Начальник следствия ОВД Ревды Алексей Кореньков подводит итоги 2010 года

Год назад, подводя итоги 2009 года, начальник следственного отдела при ОВД по Ревде и Дегтярску Алексей Кореньков прогнозировал в 2010 году рост преступности— из-за роста, пока неочевидного, наркомании. Прогноз не сбылся: число преступлений за год даже слегка снизилось. По мнению начальника следствия, это результат профилактики, хотя она, все-таки, еще недостаточна.

Но при этом, как и предполагал Алексей Александрович, выросла рецидивная преступность. Увеличилось на 13% количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности: потому что удалось улучшить раскрываемость преступлений.

Алексей Кореньков

— В 2009 году было раскрыто 901 преступление из 1494 зарегистрированных, в 2010-м — 1005 из 1477, — рассказал начальник следствия. — Ударение, согласно директивам МВД, ставилось на раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений — разбоев, квартирных краж, и мы улучшили эти показатели: 319 раскрытых тяжелых преступлений в 2010 году против 249 в 2009. Больше раскрыто преступлений экономической направленности — только дело Дружининой, оформление ссуд в банке на подставных лиц включает в себя 100 эпизодов (!), два, тоже многоэпизодных, мошенничества с установкой пластиковых окон. Один из недобросовестных «оконщиков», кстати, до сих пор в розыске, пришлось приостановить производство. Число мошенничеств вообще выросло весьма значительно по сравнению с другими видами преступлений, за счет телефонных мошенников — 87 совершено, 74 раскрыто. Вот большинство из этих 13 нераскрытых — как раз и есть случаи телефонных «разводов». Сколько говорим об этом, сколько СМИ пишут, а все равно попадаются люди на сказки по телефону…

К уголовной ответственности привлечено 387 человек — на 20 человек больше, чем в 2009 году. Рецидивная преступность — 49%, в 2009 — 46%. То есть почти половина преступников уже имеют судимость.  Бывает, человек месяц как освободился, а уже снова совершает преступление. В основном, корыстной направленности: кражи, грабежи. На работу не устроился, а есть-то хочется. Здесь, я считаю, недоработка властей, в том числе местных: надо подумать о трудоустройстве вчерашних заключенных.

— Алексей Александрович, в 2010 году в милиции было серьезное сокращение, коснулось ли оно следствия?

— Нас, как и другие основные службы, не сокращали и, думаю, не сократят. Нагрузка по нашему отделу — 19 следователей — выше среднеобластной, так было всегда. Среднеобластной следователь выдает в год в суд 10 дел, а наш — 17. При этом нагрузка считается на весь списочный состав, а из моих 19 сотрудников четверо в отпуске по уходу за ребенком, одна в декретном отпуске (коллектив-то ведь в основном женский), один следователь уже год в командировке в Главном следственном управлении, в составе группы по делу «Макси-групп», один полгода был в Чечне. Кто-то всегда в отпуске, и работают фактически 10-11 человек. То есть фактическая нагрузка еще больше.

— Значит, следователь — женское дело?

— Зарплата маленькая. 13-15 тысяч рублей. А работа кропотливая, скрупулезная, много бумаг, нужна аккуратность. И внимание. Ведь в чем заключается наша задача — довести дело до суда. Собрать доказательства, изучить, выстроить. Многие опера считают — явку написал, и все, преступление раскрыто. А это даже не половина дела. Вот пример. В больничной палате украли телефон. Оперуполномоченный получил явку с повинной от некоего гражданина. Потом его в дознании допросили, адвокат еще. А там нюанс такой: или проникаешь в палату с целью кражи (это уже умысел) или просто зашел, увидел этот телефон и похитил. В общем, передали дело нам, чтоб разобрались с квалификацией. А обвиняемый говорит следователю — я не совершал, под давлением написал признание, а когда адвокат спрашивал — растерялся. И назвал настоящего преступника — тот сам ему рассказал о краже. Нашлась и еще свидетельница, которой он тоже это рассказывал. Взяли его — признался… А ведь следователь мог бы направить дело в суд, раз явка есть, подозреваемый допрошен адвокатом — и судили бы неповинного человека, и посадили бы!

— Часто приходится сталкиваться с уловками?

— Бывает. Например, в многоэпизодном деле доказано несколько эпизодов, вещи изъяты, и чтобы опорочить доказательства, обвиняемый пишет еще явки с повинной по преступлениям, которые не совершал. От сокамерника, например, узнал о них. А потом, на суде, доказывает алиби на эти преступления. В результате тень сомнения ложится и на доказательства по «железным» эпизодам. У нас презумпция невиновности, судом берется под сомнение все. Мы такие липовые явки отсекали.
Еще пример. Некий гражданин Ахметов совершил угон автобуса из предприятия ЖКХ. Дознание искало, передало нам, мы заявили фигуранта в розыск. И что выяснилось. Этот человек, Ахметов, уехал в Красноярск, там ножом кого-то пырнул, а при задержании представился Гайсиным — брат у него Гайсин, здесь живет, не судим, кстати. До этого Ахметов привлекался к административной ответственности тоже под именем брата, тогда у него взяли отпечатки пальцев и направили в красноярскую дактокартотеку. Ну, Красноярский суд осудил его как Гайсина и отправил в колонию в Новую Лялю. Хорошо, опера там засомневались, запрос нам сделали, и оказалось, что наш Ахметов у них сидит, а мы его ищем по всей стране. Поехали, предъявили обвинение, закончили дело, направили в суд.

— Телефонные мошенничества — просто бич какой-то! На днях новый случай был. Позвонили женщине: сын попал в ДТП, надо срочно 50 тысяч. Ну, конечно, она за голову, деньги схватила и бегом на площадь Победы, где к ней кто-то должен подъехать за деньгами. Вот представьте, стоит она на площади в окружении родственников, в это самое время ей звонит сын, она ему не отвечает, потому что занята разговором со «следователем», следуя его инструкции, подходит к машине такси и отдает деньги… Говорит, как в тумане каком-то была, затмение. Опомнилась через 10 минут, бегом в милицию. Нашли этого таксиста, а он уже успел шесть тысяч скинуть на телефон, который клиент указал. Явно звонок из зоны.

— Есть мнение, что украденную вещь найти уже невозможно, даже если преступника задержат.

— Преступники, как правило, очень быстро избавляются от добычи, благо, возможности есть. На «Хитром» рынке сбывают, но особенно много — на рынке у автостанции. Недостаточно перекрыты участковыми рынки сбыта, надо работать в этом направлении. Иногда сами потерпевшие оказывали нам помощь в розыске — расспрашивали на рынках, не продавали ли такую-то вещь, кто, когда. А мы потом задерживали по описанию… Таксисты покупают краденое, хотя, казалось бы, должны, наоборот, сотрудничать с милицией, это в их интересах. Два человека за год привлечены к уголовной ответственности за скупку краденого, мало!

— Были ли случаи возврата дел из суда на доследование?

— Да, четыре дела за год суд вернул (это на уровне прошлого года), четыре возвратила прокуратура, четыре — я сам. В принципе, на фоне области нормально. Но если учесть, что мы работаем с колес, заканчиваем дела в две-три недели, хотя установленный срок на расследование — два месяца, недоработки естественны… В других отделах не идут на это. Вот, например, дело о ДТП на мосту с пятью погибшими — попади оно в Главное следственное управление, полгода бы расследовали! Стараемся уходить от формализма.

— На чем будет акцентировано внимание правоохранительных органов в этом году?

— Как и в 2010, улучшение раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, выявление фактов коррупции, борьба с экстремизмом, раскрытие преступлений прошлых лет. В этом году таких преступлений раскрыто меньше, но работа в этом направлении ведется, думаю, улучшим эти показатели.

Следственный отдел милиции занимается расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, за исключением убийств и должностных преступлений — это область следственного комитета. Преступления небольшой тяжести (обычно это первые части уголовных статей, например, кража без проникновения в жилище и т.д.) расследуются милицейским дознанием.

Преступления, расследованные милицейским следствием:

  • Незаконный оборот наркотиков: раскрыто силами ОВД за 2010 год — 27 преступлений, 2009 год — 25; совместно с Госнаркоконтролем, 2010 год — 66, 2009 год — 58.
  • Причинение тяжких телесных повреждений: 2010 год — 18 (раскрыто 16), 2009 год — 19 (раскрыто 16).
  • Разбои: 2010 год — 8 (раскрыто 8), 2009 год — 24.
  • Квартирные кражи: 2010 год — 181 (раскрыто 144), 2009 год — 198 (раскрыто 120).
  • Кражи автомототранспорта: 2010 год — похищено 16 транспортных средств, в том числе 13 автомобилей. Раскрыто пять. 2009 год —11 краж, раскрыто четыре.
  • Грабежи: 2010 год — 119 (раскрыто 74), 2009 год — 178 (раскрыто 100).

Популярное