Охранник «Ельцин центра» нарисовал глаза на картине стоимостью 75 млн рублей. Его все защищают

Почему, объяснил уроженец Ревды, художник Андрей Елецкий.

63-летний Александр Васильев — ветеран чеченской войны, в 1995 году получил контузию. В этом году он по совету знакомых устроился на работу в «Ельцин центр» — общественный и культурный центр в Екатеринбурге, где проводят выставки, семинары, лекции. В это время там экспонировались работы художников-авангардистов. На одной из них Васильев поставил точки: добавил «глаза» фигурам на полотне. Теперь его могут осудить, но понять и простить охранника просят и СМИ, и чиновники.

Реставрационный совет Третьяковки оценил ущерб картине в 250 тысяч рублей. По уголовной статье о вандализме (ч. 1 ст. 214 УК РФ) Васильеву может грозить штраф и даже арест.

Журналисты сайта E1.ru встретились с охранником и его женой. Когда все случилось, Васильев ушел с работы и не отвечал на звонки: сильно испугался содеянного. Еще бы: полотно «Три фигуры» авторства Анны Лепорской из коллекции Третьяковской галереи оценивают в 75 млн рублей. Долго было неизвестно, кто обновил работу, однако по видеозаписи узнали сотрудника выставочного центра.

eyes-pic4_zoom-1500x1500-20075
«Доработанная» Васильевым картина стала выглядеть так.

Ветеран рассказал: работы на выставке ему не понравились:

Они оставляли тяжелое впечатление. Старался мимо пройти, не глядя. Наблюдал, как люди реагируют, и вот смотрю: стоят подростки, обсуждают, почему нет глаз, рта, никакой красоты! В компании были девчонки, они и попросили меня: «Нарисуйте глаза, вы ведь тут работаете».Александр Васильев, 'автор' глаз на картине

Он сказал, что подумал, будто эти некрасивые непонятные рисунки — авторства детей. Взял ручку и дорисовал глаза. На видеозапись, правда, момент общения с подростками не попал, поэтому трудно сказать, правда это или выдумка.

Но Васильев раскаивается искренне:

— Я бы никогда не полез в чужие картины без спроса. Зачем чужое портить? Если бы я знал, что это не детские работы тех ребят!

Жена Васильева, Юлия, рассказала, что муж «наивен, как ребенок, но дома сидеть ему было тяжело, невыносимо, очень хотел на работу»:

— Думаю, это трагедия части его поколения. Много таких людей, как он, потерявших здоровье, выкинутых на обочину жизни.

Кто такая Анна Лепорская
234677911
Фото// kulturologia.ru

Автор полотна Анна Лепорская родилась в 1900 году и умерла в 1982 году. Была членом Союза художников СССР, Заслуженным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии им. И.Е. Репина. Художник по фарфору, живописец, график, дизайнер, монументалист. В 1923-1926 училась и работала в ГИНХУКе, в формально-теоретическом отделе у Казимира Малевича. Была не только ученицей, но и его секретарем: у нее долгие годы хранились архив и рисунки наставника. Лепорская участвовала в создании знаменитого «Черного квадрата».

Анне неоднократно поручали заниматься оформлением советских павильонов — например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. А в начале войны, после введения воинских орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского, Лепорской было поручено заново оформить могилу Александра Невского.

Произведения Анны находятся в Государственной Третьяковской галерее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в ГРМ, а также в частных коллекциях.

Губернатор Евгений Куйвашев отреагировал на новости публикацией в своем инстаграме:

«Катастрофы не случилось. Наверняка картина стала стоить в 10 раз дороже, потому что обрела новый смысл, прозрела. Такие истории ценятся аукционистами. Васильев не сделал ничего такого, за что его надо строго наказывать».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Евгений Куйвашев (@evgenykuyvashev)

Правда, вот вопрос: как это контуженному «большому ребенку» позволили работать охранником? На него губернатор не отвечает.

В стороне не остался даже глава Екатеринбургской епархии митрополит Евгений (Кульберг). Он назвал благим делом призыв губернатора «смилостивиться и не наказывать за вандализм глубоко страдавшего ветерана локальных войн», подчеркнул, что ущерб возместит страховая компания. И заявил, что «Ельцин центр» показал себя ненадежным партнером, неспособным защитить дорогие полотна.

«К сожалению, такой непрофессионализм наносит ущерб всему городу, выставляя Екатеринбург как центр странных скандалов. И дело тут, конечно, не в охраннике. Все можно обернуть в пиар и скандал в современном искусстве. Вред русской культуре, наносимый «недогалеристами», более думающими о политике, нежели об истинных ценностях, страховщики не возместят», — написал митрополит.

В «Ельцин центре» обвинения отвергли, а также подчеркнули, что происшествие с картиной Анны Лепорской — несчастный случай, который не повлияет на его репутацию.

Охраннику Александру Васильеву тем временем назначили психиатрическую экспертизу. От ее результатов будет зависеть дальнейший ход уголовного дела.


Почему ситуация получила такую широкую огласку?

Андрей Елецкий. Фото// личная страница в Facebook

Андрей Елецкий, уроженец Ревды, художник, музыкант, член Союза художников и графиков ЮНЕСКО:

— На самом деле вся эта история, я глубоко убежден, не стоит выеденного яйца. Есть специальные разбавители, которые позволяют даже не за секунду, а за полсекунды все отреставрировать. Никаких 250 тысяч, как заявили в Третьяковке, это не стоит. Все это просто пиар «Ельцин центра», вот и все. Я совершенно уверен, что они сами могли попросить нарисовать эти глаза ручкой.

Случались и более катастрофические вещи в искусстве. Полотно Репина «Иван Грозный убивает своего сына» однажды сумасшедший распорол ножом, кислотой залил, виновному дали 2,5 года колонии.

Понимаете, в чем дело: идет так называемая демонизация искусства. Это же авангард, на картинах нет лиц, только формы, и есть такое дикое совершенно мнение, что художники-авангардисты хуже, чем фашисты, потому что убрали с полотен образ человека. А ведь любая картина — это колоссальная боль художника, он так самовыражается, он пишет ее для себя, для Бога. А люди приезжают, смотрят, это для них развлечение, и только. Что касается защиты со стороны губернатора: он, конечно, советуется со знающими людьми, как прокомментировать те или иные события.

Вообще говоря, эта картина Лепорской мне не нравится. И ее цена в 75 млн — это, конечно… Знаете, какая самая дорогая скульптура в мире? Обычный писсуар авторства Марселя Дюшана. Но ладно бы один! А ведь он их продал сотню! Для чего покупают произведения искусства богатые люди? Чтобы попасть в высшее американское общество и вести там бизнес, потому что такие жесты и принадлежность к кругу ценителей ценятся в высшем обществе.

Фото на главной: The Art Newspaper Russia, Анна Жилова, E1.RU

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное