Главы 14-ти муниципалитетов Свердловской области подписали соглашение о взаимодействии с целью развития Екатеринбургской городской агломерации, иначе — проекта «Большой Екатеринбург». Это города, которые отвечают маятниковой миграции: то есть те, откуда больше всего людей ездит на работу в Екатеринбург. Зачем это нужно, что такое «Большой Екатеринбург» — объясняет Ревда-инфо.
Проект «Большого Екатеринбурга» разработали больше десяти лет назад еще при Аркадии Чернецком, на тот момент главы столицы Среднего Урала. Тогда идея была более жесткой: полное (в том числе административное) объединение города с его спутниками, которое сделало бы Екатеринбург больше по размерам, с более насыщенным бюджетом. Но ничего не вышло: города-спутники отказались делиться территориями, деньгами и расставаться с самостоятельностью.
В середине 2010-х в администрации Екатеринбурга работал замглавы по вопросам стратегического планирования Александр Высокинский, нынешний глава города. Он вновь поднял тему объединения Екатеринбурга с Верхней Пышмой, Березовским и Арамилью. В 2015-м он сетовал в эфире телеканала «41» на то, что региональным властям когда-то не хватило политической воли, чтобы объединить населенные пункты — ведь «окраины Екатеринбурга плавно переходят в окраины Верхней Пышмы, Березовского, Арамили». Он подчеркивал, что «это ценные территории, которые необходимо развивать совместно в рамках единой градостроительной политики».
Был разработан новый проект — более мягкий, сначала под названием «Екатеринбургской городской агломерации». В его рамках планируется объединить уральскую столицу и города-спутники (20 муниципалитетов к 2040 году). По плану у городов должна появиться общей инфраструктура, в том числе социальная и транспортная. В частности, в 2016 году шла речь о возможном переносе для этого Северного автовокзала в другую часть Екатеринбурга — для удобства жителей городов, вошедших в проект Екатеринбургской агломерации (что так и не было реализовано).
Именно тогда, в 2016-м, Александр Высокинский был назначен вице-губернатором, стал идеологом и куратором этого проекта. В начале 2019 года в долгосрочной стратегии развития Екатеринбурга вместо названия «Екатеринбургская агломерация» появилось название «Большой Екатеринбург». В Ревдинской стратегии социально-экономического развития до 2035 года это понятие тоже есть — вообще весь документ написан с учетом, что наш город присоединится к Екатеринбургу, это принимают как факт. Правда, год, когда это случится, в документе не уточнен.
В 2018-м Александр Высокинский был назначен главой Екатеринбурга. В правительстве области поспешили расставить точки над i:
— Большая роль в проекте остается за Александром Высокинским. Он был его идеологом, и ничего не поменялось. Он по-прежнему будет играть одну из ключевых ролей, — заявил тогда первый вице-губернатор Алексей Орлов.
Что и происходит сейчас — он продолжает развивать тему объединения свердловских городов. 11 ноября Высокинский и еще тринадцать глав в присутствии замгубернатора по территориальному развитию Олега Чемезова поставили свои подписи под соглашением о развитии Екатеринбургской агломерации и о взаимодействии в рамках проекта I пускового комплекса транспортно-логистического центра «Екатеринбург».
Что входит в соглашение о развитии агломерации?
Пока никакой конкретики. Муниципалитеты должны разрабатывать и развивать межмуниципальные, агломерационные инфраструктурные проекты и проекты строительства жилья (в рамках собственных долгосрочных стратегий развития). Должны появиться новые транспортные артерии, соединяющие города, общие (?) проекты инженерных сетей и сооружений, промышленных и коммунальных объектов.
Глава Екатеринбурга Александр Высокинский, тоже поставивший свою подпись в документе, убежден, что это поможет территориям развиваться.
Какие территории включены в состав «Большого Екатеринбурга»
Но так ли это? Еще в 2017 году автор идеи поглощения Екатеринбургом городов-спутников Аркадий Чернецкий говорил на форуме «Города России»:
— Если честно, я плохо верю в агломерацию как в добровольное объединение субъектов. Это все равно что сравнивать Советский Союз и СНГ. СССР — он работал, а СНГ встречается на уровне руководителей. Какой-то эффект от этого, наверное, есть, но не совсем тот, на какой мы рассчитывали. Реально действующих примеров в России нет. Я был и остаюсь сторонником единого муниципального образования. Это достаточно строгая структура, которая в состоянии решать вопросы. Внешне процесс создания агломераций кажется достаточно простым: подписали соглашение — и все в порядке. Но на самом деле проблематика, на мой взгляд, проработана плохо. И в России нужен федеральный закон, регламентирующий отношения внутри агломераций. В том числе регулирующий передачу ответственности от одного муниципального образования к другому. Нужен закон о бюджете агломерации, регламент ее взаимодействия с региональной властью в финансовых вопросах, нужна программа развития агломераций, состыкованная со стратегией развития региона и учитывающая интересы участников объединения. На мой взгляд, наилучший выход из положения, который решает сразу многие проблемы, — это принципиальный пересмотр ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с точки зрения введения нового муниципального уровня. Тогда в документе будут детально расшифрованы права, ответственность, порядок образования агломерации, регламент внутренней деятельности и т.д. Я согласен, что укрупнение за счет объединения муниципальных образований или создания агломерации — это столбовая дорога. Но она должна быть законодательно обеспечена.
Ни о каких изменениях законодательства пока, впрочем, речи не идет — подписанное вчера соглашение, как заявляют в правительстве Свердловской области, лишь старт для развития проекта. И к чему он в итоге приведет, так до конца и неясно.
Фото на превью// пресс-служба администрации Екатеринбурга