Тогда модно было замуж за военных выходить

Иван и Нина Максимовы рассказали историю своей бриллиантовой любви

На днях бриллиантовый юбилей со дня свадьбы отмечают Иван Васильевич и Нина Прокопьевна Максимовы. Они поженились 60 лет назад — 28 ноября 1950 года.

Иван

Детство Вани было не из легких, как и у многих его деревенских сверстников. Он был старшим в семье, поэтому с малых лет пришлось помогать отцу в гончарном производстве. Позднее Иван Васильевич рассказывал своим детям, что летом ели всякую полезную траву, оладьи из крапивы, «есть хотелось всегда, а о конфетах даже никогда и не слышали».
В 1942 году Иван успел закончить только 7 классов, работал в родной удмуртской деревне Андреевцы, в колхозе. В армию был призван 2 января 1943 года, ему тогда едва исполнилось 17 лет. 23 февраля принял военную присягу в 3-м запасном стрелковом полку, был направлен на Волховский фронт, а в июне был зачислен в состав 53-го авиаполка, затем — Дальневосточный фронт.

С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Однажды, выполняя приказ о форсировании реки Амур, Иван вместе с другими бойцами попал в окружение в одном из укрепрайонов. Во время боя он был ранен множественными слепыми осколками. До сих пор в семье Максимовых гордятся, что верховный главнокомандующий И.В.Сталин в приказе №372 объявил «благодарность красноармейцу Максимову Ивану Васильевичу». После выписки из госпиталя Иван более трех лет служил в 222-м танковом полку при Управлении штаба.

Нина

Нина — коренная ревдинка, жила на Барановке. Кроме нее, старшей, в семье было еще трое детей. Когда началась Великая Отечественная война, Нина окончила семь классов. Девушке не исполнилось 15-ти лет, когда ее направили учиться на токаря, пригрозив: «если не пойдешь, через милицию приведем». Время было суровое.

— Я пошла пуговицы к платью купить, — вспоминает сейчас Нина Прокопьевна. — Тогда хороших платьев не было, ситцевое сошьют, ленточками украсят — красиво. Иду мимо школы, а мне в окошко стучат, чтобы вручить повестку на комиссию в ремесленное училище.  Там, где сейчас Станция юных техников, токарный цех был. Вот туда мне строго-настрого наказали прийти. Папе неохота меня было отпускать.

Через год она вместе с другими такими же подростками встала к токарному станку. Была принята на СУМЗ. Тяготы военного лихолетья хлебнула с лихвой: не доедала, не досыпала, но внесла свой вклад в Победу. После войны она продолжала трудиться на СУМЗе: была токарем, кладовщиком, учетчицей. Нина проработала на заводе 13 лет.

Вышитая думочка

После войны Иван служил на Дальнем Востоке,  занимался вооружением, однажды весной солдат отправили в командировку в Усть-Катав. Удалось заглянуть на три дня к сестре, которая жила в Ревде. Тут и повстречал Нину и ее подругу. Сходили на танцы в Ревдинский клуб. Солдат сфотографировался с обеими.

— Все барановские тогда за военных замуж выходили, — вспоминает Нина Прокопьевна. — Какая-то мода  была — с военными знакомиться. У меня была вышитая подушка-думка, она понравилась Ивану. Подари да подари — подарила. В поезде на ней спал. Обе фотокарточки так и увез в армию, а там рассмотрели и посоветовали, мол, на этой женись, то есть на мне.

— Был у меня выбор, — соглашается Иван Васильевич, а у самого глаза смеются. — Я хотел Нину туда забрать, меня оставляли на сверхсрочную службу. Не согласилась.
Потом были письма. Много. Лежа на невестиной вышитой думочке, думал солдат над своей дальнейшей жизнью и… демобилизовался в Ревду.

Вместе навсегда

Когда уже все было готово к свадьбе, у Нины трагически погибла мама. Она работала на железнодорожном переезде, увидела, что идет задним ходом паровоз, а ворота закрыты, женщины, которая там работала, не оказалось на месте. Чтобы предотвратить аварию, побежала открывать и сама не успела отскочить.

После 40 дней траура Максимовы поженились. Свадьбы не было, отметили скромно, по-семейному: собрались только близкие родственники и подружки.

Это та самая фотография, с которой началась история бриллиантовой любви.
Это та самая фотография, с которой началась история бриллиантовой любви.

— Как будто вчера все это было, — говорит Нина Прокопьевна. — За 60 лет много всего ушло, многое пережили, но счастье было и есть. По первости, может быть, и были размолвки, но верны были друг другу. И не ругались никогда.

Нина Прокопьевна, отработав 13 лет на СУМЗе, устроилась на УПП ВОС, здесь и прошла большая часть ее трудовой биографии, отсюда ушла на пенсию. Иван Васильевич работал на РЗ ОЦМ, а затем на РММЗ, с которого ушел на заслуженный отдых.

Супруги Максимовы вырастили троих детей: Вячеслава, Ольгу и Наталью. Есть пятеро внуков и пятеро правнуков. К сожалению, в последние годы здоровье Нины Прокопьевны и Ивана Васильевича пошатнулось, но они стараются, где словом, где делом поддержать друг друга, все горести и радости делят пополам.

— Дети нас навещают, не забывают, всегда с добрым словом, — рассказывает Нина Прокопьевна. — Мы их ждем, как дорогих гостей. Стараемся чем-нибудь угостить, побаловать. И они без гостинцев не приходят. У нас четыре внучки, один внук, один правнук и четыре правнучки. Сейчас для нас каждый прожитый день — это счастье. Мы живем и радуемся поддержке наших чутких и внимательных детей, они нам придают бодрости и уверенности. Мы не остаемся наедине с нашей старостью.

Бриллиантовый юбилей со дня свадьбы Максимовы будут отмечать в кругу семьи 4 декабря. По словам Нины Прокопьевны, к ним нагрянет двадцать человек. Хозяйка будет угощать гостей своими «фирменными» пирогами с черносливом, урюком, сушеной малиной, рыбой и жаренными в масле пирожками.

Популярное