История теплохода «Ревда», спущенного на воду в ГДР в 1959 году

Как вспоминала ветеран Клара Краснова, бывавшая на нем, это было «красивое, современное судно». