В прошлом году в России, по сравнению с 2019-м, на 13,7% выросло количество ДТП из-за неисправного транспорта. Таких аварий зафиксировано 7658. В них погибли 1223 человека, что на 10,5% больше, чем в 2019 году. Регулярное обслуживание автомобиля — важнейшее условие для его безопасной и продолжительной работы. Профилактика лучше, чем лечение. Потому соблюдение межсервисных интервалов — хороший способ сэкономить на дорогих ремонтах, которые, вероятно, потребуются машине, если пренебрегать рекомендацией автопроизводителя по замене «расходников».
Фильтры
В машине их много (топливный, воздушный, масляный, салонный). И все их нужно регулярно менять.
Замену топливного фильтра обычно приурочивают к очередной замене масла. Происходит это в среднем каждые 10-15 тысяч километров. Забитый топливный фильтр может стать причиной сбоев в работе системы впрыска топлива, из-за чего вырастет нагрузка на сам двигатель и усилится его износ.
- Масляный фильтр меняют вместе с маслом в автоматических коробках передач. Делать это надо примерно раз в 30 тысяч километров.
- Средний интервал замены воздушного фильтра составляет каждые 10 тысяч километров. Если машина часто эксплуатируется в неблагоприятных условиях, в том числе ездит по пыльным дорогам, такую замену стоит проводить чаще.
- Что касается салонного фильтра, рекомендуется заменять его каждые 10 тысяч километров пробега, что совпадает с заменой масла и масляного фильтра.
Масло
Регулярная замена масла необходима как условие для правильной работы мотора. Двигатель имеет в своем составе множество сопряженных и высоконагруженных деталей, и для того, чтобы они раньше срока не выработали свой ресурс, им требуется смазка. Усредненная рекомендация по замене моторного масла — каждые 10-15 тысяч километров пробега, а проверять уровень масла нужно минимум раз в месяц.
Другие жидкости
- Периодичность замены масла в КПП составляет каждые 30-60 тысяч километров для «механики» и каждые 80-160 тысяч километров для автоматической коробки передач.
- За уровнем антифриза надо внимательно следить, лучше проверять его хотя бы раз в месяц и подливать тогда, когда объем жидкости в бачке приблизился к минимальной отметке. В среднем менять антифриз необходимо не реже, чем каждые 60 тысяч километров.
- Контроль состояния тормозной жидкости проводят на специальном оборудовании — за такой услугой обращаются в автосервис. Заменяют тормозную жидкость каждые 30-60 тысяч километров пробега.
- Также, согласно регламенту ТО, один-два раза в год необходимо проверять состояние жидкости ГУР и, если нужно, заменить ее.
- Жидкость в омывателе. Тут никаких минимальных и максимальных отметок нет — уровень омывайки лучше держать на максимуме. Грязное стекло мешает обзору и повышает риск попасть в ДТП.
Ремень ГРМ
Изношенный ремень — это не только частая причина дорогостоящего ремонта двигателя, но фактор риска на дороге. Специалисты рекомендуют менять ремень ГРМ на пробеге в 50-80 тысяч километров и регулярно проверять степень его износа.
Тормозная система
Повреждения шлангов, поломка усилителя, равно как заклинивание исполнительных тормозных механизмов, чреваты серьезными последствиями в дороге. Тормозные колодки надо менять не реже, чем раз в 12-17 тысяч километров пробега.
ПДД предписывает убедиться в надежной работе ручного тормоза, а именно — в способности удерживать автомобиль с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно, легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23% включительно, грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31% включительно. Сложно. За этим, безусловно, лучше в автосервис.
Лампы в световых приборах
Смотрите не только на фары — обратите внимание на габаритные, дневные ходовые огни и поворотники. Перегоревшая лампочка в любом из этих световых приборов может стать причиной аварии.
Шины
У разных машин норма давления в шинах разная. Обычно ее пишут на табличке в проеме водительской двери. Если нет манометра или насоса, проверьте давление в ближайшем шиномонтаже — в большинстве случаев это бесплатно.
Если поедете с пониженным давлением, расход топлива будет больше. С повышенным — быстро износится подвеска.
Не забывайте о протекторе: если его высота меньше двух миллиметров, резину придется менять. Иначе у автомобиля возрастает тормозной путь, а при торможении на мокрой дороге он может вести себя непредсказуемо.