Личное мнение. Очень приятно, Царь

irinaИрина Капсалыкова, колумнист, kaps@revda-info.ru

Владимир Жириновский в последнее время все чаще, настойчивее и радикальнее предлагает вернуть империю и выборную монархию, а все партии запретить, утверждает, что «демократия нас погубит», живописуя прошлый российский опыт как нечто идеальное и золотой век. Лидер ЛДПР как опытный царедворец, держит нос по ветру и озвучивает мысли, которые роятся во многих головах. И не без одобрения президента.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР: «Я не говорю: искать наследника Дома Романовых. Можем избрать императора, царя на 10 лет. И каждые 10 лет менять. Будет вариант демократии, но вся полнота власти у него должна быть». Госдума, Открытая трибуна, 20 сентября (пресс-служба ЛДПР).

Не случайно Владимир Путин после эмоционального выступления ВВЖ в Крыму, где он предложил президенту стать… нет не императором, а лишь верховным правителем, улыбаясь сказал, что это личное мнение Владимира Вольфовича, оно не всегда совпадает с мнением правительства, но «зажигает красиво».

В России сейчас возрождается монархическое сознание, но это не означает реставрации монархии. Любые попытки изменить Конституцию и дать народу царя, помазанника божьего, обречены на провал, потому что монархическое сознание атеистично по сути. Такое общество не готово принять монархию даже в парламентском виде, никогда не признает законной и авторитетной любую монархическую власть. Претензии на трон будут восприниматься как шутовство и самозванство.

Современное монархическое сознание не требует царя, но механизмы президентской власти воспринимает как механизмы власти монархической. В общественном сознании возродилось идея о справедливом правителе-отце: если творятся несправедливости, напишу-ка Путину, вот он им (чиновникам. коммунальщикам, работодателям-капиталистам) задаст. И самое интересное, задает… Концентрация власти в руках президента не вызывает отторжения. Это отеческая власть, стоящая выше всех остальных. А как еще можно навести порядок в такой огромной стране?!

1303306701_00c6sae590
Владимир Путин. Фото для журнала Time, который в 2007 году вышел с портретом президента РФ на обложке и заголовком: «Vladimir Putin tsar of the new Russia».

Русское монархическое создание всегда верило в доброго царя-батюшку. Забитые крестьяне видели в царе высшее проявление добродетели и справедливости. Монарх, читай президент, воспринимается как символ духовного и государственного единства народа, воплощает собой надежду на справедливое устройство мира.

У президента нет претензий к народу, и у народа нет претензий к президенту, по крайней мере, у 80 % населения России. Политики, бизнесмены, экономисты, артисты ведут себя как опытные царедворцы, хорошо понимающие, где находится центр власти. Критика чиновников воспринимается как справедливая кара за бедствия народа, глава народной общности заставляет их работать.

Но не надо забывать о тех «сердитых» 20%, которые не одобряют Путина. Образ и реальность могут разойтись, тогда президент из главы народной общности моментально превратится в обычного чиновника, и почувствует на себе всю силу народной любви к бюрократии. Монархическое сознание пока верит, пока надеется, проснувшись, предпочитает ждать. Чего? Кто знает.

Есть вопрос: уважаемые читатели, если предположить, что в Россию вернется монархия, какой, на ваш взгляд, станет наша страна?

Популярное