Жители улицы Степана Разина, которая вот-вот уйдет под воду, хотят подать в суд на администрацию Ревды

Они уверены, что вода заливает их улицу только потому, что чиновники не оперативно выполнили свою работу.

На улицах Степана Разина и Коммуны (на Барановке) паводковая вода уже готовится подойти к жилым домам. По словам местных жителей, она прилично поднялась только за минувшие сутки; а власти Ревды, вместо того, чтобы прислушаться к их просьбам и помочь техникой, отправляют терпящих бедствие в пункт временного пребывания при бывшей школе №21. Почему они отказываются туда ехать и зачем жителям улицы Степана Разина лодка — в репортаже Ревда-инфо.ру.

«Дом еще с прошлого года не просох»

Среда, 13 апреля, 11.10. У дома №34 на Степана Разина, на которую днем ранее начала наступать соседняя река Ревда, с велосипедом возится 12-летний Максим Махнев. Увидев людей с камерой, смущается, тихонько объясняет, что чинит его не для себя — для друга, и убегает в дом за мамой Татьяной. Но она замечает нас раньше: выглядывает из окна и дает понять, что сейчас выйдет.

На Татьяне черная куртка с большим капюшоном и сандалии. Грустно улыбнувшись, она выдыхает: «Ну, что вам рассказать?».

st.razina
Пока Максим чинил велосипед, его мама Татьяна Махнева рассказывала нам о тяготах жизни на Степана Разина. Вот, например: их дом, по ее словам, до сих пор не просох еще с прошлого паводка — ситуацию усугубляли дожди. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

А рассказать есть что: во время паводка в мае прошлого года (тогда Махневых затопило впервые за 10 лет, которые они тут живут) вода залила их дом так, что, по словам Татьяны, просушить полы они не могут до сих пор. Ситуацию усугубили частые дожди и то, что у дома нет фундамента — он стоит на песке.

— У нас пол вообще ледяной, невозможно же, ладно, мы, взрослые, по такому ходим, а дети? — сетует хозяйка. — Спасает только, что печку топим постоянно — так бы замерзли все.

Горький опыт прошлогоднего подтопления заставил семью уменьшить объемы посадок на внушительных размерах огороде: тогда на корню сгнил будущий урожай, нынче садят только картошку.

Татьяна рассказывает: до нас приезжал представитель НСММЗ (завод отвечает за ревдинскую дамбу) и поделился неприятными прогнозами: если Новомариинское водохранилище снова сбросит воду, Степана Разина точно будет в воде.

Как объясняет замначальника пожарной части №65 Василий Стерхов, сброс воды — процедура, которая необходима, чтобы поднявшаяся в результате таяния льда и дождей вода не разрушила плотины. При этом каждая может выдержать разное давление воды. Механизм такой: когда воду спускают в одном из ближайших к нам водохранилищ, к примеру, в Волчихинском, уровень рек Чусовой и Ревды поднимается топит улицы Коммуны и Степана Разина. Но если этого не сделать — плотину может прорвать.

— А вчера в восемь утра приезжал мэр Мокрецов, как спецагент какой-то прямо, тихонько постоял, посмотрел и исчез, — улыбается женщина, от холодного ветра прикрывая лицо капюшоном. — А у меня муж не работал в этот день, в машине что-то менял и увидел его. Мокрецов его заметил и сказал, что вода на таком уровне и останется. А она за ночь поднялась. И прилично.

А еще, говорит Татьяна, часто приезжают спасатели из МЧС: походят, посмотрят на воду, поговорят с людьми, с серьезными лицами куда-то позвонят и уедут.

— В прошлом году до них надо было дозваниваться чуть ли не со скандалом, — вспоминает женщина. —  Когда у нас потоп начался, мы были в Тагиле, приехали — дом «плавает» уже. Я в МЧС звоню и спрашиваю, почему никакой реакции от них нет. Мне говорят, мол, а вы что нам-то звоните, обращайтесь в ЕДДС, а телефон не дают. Ругались. А потом они стали ездить к нам — наверно, проверять, не унесло ли течением.

Пока Татьяна ругает сотрудников МЧС, к дому, как по заказу, подъезжает белый ВАЗ замначальника пожарной части Василия Стерхова. Тот объясняет: он или вышестоящее начальство бывают на подтопляемых участках каждые три часа — докладывают о ситуации в управление.

kuk
В ночь на среду, 13 апреля, наш фотокор встретил на улице Степана Разина начальника ревдинской пожарной части №65 Олега Кукушкина, который следил, как поднимается вода. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Послушав Татьяну пару минут, Стерхов на пару с жителем 17-го дома, 57-летним Владимиром Бровиным, уходит на самодельную дамбу, расположенную неподалеку.

Женщина признается: вместе с семьей давно уехала бы с этой улицы — хоть в частный дом, хоть в квартиру — но на это нужны деньги.

— Будем надеяться, что в 2017 году по решению суда НСММЗ все-таки расширит свою санитарную зону (она будет включать и нашу улицу), и нам дадут другую жилплощадь, — говорит она. — Знаете, сколько тут дома стоят? Тысяч 400-450, что на них купишь для нашей большой семьи?

Татьяна с мужем живут на Степана Разина уже десять лет, воспитывают четверых детей — 5, 6, 12 и 13 лет. И пока Махневы видят только один выход: застраховать свой дом, как им советовал глава администрации Ревды Михаил Матафонов, но опасаются, что вряд ли страховщики будут много давать за разрушения. Плюс придется страховать дом в рассрочку: денег в семье впритык.

«Перегоню лошадей в кабинет мэра»

damba
Так на Степана Разина выглядит дамба, которую, по словам местных жителей, строили еще их деды. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

На дамбе, где нас встречают спасатель Василий Стерхов и старожил улицы Владимир Бровин, красиво: здесь уже пробились сквозь землю яркие ромашки, громко журчит стремительный поток воды, падающий с травяного бугра, а неподалеку плавают утки. Почти ручные.

— Они часто тут бывают, — улыбается Бровин, посматривая на птиц, — местные их прикормили, так что они знают, что тут и не обидят, и накормят. Вот если вода пойдет, их можно будет прямо из двора кормить.

— Если не из окна, — добавляет Стерхов, и оба горько улыбаются.

brovin
Житель дома №17 на Степана Разина Владимир Бровин говорит, что администрация Ревды не слушает ни его, ни других ревдинцев: они просят технику, чтобы починить дамбу, а чиновники  отправляют их в пункт временного пребывания. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Владимир Бровин расхаживает по мокрой земле в резиновых сапогах и рассказывает: земляную дамбу, которая начинается прямо за домом №38, где, кстати, живет его старшая дочь со своей семьей, построили еще их деды — пригнали трактор и нагребли земли. Все эти годы дамба защищала от воды ближние дома.

— А года два назад приехали городские, набрали тут глины и тем самым попортили ее, — вспоминает он, — вода стала подступать. Я нашим главам объяснял: чтобы нам хоть немного помочь, нужно пригнать трактор и снова засыпать то, что разрыли, но они нам прислали отписки, что, якобы, дамбу надо строить по правилам и так далее. В общем, будем тонуть! Мы уже приготовили лодку.

При этом он ведет нас к дому дочери, у которого, действительно, лежит добротная лодка. «Думаете, я пошутил?» — хохочет он, явно позабавленный выражениями наших лиц.

lodka
Дочь Владимира Бровина, которая живет на этой же улице, уже приготовила лодку — на крайний случай. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Мы готовимся ко всему, у нас надежды нет на власти, они только речи толкают, — добавляет мужчина и показывает пальцем на взбухшую от воды землю у дома: «Видели?».

Если на нее встать, появится ощущение, что стоишь на водяном матрасе — проверено.

Владимир Бровин живет в доме №17 — светлом и красивом — на Степана Разина с женой, младшей дочерью и сыном. Держит трех лошадей. Дом достался ему от родителей и за последние годы претерпел кое-какие изменения: к примеру, у него появился пристрой. И уезжать оттуда ни в какие пункты временного пребывания, которые на такой случай организуют чиновники, Бровин и его семья не собираются.

— У меня пока еще кони сухие стоят, как только конюшню затопит, я их сразу же перегоню в гараж исполкома (администрации Ревды — ред.) или прямо к мэру в кабинет, —  заявляет мужчина. И, похоже, на этот раз не шутит.

Вместе с другими жителями улицы Степана Разина Владимир Бровин намерен подать в суд на администрацию Ревды за то, что та, по его словам, «не уследила за тем, за чем должна была». Мол, воду в Ревде начали спускать резко — и результат не заставил себя ждать: дома подтопило.

— Мне здесь спокойно, тихо, я сейчас об одном прошу: поднимите мне огород чуть выше над уровнем воды, и все, — говорит он. — Только чтоб соседям-то хоть квартиры дали или землю, им тут невозможно жить — сильно топит.

Лошади для Бровина отдушина: если грустно — едет кататься, на праздниках катает детей. Правда, сейчас одна из них серьезно болеет, и ей нельзя перенапрягаться: съела пыльное сено и стала кашлять.

— Никак не вылечить, остается только нож, — грустно рассказывает он, — но она у меня уже год живет. Жалко. Люблю.

Жители улицы следят за уровнем воды и сами, чтобы, если что, звать на помощь: втыкают в землю на берегу палку и смотрят по ней. К примеру, со вчерашнего дня вода поднялась на 30 сантиметров. По их подсчетам, в зоне подтопления сейчас находятся восемь жилых домов.

«Спасли бабку и свинью»

12.15. На улице Коммуны на Барановке у дома №14 нас громким лаем встречает пес по кличке Черный (как думаете, какого он цвета?). Здесь река тоже уже готовится выйти из берегов.

Хозяин дома 53-летний Юрий Неволин — улыбчивый и открытый — был единственным, кого мы застали на этой улице. По его словам, остались здесь он с женой и еще три семьи, живущие неподалеку. Остальные — дачники, приезжают только в сезон.

nevolniy
Житель улицы Коммуны на Барановке Юрий Неволин вспоминает: последний раз дома здесь реально затопило, когда ему было 18 лет. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Говорит, у него постоянно, но не сильно топит огород (в прошлом году испортилась вся картошка), а у вот соседская дача уходит под воду «серьезно» — она в конце улицы, там, откуда идет вода.

— За последние дни вода поднялась метра на полтора-два, плотины открыли, но им девать просто некуда эту воду, сейчас ее избыток (погода мерзкая такая, дожди все идут). Раньше не топило, тихое и спокойное место было, воды всегда Екатеринбургу не хватало, а сейчас откуда ее столько? — негодует он.

Последний раз дом «утонул» , когда Юрию было 18 лет, тогда тут жила его бабушка.

— Мы и бабку мою вытащили, которая три дня на печи просидела без еды — выйти не могла, и свинью. Я никогда не видел, чтобы свиньи так прыгали. Она, видно, эти дни простояла на задних лапах, высунув из воды одну только морду, а когда мы ее спасли и на землю поставили, с таким визгом бегала и так высоко прыгала… — улыбается он.

Дом мужчина страховать не стал. Мол, а зачем?

— Раньше пол был деревянный, весь выворачивался при подтоплении, теперь я из камня сделал, да вообще все заменил — вода не страшна, — объясняет. — А вообще тут хорошо: ондатры бегают, журавли прилетают, бобры жили, потом ушли, когда их ходы затопило.

Популярное