Вот тебе пятак на водку

Олег Маньков, ревдинский художник, музыкант и философ об искусстве и о современном отношении к нему

Выжить бы

Мне позвонили из Демидов-центра и попросили сделать выставку для того, чтобы привлечь внимание руководства заводов, руководства города к проблеме Демидов-центра. Ведь он находится как бы под грозовой тучей, якобы НСММЗ хочет использовать здание музея для других целей, а сам музей переместить в другое место. И получается, что у Ревды отбирают такое великолепное здание — маячок культуры, который соседствует с храмом Архистратига Михаила и с историческим местом, откуда начиналась Ревда. Оттуда великолепный обзор. И ведь там можно столько всего сделать, например, канатную дорогу на Водную или Лысую, какие-нибудь конные маршруты для туристов — много вариантов. Но сохранить то, что мы имеем — первейшая задача. Если в Демидов-центре разместить офисы, то потеряется суть здания.

Выставка «Русь святая» — не творческая, я собрал картины по коллекциям, чтобы привлечь внимание к Демидов-центру и показать свое творчество прошлых времен, которое зарекомендовало себя в Ревде как классическое.

К общему стыду на презентацию не удалось созвать ни администрацию города, ни руководство НСММЗ и СУМЗа, был только депутат Юрий Мячин, но это очень мало. Видимо сейчас город переживает такой период, что не до культуры — выжить бы. (На вопрос, почему глава города посетил бардовский фестиваль на Каравашке, но пропустил выставку картин — прим. Е.С.) Я не компетентен в этом вопросе, но считаю, что те люди, которым нравятся мои картины, это мои искренние зрители. Есть зрители, которые не воспринимают меня как художника, но это естественно. Всегда есть люди, которым нравятся разные вещи. Но система ценностей у нас действительно поставлена с ног на голову — колбаса ценится дороже искусства, мешок цемента под фундамент загородного дома — дороже картины.

 

На Божий суд

На выставке было выставлено мое кредо под названием «Я не хочу» и там есть очень печальные пункты — «я не хочу обманывать и быть обманутым» и «не хочу продаваться за тарелку супа» — это почти одно и тоже. Напоминает строки Леонида Филатова: «Вот тебе пятак на водку и пошел отсюда вон». Тоже самое происходит и сейчас, только на другом уровне: «Ты картину мне дай, и на тебе вот немного, чтобы с холоду не сдох». И сколько раз такое бывало, понимая мое материальное положение, понимая, что никуда не денусь, они сбавляют цену, хотя знают ценность этой картины и никогда ее не продадут. Я у одного человека спросил, продаст ли он мою картину. Тот ответил, что нет, не нужны ему деньги, потому что в этой картине душа. Я ему говорю: «Ну, вот ты купил мою душу, а тебе не стыдно, что я могу умереть с голоду?» А в ответ: «Да ну что ты такое говоришь!». То есть люди не понимают, что такое быть художником.

Есть человек, которому я недавно нарисовал картину, а он со мной не расплатился. Нужно пожалеть этого человека, потому что неизбежно факт воровства обернется против него. Если не против него, то против его детей… Это Божий суд. Я пока не буду называть имени этого человека, надеюсь, что совесть у него проснется, ведь он узнает в моем рассказе себя. Бог ему судья.
На протяжении всей жизни меня обманывают, думаю, я сам виноват, потому что допускаю это. Как высказался один мудрец, Федор Абрамов, нельзя научить истине ибо до истины каждый доходит сам. Я сам дошел до этого. У нас, бесправных людей, остается единственное право — не связываться с обманщиками.

 

Голодная страна

Нельзя про культуру забывать, никогда. Был эпизод, когда во время эвакуации во время войны и семья на скорую руку собирала вещи, а оставалась библиотека. И мать спросили: «Что взять из библиотеки?», она ответила: «Только одно… Пушкина». Просто хочу подчеркнуть ценность некоторых вещей, которые остаются с людьми навсегда. Я, например, нашел на свалке книжку «Евгений Онегин» 1936 года выпуска. Представляете, какая раритетная книга? Кто-то выбросил, а для меня это — чудо!

Это отношение цивилизации… человек должен сначала наесться. Мы ведь все-таки страна голодная, по сути. Мы еще долго-долго будем наедаться. И может быть, только через несколько поколений появится свобода, уверенность в себе и в своем капитале, и появятся интересные хобби. Отомрут всякие наркоманы, люди с бесовскими привычками, а останутся интересные люди. Они обязательно останутся.

 

Что такое хорошо

Как художника выставка «Русь святая» меня не удовлетворяет, потому что это мое прошлое. А нужно постоянно расти, показывать что-то новое. Я хочу зимой или ближе к весне сделать другую выставку с новыми работами — нового плана, характера, с моим философским багажом, уже другим видением мира. Человек же растет, меняется сам и его отношение к жизни, неизменным остается только одно — это любовь и доброта. Хочется своими картинами задеть людей теми проблемами, которые волнуют меня, и обратить их внимание на это.

Я когда-то подражал Левитану, Шишкину и Куинджи, там на выставке есть такие пейзажи. Но потом я освоил эту технику, и она стала мне уже не интересна. Сейчас мне хочется понять внутренний мир женщины, отразить противопоставление добра и зла. Хочется понять, что такое хорошо и что такое плохо, хоть это и банально звучит, по-маяковски. Кстати, мои пейзажи отличаются тем, что я никогда не писал их с натуры, они все из головы. Ведь с натуры рисовать — это просто точное воспроизведение, как фотография. А когда рисуешь по памяти, то отпадают лишние элементы, могут добавиться новые и появляется элемент некоей сказочности, обобщенного видения. Как у Пушкина: «Над выдумкой слезами обольюсь». Ведь у Пушкина тоже все выдумано.

 

Состояние блага

Мой юбилей 60 лет, он принес мне радость — у меня наконец-то появилась независимость. Я стал независим от своего покупателя. Теперь у меня есть пенсия, с голоду не умру. И не надо больше кому-то предлагать свои картины.

Самая любимая работа, она есть на выставке, называется «Рай небесный». Мне кажется это мое самое удачное произведение, потому что это все мое, это я, и как я представляю рай, состояние блага… Эту картину я подарил Светлане Плисовских, не продал, а подарил. Это имеет большое значение. Если я человека уважаю, то дарю картину от всей души. Приятно, что людям нравятся мои картины. Но последнее время я перестал дарить свои работы, потому что осталось мало людей, которым нравится мое творчество. У людей сейчас свои заботы и меркантильность — на первом месте. Изменить это нельзя — жизнь идет своим чередом, и требовать от нее глобальных перемен невозможно.

 

В качестве эпилога

Я посчитал, за всю жизнь я написал примерно две тысячи картин. Если собрать картины, которые есть только в Ревде, то получится галерея минимум из 500 картин. Но все они уже в прошлом. Раньше у меня было желание скорее-скорее делать, все горело, было нетерпение, было все интересно. Шло открытие себя. Сейчас уже пришла усталость, а с ней философия. Началась другая стадия творчества.

Выставка содержит в себе и пейзажи, и библейские сюжеты, и портреты. Есть и нравоучительность в виде философского изображения Сократа, в общем, кому что понравится. Реакция должна быть. Может быть, администрация все-таки придет посмотреть. Ну да бог с ними, проживем как-нибудь, даже если они на искусство не обращают внимания.

Идеальную женщину нельзя охарактеризовать пунктами, идеальность выражается в чувствах. Особенно это чувствуется во сне, бывает, что во сне влюбляешься — это идеальное чувство к идеальной женщине.

Я бы хотел, чтобы родители своим детям показывали как можно больше художников, водили на выставки. Потому что живопись привносит в воспитание детей элемент добросердечности, может быть даже на подсознательном уровне, не понимая этого, но дети начинают сознавать мир по-другому.

Популярное