В центре развития «Фан-Маман» в конце марта мамы и папы побеседовали с клиническим психологом Ревдинской городской больницы Татьяной Фильковой. Собрался полный зал. Тема: «Дети и гаджеты. Проблемы зависимости». Психолог рассказала о том, как распознать зависимость, что делать, если ребенка уже «затянуло», как помочь ему выйти из опасного состояния и как родителю сохранить нервы и хорошие отношения с сыном или дочкой.
Организатор встречи — мама (и уже даже бабушка) Анна Лазарева, директор центра «Фан-Маман».
— Этой проблемой мы занимаемся с начала года, общаемся с родителями о гаджетозависимости. Мы решили создать некое родительское сообщество: не какой-то определенный круг людей, у нас нет организации, просто есть люди, заинтересованные в помощи своим детям. То есть к нам может присоединиться абсолютно любой, если ему это интересно. Наша цель — это создание какой-то оффлайн-платформы для ребят, которые поставили свою проблему с гаджетами во главу угла. Но нужно понимать, что она будет для всех — не только для людей с серьезной зависимостью, но и со срединной или начальной. Наша задача научить детей играть, общаться, веселиться без телефона в руках. Я сама, как мама, вижу предпосылки у своего сына, поэтому организовываю это еще и для себя, помогаю своему сыну быть в живом общении. Общение с Татьяной Владимировной помогло мне понять и осознать ошибки, которые я допускала и продолжаю допускать. Родителям нужно начинать с себя.
Анна Лазарева объясняет, что она не против использования гаджетов, но по правилам, которые позволят им сохранить здоровье, войти в будущее думающими и трезвомыслящими людьми, которые смогут организовать свою взрослую жизнь легко без какой-то зависимости от девайсов. На эти встречи может прийти любой желающий абсолютно бесплатно. Следующей темой встречи с Татьяной Фильковой будет «Кибербуллинг» (преследования и издевательства в сети), следите за анонсами. День и время встречи пока обсуждается. А мы рассказываем, чему научила родителей Татьяна Филькова на встрече, посвященной гаджетозависимости.
Что такое компьютерная зависимость?
Это навязчивое желание включить компьютер/гаджет, чтобы уйти от повседневности, отбросить на второй план все насущные проблемы. Зависимы на сегодня 10-14% людей во всем мире, причем, 80% из них — это дети от 12 до 14 лет.
Как распознать ПК-зависимость?
- Ребенок проводит за гаджетом все свое свободное время, ничем больше не интересуется
- Он врет вам о времени, которое он провел за гаджетом
- Ребенок забывает о домашних делах и обязанностях
- У ребенка сбивается график питания и сна
- Подросток ест, сидя за компьютером, не выпускает смартфон из рук на столом
- Когда ребенок начинает играть в компьютер, у него повышается настроение
- Ребенок не стремится общаться с близкими и друзьями, ограничивает контакты
- Вступает в конфликт с близкими из-за лишения гаджета, угрожает и шантажирует
Почему формируется зависимость?
- Ребенку скучно, он не знает, чем еще себя занять
- Жажда приключений
- Недостаточный контроль со стороны родителей
- Напряженные эмоциональные отношения в семье
- Заниженная или завышенная самооценка
Как предотвратить ПК-зависимость?
- Правило «экранного времени» (выделяйте время на «общение» с гаджетами), строго соблюдайте его. Обсудите с ребенком, что будет, если он нарушит временные рамки. И всегда исполняйте обещание о наказании. Для малышей до пяти лет компьютер под запретом. Детям до семи лет можно сидеть за гаджетами не более получаса, причем только под контролем родителей. Детям 7-12 лет — не более часа, 12-17 лет — не больше двух часов с перерывами в 15 минут.
- На личном примере показывайте, что можно весело и интересно проводить время и без смартфона, компьютера, получать удовольствие от реальной жизни.
