищал дорожки… Пусть высшего образования не получил, но голубая кровь, по отцовской линии, в нем очень чувствовалась. Врожденная интеллигентность. Он немного не дожил до 89-ти. Мама же была деловущая, деятельная, активная, иначе бы нас такими не вырастила. Она умерла в 91-м, раньше отца на три года.

«Три мальчика, девочка» в квадрате

— С рождением старшего Анатолия папу все поздравляли на работе, качали на руках, подкидывая вверх. Когда в 44-м родился Борис, папу тоже качали. В 46-м — Иван, тоже качали. Стране нужны были мужчины. А когда в 1948-м появилась я — товарищи только руку ему пожимали, а папа говорил, был так счастлив, что наконец дочка, — улыбается Маргарита Николаевна. — После меня еще три сына и дочка. Всего восемь: три мальчика, девочка, три мальчика, девочка. Мы жили в своем доме в поселке ЖБИ. Такие небольшие коттеджи, немцы строили. Папа много чего пристроил — и кухню, и прихожую, и сени, и баню, и сараи. Огромный участок земли, корова и куры. Мы все с детства приучались к труду. Я в шестом-седьмом классе уже полностью обстирывала всю семью — а стирали в корыте, полоскали у колонки — зимой с мамой, а летом я справлялась сама… Никто из нас в детсад не ходил. С нами водились мамины молоденькие родственницы из деревни — они жили у нас, чтобы получить паспорт (до 1974 года жителям сельской местности паспорта не выдавали — так в СССР решали проблему миграции населения из деревни в город). Детство у нас было чудесным. Замечательные родители —  прекрасная, понимающая мать, заботливый отец. Спасибо им, светлая память.

foto
Первенец Юсуповых —  Анатолий, родился в сентябре 1941 года. Здесь, наверное, ему около двух лет. В руках у малыша кусочек черного хлеба. Фото//семейный архив

Все дети Юсуповых выросли достойными людьми. Например, старший, Анатолий, после окончания с отличием технического училища в Свердловске (поступал в летное, но не прошел по зрению), уехал в закрытый город Снежинск под Челябинском, тогда Челябинск-70. Там построили институт, в действительности — огромное предприятие ядерной отрасли. Анатолий окончил местный филиал Московского инженерно-физического института и всю жизнь возглавлял техническое бюро в этом институте, в 74 году его с трудом отпустили на пенсию, потому что не могли найти ему замену. А его сын, кандидат технических наук, занимается разработкой ядерного оружия.

Борис Юсупов, как и родители, трудился на СУМЗе, избирался депутатом горсовета, при главе Владимире Усачеве был заместителем главы администрации по ЖКХ, при главе Анне Каблиновой — комендантом города.

2-1
Маргарита Нургалеева (Юсупова). Фото//семейный архив

Трудовая биография самой Маргариты Николаевны тоже началась на СУМЗе. Замсекретаря комсомольской организации завода, потом работала в заводской газете «Ударный труд», с 1997 года по 2002 год — помощник генерального директора по связям с общественностью, организатор и создатель кабельного телевидения «Единство» (кстати, название «Единство» — тоже ее — «потому что телевидение должно было объединить город и предприятия»), потом снова — журналист «Ударного труда».

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное