Зайчикина мама

Лариса Попова — по профессии инженер-металловед, а по призванию скульптор по войлоку — валяет забавные игрушки

Лариса Попова третий год занимается сухим валянием, работает с акрилом и шерстью, делает игрушечных мишек, кошек, а в последнее время увлеклась крольчатами-зайчатами.

Успех кроличьих историй

На недавней выставке молодых дизайнеров «Sunday up market», впервые проводившейся в Екатеринбурге 27-28 ноября, ее «кроличье семейство» (дань наступающему Году Кролика) произвело настоящий фурор. «Rabbit’s Story» — так назвала свою рождественскую экспозицию Лариса. Три десятка разноцветных кроликов, кстати, среди них не было даже двух одинаковых, «рассказывали» свои истории посетителям: катались на лыжах и санках возле пряничного домика, пили у самовара чай с имбирным печеньем из игрушечных чашечек, просто отдыхали на скамеечке. Пряничный домик и печенье собственноручно испекла сама «кроличья мама».

— Взрослый человек — это такой же ребенок, — делится своими наблюдениями Лариса. — Женщина одна мне рассказала, что у нее мой розовый зайчик стал талисманом для всей семьи: если кто куда едет, его в сумку обязательно кладет. Она меня встретила словами:  «Вы зайчикина мама? Спасибо вам большое!» Как приятно, когда приносишь радость! Про реакцию детей и говорить нечего! Идет девочка, увидела моих зайчиков — ах! Остановилась, сказать ничего не может, в стол вцепилась. Понравились зайчата!

Выставка «Sunday up market» родилась в Москве. На ней молодые дизайнеры и художники могут выставить свои работы, в том числе и для продажи, пообщаться друг с другом, с покупателями.

— Только туда не всех берут, — утверждает Лариса. — Чтобы заявиться на выставку, я сделала заячью фотосессию в лесу. Выбрала зимний денек, чистый, нетронутый снег.

Сфотографировали их на зимней прогулке. В Интернете отзывы восторженные пошли. На выставке были люди из Москвы, Тюмени, Перми, Екатеринбурга. Сейчас меня пригласили в Челябинск, там тоже хотят «Sunday up market» сделать.

Как все началось

Лариса Попова окончила УГТУ-УПИ, работала по специальности инженер-металловед на одном из промышленных предприятий. Вяжет, шьет, рисует, расписывает керамику, занимается батиком.

— Однажды увидела работы  художника-графика из Москвы Ирины Поляковой, я просто влюблена была в эти фотографии, — вспоминает Лариса. — Где этому учат? Что это за чудо такое? В Екатеринбурге тогда не учили. Нашла место, где мне подсказали основы, но игрушки там не делали. Валяли мокрые шарфы, подсказали, как работать с этими иглами, с шерстью. Съездила несколько раз к Ирине Поляковой, в основном я в Москве училась.

Первая работа — маленький беленький медвежонок, я его подарила. Когда сейчас на него смотрю, вижу огрехи. А тогда для родных и для меня это было Чудо. Подвижные ручки-ножки — мой секрет, хотела научиться и научилась у одного мастера, но сама додуматься я бы до этого не смогла.

Лариса рассказала, что у нее есть пять институтских подруг. В Новый год они обязательно встречаются, рассказывают, как год прошел, и дарят друг другу подарки. В прошлом году, по словам Ларисы, она всем валяла медвежат, а в Год Кролика мастерица решила подарить подругам зайчиков или декоративные именные валеночки. Кстати, валенки она сделала новым для себя способом мокрого валяния.

Шерстяная скульптура

Фильцевание, фелтинг — сухое валяние войлока при помощи зазубренных иголочек различного диаметра.  Валяние похоже на работу скульптора. Так и называется войлочная скульптура. По мнению Ларисы, свалять можно все, что захочешь — «это как пластилин, только с иголочкой, многие мастера советуют игрушку сначала слепить из пластилина».

— Нос вышиваю, глазки — бисер, на одного такого зайчика у меня уходит 6-7 часов, — делится секретами Лариса. — Для кошек глаза покупаю, либо пуговицу расписываю акрилом. Сейчас в магазинах все есть. Иголочки с зазубринами, крашеную шерсть или акрил можно купить недорого. Первые месяца два-три иголки будут ломаться, их надо будет много. Российские иголки плохого качества, надо покупать немецкие или американские. С акрилом мастера не работают, а я люблю акрил, шерсть. Из стандартной упаковки можно 5-6 зайчиков сделать.

Двух одинаковых зайчиков сделать невозможно

— Я больше люблю стилизованные игрушки, сувенирные, — продолжает Лариса. — Есть мастера, которые валяют скульптуры животных, не отличишь от настоящих. Есть фетишисты, которые заказывают точную копию умершей кошки или собаки в натуральную величину, еще и кусочек шерсти туда вкатывают. Мне не нравится.

Лариса рассказала, как у нее рождается идея игрушки, утверждает, что без вдохновения нельзя никак.

— Картинка в голове складывается, она меня мучает, — признается она. — Зайчиков придумала, наверное, что-то из детства навеяло. Да, можно снять с зайчиками мультфильм, у них же все лапки двигаются. У каждого — свой характер, лицо, совершенно одинаковых зайчиков сделать невозможно. Похожие получатся, если очень постараться, но они все равно чуть разные будут. Своим зайцам я имена не даю, в сертификат к игрушке пишу «заинька», пусть покупатель сам своего друга назовет.

Как кот Миша стал моделью скульптора

Лариса призналась, что очень любит животных. У нее живет кот Миша. Он даже стал для Ларисы моделью, когда она делала кошку-игрушку.

— Я валяла кошку впервые, мне надо было посмотреть расстояние между глазами, нос, рот, — повествует о «муках творчества» скульптор. — Я Мишу постоянно будила и смотрела, поэтому у него получилось такое немного недовольное лицо. Вообще, кот у меня такой: как положишь, так и лежит, как поставишь, так и стоит. Дети приходят, играют с ним, как с куклой, носят, одевают.

Лариса рассказала, что подобрала умирающего с голоду котенка — «еще бы дня два и все».

— Кости были одни, и уши торчали, — вспоминает она. — В саду бросили двух котят. Одного мы пристроили, а другой у нас так и живет с тех пор. Теперь это матерый красивый кот. Кстати, скульптуру я назвала «Кошка Дуся», хотя с Миши валяла.

Начну свое дело

Лариса Попова сейчас поставляет свои мультяшные игрушки в магазины, салоны цветов Екатеринбурга, в Ревде работает по частным заказам. Училась по программе «Начни свое дело».

— В январе хотела бы открыть свою студию или салон, — рассказывает о своих планах мастерица-рукодельница. —  Я могу научить, планирую проводить мастер-классы, многие интересуются валянием, спрашивают. Много чего хочется, в этом плане хочу развиваться, потому что то, что я сейчас умею — это еще не предел.

По словам Ларисы, на выставке она распродала всех своих зайцев. Недорого — за 750 рублей. Говорит, что в Екатеринбурге подобные авторские работы стоят 3-5 тысяч рублей. Дешевле научиться. Шерсть, специальные иголочки для сухого валяния, глаза, бисер — все это теперь продается. Лариса утверждает, что за самый дорогой мастер-класс в Москве она заплатила 2,5 тысячи рублей (в Екатеринбурге дешевле), «но учтите, что мастер с тобой 8 часов работает, все можно спросить, все потрогать».

[nggallery id=141]

Популярное