Можно долго спорить об эффективности и целесообразности стратегии импортозамещения, но в новейшей истории есть показательные примеры практической локализации отечественного производства товаров с последующим вытеснением импорта с наших прилавков.
Здоровая конкуренция
В начале прошлого года доля импортной спальной продукции, не считая матрасов и подушек «скандинавского бренда», фабрики которого также находились на территории России, постепенно снижалась до условных нескольких процентов.
Причины ухода западных поставщиков крылись не только в сложностях доставки, невозможности принимать нестандартные заказы и волатильности курсов, но и в ценовой политике брендов. Иностранные компании не могли конкурировать с российскими фабриками, которые предлагали идентичные матрасы с латексом, кокосовым волокном и независимыми пружинами за меньшую сумму.
Локализация производства
Одна из причин, почему сейчас производители спальных аксессуаров довольно быстро восстановились после кризиса и даже нарастили выпуск в некоторых категориях товаров (по состоянию на начало 2023 года), — локализация сырьевых цепочек и производства на территории страны.
Большая часть российских матрасов на 100% состоит из отечественного сырья. Некоторые спальные изделия собираются с использованием блоков, поставляемых из дружественных стран Азии.
Но и в данном направлении стратегия замещения импорта продолжает работать — натуральный латекс заменяют на синтетические аналоги, а пресловутую кокосовую койру — на техническую коноплю. Очевидно, работа с поставщиками внутри страны помогает удерживать ценник на адекватном уровне, что и привлекает новых клиентов, особенно из регионов.
Монополия российских фабрик
По всей видимости, монополия российских фабрик с сохранением здоровой конкуренции на внутреннем рынке сохранится в течение последующих нескольких лет. Импортные матрасы и подушки, которые все же будут попадать на прилавки посредством «серого импорта», займут нишу премиум продукции для ценителей.
Расстановка сил может измениться с массовой экспансией на наши прилавки крупных производителей из Китая или возвращением «скандинавского» бренда. Однако в первом случае бизнесменам из Поднебесной придется решать вопросы логистики, а во втором — ждать изменения маркетинговой стратегии иностранных компаний.
Подготовлено на основе статистики магазина «Матрас.ру»
ООО «Матрас Интер Рус»