Елена Козырина, замдиректора детской музыкальной школы Ревды, получила звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Указ подписал президент. Награду ей вручит губернатор — эта церемония еще не состоялась. Но поздравления Елена Владимировна уже принимает. Заслуженно!
В Ревде всего два человека носят эти звания, и оба работают в музыкальной школе. Еще в 2014 году награду получила Татьяна Асельдерова, директор ДМШ. Именно она, как руководитель, отправляла представление на Елену Владимировну в Министерство культуры Свердловской области. И защищала ее кандидатуру на совещании в ведомстве.
— Конечно, в нашей профессиональной среде это самая высокая награда, — рассказывает Асельдерова. — Понимаете, здесь человек должен быть профессионалом, он должен иметь высочайшие и профессиональные, и творческие достижения. Причем, оценить это должны не только на уровне Ревды, но и области, России, на международном уровне. Процедура «движения» этих документов долгая. Сначала Минкульт Свердловской области рассматривает это на своей комиссии, затем они проходят фильтр губернатора, потом полпреда, Минкультуры России — и только после этого поступают в аппарат президента. Во всех наградных документах должны быть сильнейшие доказательства, что человек достоин этого звания.
Елена Козырина окончила Ревдинскую музыкальную школу по классу баяна, ее учил сам Василий Елецкий. Затем — музыкальное училище и консерваторию им. Мусоргского по специальности «руководитель народного хора». Вот уже 25 лет она руководит ансамблем народной песни «Веснянки». В 2013 году ее коллектив участвовал в престижном соревновании, XII Молодежных Дельфийских играх России. И получил золотую медаль. Тогда же мы побеседовали с Еленой Владимировной — о жизни, учебе, детях, увлечениях, выдержки из беседы вы можете прочитать в этой публикации.
Елена Владимировна стояла у истоков создания отделения «музыкальный фольклор» в музыкальной школе Ревды. И лично внесла огромный вклад в его становление и развитие. Она лауреат премии губернатора Свердловской области «За лучшую педагогическую работу», лауреат премии Министерства культуры Свердловской области. Ее коллектив представлял уральское народное пение в Болгарии, Австрии, Франции, Чехии. Козырина написала две сертифицированные методические работы по своей специальности и пять раз участвовала в областных методических семинарах, где на примере своего коллектива учила коллег.
В свободное время (если удается его найти) Елена Козырина любит бегать, ходить на лыжах. Она постоянно в разъездах, поэтому сама водит машину. И всегда слушает музыку: говорит, что ей нравится все, кроме шансона и попсы.
Из интервью Елены Козыриной «Городским вестям» в 2013 году
«У меня была цель — музыкальное училище!»
Какой я была в детстве? Энергичной. Председатель совета отряда, культмассовой комиссии. Участвовала во многих мероприятиях. Ну, это благодаря моим педагогам, в частности Василию Андреевичу Елецкому. Суперактивная была жизнь. Недавно перелистывала историю музыкальной школы, нашла статью — «Новые звездочки музыкальной школы», — ее писала Татьяна Георгиевна Шлохина. И приятно была удивлена: «Лена Ленкова — лауреат областного конкурса…». Ленкова — это моя девичья фамилия.
Но чем дальше — тем больше меня затягивало хоровое искусство. Одновременно я занималась в хоровом коллективе и в школе, и в Доме пионеров. У меня сразу была определена цель жизни: пойду в музыкальное училище!
«Сам бог велел идти на народный вокал»
Представьте: приходит в музыкальную школу ребенок со словами — «Хочу учиться». Мой папа играл на аккордеоне, сестра на фортепиано. И мне очень хотелось играть на каком-нибудь инструменте. Послушали. Пригласили родителей. То же самое происходило в музыкальном училище: мне нравилось и академическое пение, и эстрадное… Но преподаватели, увидев, что я окончила музыкальную школу по классу баяна, сказали: «Вам сам бог велел идти на отделение ДНХ (дирижер народного хора)».
Во время учебы стремилась постигнуть новые знания, приезжала домой и учила, чтобы понять все от и до. Трудоголик ли я? Нет, думаю, что трудоголик — это человек, который просто любит трудиться. Здесь другое. Я хочу прежде всего понять. Поэтому первым делом всегда задаю себе вопрос: «Зачем?». И ищу на него ответ до тех пор, пока не нахожу.
Спела? Давай-ка к доске!
Еще одно воспоминание из детства. 28-я школа. Дай бог здоровья всем преподавателям, они сейчас уже, конечно, в мудром возрасте. И вот — шестой класс, весна. Творческие дети меня поймут — выступлений просто череда, времени свободного нет. Прихожу на урок, любой. Меня встречает учитель: «Ну, Лена, давай, ответь на пятерку! Ты же так хорошо вчера пела!» И так — все, кроме преподавателя по русскому языку, Клавдии Александровны Козыриной. Она, увидев меня в классе после очередного концерта, говорила: «Ах, ты пела? Это дело. Так поди же попляши. Давай-ка к доске!» Ох, каких же трудов мне стоило получить пятерку по русскому языку! Учила, разбиралась, чтобы показать ей, что знаю, и доказать себе, что смогла.
Так рождается коллективное творчество
Как любой преподаватель, на уроке я часто хочу использовать накопленный за эти годы опыт. Но каждый раз, когда приходят новые ребятишки, понимаю: эти дети другие и начинать нужно заново. С каждыми первоклассниками я открываю много нового для себя. И всегда соблюдаю свой главный принцип: «не навреди». Стараюсь развивать в каждом ребенке вокальные и артистические способности, именно поэтому включаю в концертные и конкурсные выступления элементы народных обрядов и праздников, где каждому участнику отводится пусть небольшая, но своя роль. Таким образом, развивается не только творческая деятельность, но и ответственность, от которой зависит выступление всего ансамбля. Так рождается коллектив и коллективное творчество.
Направляю ребят на творчество
Я думаю, что работа преподавателя в общеобразовательной школе и преподавателя в музыкальной школе идентична. Мы даем навыки: они учат письму и счету, мы — музыке. А еще мы направляем ребят на творческую, концертную, конкурсную деятельность. И это важно.
И вот результат: окончив школу, наши дети ощущают себя свободными, самодостаточными людьми, спокойно выходят на аудиторию и умеют позиционировать себя на сцене. И за кафедрой они защищают научные проекты. Выступают на экране телевидения, в профессиональных и любительских творческих коллективах. Окончив музыкальную школу, они остаются творчески активными людьми.
Еще по теме
- Детская музыкальная школа Ревды отпраздновала юбилей большим концертом.
- «Веснянки» заняли три первых места на Международном конкурсе.
- Фольклорный ансамбль «Веснянки» спел и сыграл сказы Павла Бажова.