- Дайте ребенку возможность поскучать. В данном случае, если у ребенка действительно наблюдается зависимость, то, ограничивая время доступа, мы видим проявление скуки: безынициативность, нытье, невозможность чем-то занять себя. Есть прекрасная пословица: от скуки на все руки. В это время у ребенка развивается естественно-познавательный мотив, поэтому, когда он будет понимать, что ему нечем заниматься, то рано или поздно он что-то себе придумает иное, не в телефоне или планшете.
- Помогите ребенку справиться с негативными эмоциями, разговаривайте с ним, чтобы он не схватился за смартфон и не ушел от проблем в виртуальный мир.
Как справиться с зависимостью?
- Развивайте доверительные отношения с ребенком. Уважительно относитесь к увлечениям ребенка, которые вы в состоянии контролировать, то есть к тем, которые ребенок от вас не скрывает. Ни в коем случае не критикуйте («Что за дурацкая игра»), не запугивайте («Если ты будешь играть, то заберу телефон»). Это вызывает у ребенка недоверие и, соответственно, он не будет реагировать на ваши ограничения. Подростку, к примеру, важны личные границы, когда спрашивают его мнение. Поэтому нужно озвучивать свои планы или условия заранее.
- Будьте «ресурсным» родителем, то есть эмоционально-зрелым. К сожалению сейчас таких очень мало. Начав работу над собой, вы даете больше шансов ребенку стать зрелым человеком. Без груза конфликтов детства, травм, ошибок. Ресурсная мама — это уверенная, счастливая, здоровая, мама, которая нацелена на себя, а не на историю проживания жизни ребенка. Мама, которая живет в свое удовольствие, и, соответственно, у нее нет ресурсов на претензии к своему ребенку, а есть время на разговоры по душам.
- Уважайте его увлечение гаджетом, не называйте ерундой, интересуйтесь, не насмехайтесь и не упрекайте. Понимайте и принимайте его чувства и эмоции, в хорошем и плохом его проявления. Когда он плачет или кричит — это не значит, что ребенок плохой, это значит, что ему нужно ваше внимание и нужно принимать его переживания. Фокусируйтесь больше на положительных сторонах ребенка: меньше критики, упреков, замечаний. Именно это формирует такие защитные реакции ребенка, как обман или уход от реальности. Не сравнивайте ребенка с другими, только с ним самим («Вчера ты смог, а сегодня нет»). Присоединяйте свои чувства, а не свою оценку личности («Не ты плохой, а твой поступок»).
- Если ребенок «зависает» перед экраном, присядьте рядом и около минуты просто посидите с ним, а затем тихонько поинтересуйтесь, чем он занимается, чтобы ребенок понял, что вы им заинтересованы.
- Обратитесь к специалисту, только специалист сможет точно диагностировать проблему и помочь в ее решении, если вы не справляетесь.
Татьяна Филькова о детской ПК-зависимости в Ревде
— Ко мне ежедневно обращаются родители с просьбами о психологической помощи. Самая актуальная проблема после детско-родительских отношений — ребенок и гаджеты. Если говорить о статистике за последние три года, то каждый шестой подросток имеет чрезмерное пристрастие к девайсам. Средний возраст 13-15 лет, возрастные границы от 8 до 17 лет. Для профилактики я не рекомендую давать ребенку гаджеты до пяти лет, а с пяти — только при совместном общении и игре со взрослым.
Нет определенного возраста, в котором можно дать ребенку гаджет и с точностью знать, что это не приведет к зависимости, так как она может возникнуть на любом этапе даже у взрослого. Но у детей она формируется гораздо быстрее в силу нейропластичности мозга, повышенной чувствительности и впечатлительности. Зависимость не возникнет, если ребенка научить правильно пользоваться девайсами. Гаджеты — это всего лишь инструмент, а не часть жизни, как бывает у зависимых.
Еще по теме
- Ревдинский психолог и регрессолог рассказала, как помогает людям со всего мира.
- Как настроить ребенка на учебу из дома и не сойти с ума: 15 советов психолога.
- Психолог Елена Главатских выпустила первую книгу для родителей.