«И всякое вспоможение чинить». Как работает в Ревде Центр социального обслуживания населения

8 июня социальные работники отметили свой профессиональный праздник. Рассказываем, кто «улучшает социальное самочувствие» в Ревде.

2023-06-10, 16:36 Истории 1 071

8 июня — профессиональный праздник социальных работников. Официально он установлен в 2000 году указом президента РФ. Почему именно этого числа? Потому что именно в этот день в 1701 году император Петр Первый издал Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно указу, «для десяти человек больных — в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».

Владимир Путин, поздравляя представителей этой благородной профессии, сказал, что от «профессионализма и компетентности, высоких личных качеств социальных работников, во многом зависит качество жизни миллионов людей в нашей стране, их социальное самочувствие, уверенность в завтрашнем дне».

TZAM4198
Коллектив отделения срочного социального обслуживания (Ревда): Елена Лагунова, Ирина Токмакова, Ольга Кучма, Ольга Мохирева (еще один специалист по социальной работе, Лилия Коминова, в отпуске). Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

В Ревде вот уже более тридцати лет работает Центр социального обслуживания населения. В его структуре семь отделений социального обслуживания на дому и отделение срочного социального обслуживания. 50 социальных работников обслуживают 630 человек в Ревде и еще 230 в Дегтярске.

Кто подопечные
Социальные услуги на дому могут быть предоставлены гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам, если они не могут сами себя обслуживать в полной мере, если некому помогать им (нет родных или они сами больны или пожилого возраста, живут в другом городе). При среднедушевом доходе менее полутора прожиточных минимумов услуги бесплатные (стандартный набор; остальные — за плату).

У многих в коллективе КЦ СОН по 25-30 лет стажа. Рассказываем, что их держит на этой работе, в которой, как они сами признаются, «без сердца нельзя».

Социальная «неотложка»: что больше всего расстраивает и радует сотрудников отделения срочного социального обслуживания

Чем занимается отделение срочного социального обслуживания (раньше — срочной помощи), ясно уже из названия: это неотложная социальная помощь — людям в трудной жизненной ситуации или в опасном положении. Вариантов этой помощи множество — наверное, столько же, сколько самих жизненных ситуаций, каждый случай индивидуален. Количество тех, кому в той или иной форме помогли сотрудники отделения с 1992 года, когда оно было создано в Ревде, исчисляется десятками тысяч.

Из нормативных документов: «Результатом предоставления социальных услуг является улучшение условий жизнедеятельности получателя и расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности»

Госзадание — на 2022 год, так же, как и на 2023-й, это 2300 обращений — даже слегка перевыполняют. Вшестером — пять сотрудников (четыре в Ревде и один в Дегтярске, норматив — один соцработник на 15000 человек населения) и заведующая! Причем учитывается факт обращения конкретного человека, но во многих случаях требуется не одна личная встреча, не одно действие, не одна консультация.

— В идеале мы должны помочь человеку здесь и сейчас. Но это далеко не всегда возможно, — рассказывает завотделением срочного социального обслуживания Ирина Токмакова. — Например, одно из направлений нашей деятельности — работа с лицами без определенного места жительства, у кого нет документов, нет родственников, кому негде жить и сложно трудоустроиться, от кого, как от безнадежных, отвернулось общество. Им мы, в первую очередь, помогаем восстановить документы, а это процесс небыстрый. Кстати, их не так и много — в прошлом году мы оказали помощь 19-ти таким людям, в этом году — восьми. Именно без жилья и родственников у нас всего семь человек, о ком мы знаем… Сделали документы — а дальше уже зависит от человека, встанет ли он на ноги. Если человек трудоспособен, а немощных направляем в дома-интернаты.

Кто-то, испытывающий трудности, сам обращается в «соцслужбу» за помощью, о ком-то сообщают из полиции или больницы, из управления соцполитики, о ком-то — неравнодушные соседи или знакомые. По каждому сигналу соцработники «выходят в адрес»: домой к нуждающемуся. Проводят обследование — и решают, что можно сделать.

К сожалению, нередко пожилого, немощного человека обижают его же родственники, чаще всего дети.

— В прошлом году от соседей мы узнали о пожилой женщине — за 70 лет, инвалид первой группы по зрению, с психическими отклонениями, — рассказывает Ирина Владимировна. — Взрослые дети, сын и дочь, ему за 40, ей за 30, ведут асоциальный образ жизни, не работают, живут с матерью — на ее пенсию, то есть за ее счет фактически, а мать сидит голодная, за ней никто не ухаживает. Мы сразу не смогли попасть в эту квартиру, никто не открывал, привлекли участкового. С третьего раза только попали. Там, конечно, ужас. Социальный работник к этой женщине ходить не может — просто опасно. Уговаривали детей устроить маму в частный пансионат, где за ней будет уход и лечение, пенсия позволяет, они — ни в какую. Сама она уже не в состоянии принимать решения. Вот чем тут поможешь? Только провели беседу с детьми, проверяем их время от времени, участковый навещает. Хотя бы знают, что они под контролем, что в любой момент к ним могут прийти с проверкой.

TZAM3238
История от Ирины Токмаковой. Приходил на бесплатный обед, которые предоставляет АНО «Дорога к жизни», пожилой мужчина. Видно, что человек не опустившийся. Просто — так жизнь сложилась. Поговорили с ним. Выяснилось, что у него еще паспорт СССР — то есть, по сути, нет паспорта. Нашли его сестру, с которой он давно потерял связь, она согласилась оплатить госпошлину. Сделали паспорт, оформили пенсию. Теперь у него появились средства к существованию и возможность найти официальную работу. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

У каждого сотрудника в отделении — свой функционал, в зависимости от направления работы. Коллектив сильный, дружный, каждый может подменить другого. По адресам, откуда поступили сигналы, в патронажные выходы идет любой сотрудник — кто в данный момент посвободнее.

Лилия Коминова встречает посетителей (первичный прием ввели во время ковида, оказалось — людям удобно), узнает, какой у них вопрос, и направляет к нужному специалисту. Раньше она была участковым социальным работником. Стаж работы в социальной сфере 15 лет.

Елена Лагунова в социальной службе вообще и в Комплексном центре социального обслуживания в частности 30 лет. Она заведует прокатом технических средств реабилитации (кстати, с самого его открытия в 2000 году). Кроме этого, работает с малообеспеченными, бездомными, вернувшимися из мест лишения свободы.

Ольга Мохирева в Центре с 2018 года: информирует граждан, получивших группу инвалидности, по вопросам социальной реабилитации. Консультирует по реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации. Ее подопечные — одна из самых сложных в психологическом плане категорий: многие очень болезненно относятся к своему состоянию, стесняются, боятся вызвать жалость, а надо внушить им уверенность и оптимизм. Для этого нужны деликатность и такт.

— Особенно нужна поддержка, когда человек только получил увечье — он в растерянности, и наша задача — помочь ему научиться жить в этом своем новом статусе, — говорит Ольга Петровна. — Выслушать, понять его нужды, сориентировать, какую поддержку он может получить от государства, объяснить, как оформить льготы. Нередко у людей после получения группы возникают проблемы на работе, и им нужна юридическая помощь в восстановлении и защите их трудовых прав. Кому-то требуется новая работа — вопросы трудоустройства решаем вместе с центром занятости.

Управление социальной политики направляет в КЦ СОН списки инвалидов — новых и подтвердивших группу, это примерно 60 человек в месяц. Специалист звонит каждому, приглашает за консультацией и «ведет» каждого, пока тот не «освоится».

TZAM3247
История от Елены Лагуновой. Как-то поступил сигнал с К.Либкнехта,33: нуждается в помощи мужчина-пенсионер, обратилась его соседка. Пришли и ужаснулись: в комнате грязь, сам хозяин заросший, в каких-то обносках. Выяснилось, что он жил раньше с мамой, когда мама умерла, за коммунальные долги его переселили в эту квартиру. И так постепенно себя запустил. «Мы договорились с центром «Дорога к жизни», его там привели в порядок: помыли-подстригли, накормили, одели. И совсем другой человек стал: душа радуется, и сам он себя по-другому ощущает. А потом мы взяли его на обслуживание. Сейчас к нему ходит соцработник. И у него все хорошо. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Ольга Кучма, в прошлом тоже социальный работник, с 2021 года занимается направлением граждан пожилого возраста и инвалидов в социально-реабилитационные отделения при центрах соцобслуживания в области — профилактории, пансионаты, проще говоря. Ближайшее от Ревды — СРО «Мирный» в Первоуральске. Самое крупное такое отделение в Екатеринбурге, там возможности оздоровления, лечения и реабилитации шире, есть даже бассейн. Но везде — комфортные условия, культурная программа плюс физкабинет и психологическая поддержка. Правда, путевки не бесплатные — 8-10 тысяч за 14 дней, с питанием, проживанием и процедурами.

Как поехать? Надо прийти в Центр и написать заявление. Вам подберут место отдыха в соответствии с вашими пожеланиями, помогут собрать весь пакет документов, продумают всё вплоть до наиболее удобного маршрута к месту. Путевку, правда, придется подождать (в зависимости от сезона, летом, конечно, желающих больше, а меньше всего весной), но, как правило, в течение года отдохнут все. Кстати, по словам сотрудников, по возвращении из здравницы людей не узнать: посвежевшие, помолодевшие, с новыми силами.

Светлана Кузнецова — специалист в Дегтярске, 16 лет в системе, 13 из них — в отделении срочной помощи, поэтому в своем городе заменяет специалистов по всем направлениям.

Наконец, у заведующей отделением Ирины Токмаковой одно-единственное место работы: КЦ СОН, стаж работы в соцсфере 19 лет, с 2015 года — в своей сегодняшней должности. Как и ее коллеги, она душой болеет за каждого подопечного.

— Одна из задач нашего отделения — выявление нуждающихся в помощи, — рассказывает Ирина Владимировна. — Для этого и, конечно, для оказания помощи им у нас налажено взаимодействие не только с госорганами (полицией, УФМС, управлением соцполитики), но и с храмом Архистратига Михаила, храмом Жен-мироносиц: прихожане собирают продукты, мы формируем наборы и выдаем нуждающимся. Сотрудничаем с психиатрическим отделением РГБ, с заведующим Василием Николаевичем Серебренниковым мы постоянно на связи, выручает, принимая на лечение тех, кому уж совсем некуда деваться. Сотрудничаем с благотворительным фондом «Ника», который помогает, в том числе, людям, вышедшим из колонии, найти работу, с общественной организацией «Дорога к жизни». Кстати, во время раздачи горячего питания (АНО «Дорога к жизни» находится в этом же здании, что и КЦ СОН, на Комсомольской, 55, эта организация реализует проект «Накорми голодного»: по вторникам и средам на заднем дворе здания организует бесплатную столовую, где можно получить горячий обед – Ред.) мы часто находим тех, кому могли бы помочь. Взаимодействие очень важно, ведь цель у нас одна — социальная помощь. Тесно работаем с Советом ветеранов (они тоже наши соседи). Большое спасибо им всем, всем неравнодушным к чужой беде.

Цифра дня без водяных знаков (6)

Своим коллегам к профессиональному празднику Ирина Токмакова желает удовлетворения от работы: «Когда трудную ситуацию удается разрешить, понимаешь, что не напрасно работаем».

— А еще — чтобы не было профессионального выгорания. Новых знаний, стремления к лучшему. Чтобы наше отделение, наш Центр и социальная служба в целом развивались и у нас было больше возможностей для помощи людям. А в личной жизни — добра, благополучия и здоровья.

Как геолог Татьяна Лунегова нашла себя в социальной работе

TZAM3286
Татьяна Лунегова со своей подопечной Александрой Петровной. Александре Петровне 19 июня исполнится 99 лет, Татьяна Владимировна с ней уже более десяти лет. «Танечка мне как родная!» — говорит Александра Петровна. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Каждое утро социальный работник Татьяна Владимировна Лунегова спешит к своим подопечным. Их у нее 19 человек — большинству за восемьдесят. Она стала их «ногами»: ходит в магазин, в аптеку, оплачивает квитанции, сопровождает в больницу. Помогает и по дому: приготовить еду, прибраться, помыть окна. Но самое главное — это живое общение, которого часто не хватает пожилым людям, даже если у них есть дети, родные, ведь у «молодежи» полно дел.

Для каждого у Татьяны Владимировны всегда находится лишняя минутка на «поговорить», хоть это и не входит в ее должностные обязанности. Для каждого — душевное тепло, каждому она дарит кусочек сердца. На этой работе без сердца нельзя.

По профессии Татьяна Лунегова — техник-геолог. Рассказывает:

— В старших классах одноклассница однажды показала мне чудное фото: женщина на берегу моря, в туристических ботинках, с молоточком, веселая, счастливая. Я влюбилась в это фото и решила стать геологом. Родители, конечно, были в шоке, но я настояла на своем и поступила в геологический техникум в Нижней Туре. Действительность оказалась совершенно другой: кирзовые сапоги, телогрейка, палатка, злючие комары…

После окончания учебы по распределению она уехала в Киргизию, работала там в геологоразведке.

— Представляете меня гарцующей верхом на лошади, галопом? — смеется, рассказывая о своих геологических буднях.

