В Ревде дети собирали живых роботов

Какой робот нужен людям, почему быть инженером престижно и грозит ли миру война машин — о чем еще говорили маленькие участники первого фестиваля робототехники. Репортаж.

12-летняя шестиклассница из «Истоков» Настя Нестеренко очень любит фильм «Железный человек». Увидев его впервые, она решила, что должна научиться строить роботов и сделать такой же умный костюм. Ее мама работает программистом, она поддержала интерес дочери, только попросила, когда та подрастет, сделать для нее робота-помощника — чтобы прибирал в доме. Мама привела Настю в студию LegoMax, где девочка занимается уже второй год. В среду, 18 января, вместе с друзьями Настя поучаствовала в первом городском фестивале робототехники, собравшем более 150 детей.

12-летняя Настя Нестеренко держит в руках робота-сумоиста. Его нужно было собрать с нуля, запрограммировать и выйти на ринг с роботом другой команды — для победы один должен был вытолкнуть с ринга другого. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Фестиваль стал точкой отсчета, по признанию руководителя городского Центра образовательной робототехники Рамазана Капсалыкова, для всего города. Это первые масштабные городские соревнования среди детей, увлеченных необычным техническим творчеством. В Ревде конструировать из «Лего» можно в Центре робототехники (бесплатно), в коммерческой студии «LegoMax» (платно), а также в школьных и детсадовских кружках (не везде). Этот Центр и все муниципальные кружки — звенья одной большой цепи, точнее, глобального губернаторского проекта Уральской инженерной школы, который поддерживает УГМК.

— Если исходить из проектных задач, главная цель этих мероприятий — воспитание инженерных кадров, это если формально, — объясняет Рамазан Капсалыков. — А если говорить, как есть… Знаете, я исхожу из интересов детей. У меня есть маленькие племянники, которые разбираются в этом намного быстрее меня. Это интересно, это увлекательно. На занятиях никаких проблем, тишина: им только задание дай, ноутбук и набор конструктора. Наша-то задача простая: создать условия, чтобы дети развивались и творили. Ну и еще хочется, чтобы Ревда росла и гремела на областном, федеральном, мировом уровне — мы пока сильно отстаем в области робототехники.

О Центре робототехники
Центр образовательной робототехники открылся 25 декабря прошлого года на базе школы №2, но входит в структуру муниципального учреждения «Станция юных техников». Наш центр стал 29-й базовой инновационной площадкой Дворца молодежи. Чуть позже такая же площадка появилась в Первоуральске. В Центре на базе школы №2 занимаются в среднем около 200 детей от пяти лет, в основном это ученики начальной школы. Занятия бесплатные, все, что нужно — позвонить по тел. 3-25-45.
12-летний Ваня Валюгин учится в «Еврогимназии». Робототехникой он увлечен второй год. Говорит, что ему нравится процесс созидания — когда из деталей получается готовое изделие, которое выполняет твои команды. Он мечтает стать инженером-конструктором, делать роботов, которые будут помогать людям — и уверен, что война машин миру не грозит: люди этого не позволят. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Фестиваль проходил в формате турнира. В нем участвовали ребята из детских садов №№34, 50, 17, школ №№2, 3, 25, Еврогимназии, лицея при педагогическом колледже, Станции юных техников и студии «LegoMax». Возраст — от шести до 14-ти лет. В командах — по два человека. Соревновались на пяти станциях, от малышовой, где нужно было просто собрать самолет из крупных деталей (пошаговую фото-инструкцию раздали на руки) до самой старшей, где восьмиклассники собирали машинки и программировали их движение по искривленному треку.

Сконструировать робота-сумоиста, сделать движущиеся качели, на которых удобно устроится маленький человечек — сложные задачи стояли перед участниками фестиваля, однако справились с ними все. Взрослые, далекие от робототехники, пожимали плечами: им, умным, с высшим образованием, потребуется время, чтобы разобраться. А дети выполняют задания на раз. Почему?

Природа — склонны полагать учителя, с которыми удалось пообщаться. Задатки, заложенные с рождения — причем, не только склонность к технике, но и усидчивость, пытливость, любопытство. И фантазия, конечно. Ведь дети быстро перестают работать по заданным алгоритмам, начинают придумывать и изобретать свое. Мы убедились: когда конкурсные задания были пройдены (робот собран, прошел испытания, снова разобран), ребята снова доставали детали и ковырялись, складывая новые, кардинально другие фигуры.

И все-таки физиками в полном смысле их назвать нельзя. Они и немножечко лирики: например, средней группе пришлось сочинить легенду к своим моделям под названием «Катание на драконе», а как тут обойтись без творческих задатков? Второклассницы Ксюша Репина и Настя Розенко, им по восемь лет, сочинили так: «Саша и Маша гуляли в парке и они нашли карусель старую, хотели сделать для ребят новые качели и сделали такую, как мы, с драконом».

Настя Розенко и Ксюша Репина не любят кукол, потому что они сами не умеют двигаться. А модельки из конструктора, если их запрограммировать через компьютер, движутся сами! Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру
(слушать)

Настя и Ксюша дома воспитывают кукол, как все девочки, но, говорят, с ним не так интересно: нужно шагать, говорить — все за них. А тут «все само движется». Кстати, мечты у девчонок весьма определенные: Ксюша намерена стать президентом школы, а Настя — метрологом, как мама.

Интересно, что все дети, с которыми удалось поговорить, очень правильно, грамотно и разумно говорят — и любимыми школьными предметами называют, среди информатики и математики, литературу. Как, например, 9-летний Илья Черницин из школы №3, который на турнире собирал тоже движущегося робота.

Илья любит читать, смотреть кино, и тоже в будущем намерен заняться роботостроением. Кстати, ему кажется, что война между роботами и людьми неизбежна — потому что машины с каждым годом все интеллектуальнее. Но только люди, скорее всего, победят. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

Старшеклассники о роботах говорят более сдержанно. В конструкторы не собираются и вообще считают, что лего-конструирование — только хобби. Ученики Еврогимназии Олег Яхин и Максим Мифтахов, например, видят себя в будущем гуманитариями — от и до. Олег собрался в психологи, а Максим планирует либо заняться бизнесом, либо поступить на географический факультет.

Соревнования длились около часа. По правилам, для победы нужно было без ошибок собрать робота и испытать его (оценивало жюри). Победителей награждали не выходя из кабинетов — дарили игрушки, флеш-карты, наушники, книги. Все подарки предоставили спонсоры. Фестиваль обещает стать ежегодным: поскольку интерес у детей, отмечают педагоги, большой, а значит, есть, куда расти.

Популярное