12-летняя шестиклассница из «Истоков» Настя Нестеренко очень любит фильм «Железный человек». Увидев его впервые, она решила, что должна научиться строить роботов и сделать такой же умный костюм. Ее мама работает программистом, она поддержала интерес дочери, только попросила, когда та подрастет, сделать для нее робота-помощника — чтобы прибирал в доме. Мама привела Настю в студию LegoMax, где девочка занимается уже второй год. В среду, 18 января, вместе с друзьями Настя поучаствовала в первом городском фестивале робототехники, собравшем более 150 детей.
Фестиваль стал точкой отсчета, по признанию руководителя городского Центра образовательной робототехники Рамазана Капсалыкова, для всего города. Это первые масштабные городские соревнования среди детей, увлеченных необычным техническим творчеством. В Ревде конструировать из «Лего» можно в Центре робототехники (бесплатно), в коммерческой студии «LegoMax» (платно), а также в школьных и детсадовских кружках (не везде). Этот Центр и все муниципальные кружки — звенья одной большой цепи, точнее, глобального губернаторского проекта Уральской инженерной школы, который поддерживает УГМК.
— Если исходить из проектных задач, главная цель этих мероприятий — воспитание инженерных кадров, это если формально, — объясняет Рамазан Капсалыков. — А если говорить, как есть… Знаете, я исхожу из интересов детей. У меня есть маленькие племянники, которые разбираются в этом намного быстрее меня. Это интересно, это увлекательно. На занятиях никаких проблем, тишина: им только задание дай, ноутбук и набор конструктора. Наша-то задача простая: создать условия, чтобы дети развивались и творили. Ну и еще хочется, чтобы Ревда росла и гремела на областном, федеральном, мировом уровне — мы пока сильно отстаем в области робототехники.
Фестиваль проходил в формате турнира. В нем участвовали ребята из детских садов №№34, 50, 17, школ №№2, 3, 25, Еврогимназии, лицея при педагогическом колледже, Станции юных техников и студии «LegoMax». Возраст — от шести до 14-ти лет. В командах — по два человека. Соревновались на пяти станциях, от малышовой, где нужно было просто собрать самолет из крупных деталей (пошаговую фото-инструкцию раздали на руки) до самой старшей, где восьмиклассники собирали машинки и программировали их движение по искривленному треку.
Сконструировать робота-сумоиста, сделать движущиеся качели, на которых удобно устроится маленький человечек — сложные задачи стояли перед участниками фестиваля, однако справились с ними все. Взрослые, далекие от робототехники, пожимали плечами: им, умным, с высшим образованием, потребуется время, чтобы разобраться. А дети выполняют задания на раз. Почему?
Природа — склонны полагать учителя, с которыми удалось пообщаться. Задатки, заложенные с рождения — причем, не только склонность к технике, но и усидчивость, пытливость, любопытство. И фантазия, конечно. Ведь дети быстро перестают работать по заданным алгоритмам, начинают придумывать и изобретать свое. Мы убедились: когда конкурсные задания были пройдены (робот собран, прошел испытания, снова разобран), ребята снова доставали детали и ковырялись, складывая новые, кардинально другие фигуры.
И все-таки физиками в полном смысле их назвать нельзя. Они и немножечко лирики: например, средней группе пришлось сочинить легенду к своим моделям под названием «Катание на драконе», а как тут обойтись без творческих задатков? Второклассницы Ксюша Репина и Настя Розенко, им по восемь лет, сочинили так: «Саша и Маша гуляли в парке и они нашли карусель старую, хотели сделать для ребят новые качели и сделали такую, как мы, с драконом».
(слушать)
Настя и Ксюша дома воспитывают кукол, как все девочки, но, говорят, с ним не так интересно: нужно шагать, говорить — все за них. А тут «все само движется». Кстати, мечты у девчонок весьма определенные: Ксюша намерена стать президентом школы, а Настя — метрологом, как мама.
Интересно, что все дети, с которыми удалось поговорить, очень правильно, грамотно и разумно говорят — и любимыми школьными предметами называют, среди информатики и математики, литературу. Как, например, 9-летний Илья Черницин из школы №3, который на турнире собирал тоже движущегося робота.
Старшеклассники о роботах говорят более сдержанно. В конструкторы не собираются и вообще считают, что лего-конструирование — только хобби. Ученики Еврогимназии Олег Яхин и Максим Мифтахов, например, видят себя в будущем гуманитариями — от и до. Олег собрался в психологи, а Максим планирует либо заняться бизнесом, либо поступить на географический факультет.
Соревнования длились около часа. По правилам, для победы нужно было без ошибок собрать робота и испытать его (оценивало жюри). Победителей награждали не выходя из кабинетов — дарили игрушки, флеш-карты, наушники, книги. Все подарки предоставили спонсоры. Фестиваль обещает стать ежегодным: поскольку интерес у детей, отмечают педагоги, большой, а значит, есть, куда расти.