Кстати — да, вполне можно представить ее такой. В ней до сих пор видна та нежная девушка, которым пели у костра визборовское: «Милая моя…». Она сама — как костер, от которого тепло и светло.

В 1995-м Татьяна с мужем вернулись в Россию. В Ревду — на родину мужа (Татьяна родом из Горьковской области, но потом родители тоже переехали сюда). Начала искать работу. А в центре соцобслуживания работала ее одноклассница — она и предложила Татьяне попробовать. Тут и открылся в полной мере ее удивительный дар — ладить с людьми, находить к ним подход.

TZAM3320
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

И вот уже прошло 25 лет: в каждодневных заботах подопечных, бытовых и душевных. На глазах Татьяны Владимировны старели. Многих, очень многих она проводила в последний путь, искренне горюя о них. Выслушала огромное количество жизненных историй. Кому-то даже заменила дочку. И ни разу не пожалела за все эти годы, что судьба привела ее в социальную службу. Ни разу не захотела поменять работу, пусть даже зарплата и была небольшой (несколько лет назад зарплаты соцработником прибавили, но и нагрузка возросла – ред.). Потому что любит ее, любит людей.

— Удивительный человек, наша Татьяна Владимировна, — говорит про нее директор КЦ СОН Лариса Федоренко. — Она живет в гармонии с собой и окружающим миром. Что бы ни было на сердце, любые трудности в жизни — всегда с улыбкой, всегда благожелательна, приветлива. Настоящий социальный работник!

Саму Татьяну поддерживала, придавала ей силы любимая семья — у Лунеговых три сына, младшему скоро восемнадцать, старшим — уже за тридцать. Недавно Татьяна Владимировна отметила юбилей — 60 лет. Но продолжает работать. Каждое утро, в любую погоду спешит к своим подопечным, сверяясь со списком дел: Анне Петровне купить лекарство, Зинаиде Александровне — любимый кексик (так, в «Пятерочке» последний раз его не было, надо поискать в другом магазине), получить посылку для Тамары Федоровны… Ведь они ждут свою Танечку, нуждаются в ней.

TZAM3262
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Елена Владимировна Лагунова — одна из стажистов ревдинской социальной службы. Недавно исполнилось 30 лет, как она работает в Центре социального обслуживания: запись о трудоустройстве в трудовой книжке сделана 24 мая 1993 года. И тоже — это судьба. «Прикипела», — коротко объясняет Елена Владимировна.

Она окончила ревдинский горно-металлургический техникум, по специальности «техник-электрик». Работала на СУМЗе, а потом ребенка надо было устраивать в садик, а мест не было, и Елене предложили поработать в садике воспитателем (детей воспитателей обеспечивали местом в детсаду). Потом систему дошкольного образования реорганизовали, Елена Владимировна осталась без работы… Встретила бывшую коллегу по заводу, Елену Дмитриевну Федорину, которая вместе с директором КЦ СОН Ларисой Геннадьевной Федоренко стояла у истоков этой организации, она пригласила к себе.

— Так я стала соцработником. Потом прошла множество курсов повышения квалификации, и теперь — специалист по социальной работе.

Ее основное направление — прокат средств технической реабилитации. Но также в ее обязанности входит работа с людьми без определенного места жительства, освободившимися из мест лишения свободы, обследования.

В прокате 715 единиц различных техсредств реабилитации: костыли, инвалидные коляски, ходунки, трости нескольких видов, небулайзеры (для дыхания), кресла в ванную и т.д.

Очень часто именно она вместе с коллегами выходит «на адрес» по сигналу о бедственном положении: а порой это бывает даже опасным. Ведь, как и врач скорой, приехавший по вызову, не знаешь, что тебя ждет, как тебя встретят. Приходилось сталкиваться и с агрессией, и слезами, не говоря уже о нищете. Но, кажется, одним своим спокойным голосом Елена Владимировн может внушить человеку уверенность, что все будет хорошо.

Больше всего Елену Владимировну удивляет и расстраивает неблагодарность, наплевательское отношение к чужой жизни и имуществу.

— Вот даже в пункте проката: приходят за средствами реабилитации (а они предоставляются бесплатно, нужна только справка от врача или направление, что нужно такое-то оборудование-ред.), и как будто мы им чем-то обязаны. Взял — и пошел, даже спасибо не сказал. И почему-то совсем не берегут, возвращают вещи сломанными. Но таких, слава богу, немного. В основном — люди у нас благодарные. И поэтому хочется работать — ведь ты делаешь нужное дело. Коллегам желаю тепла, благополучия, здоровья!
Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное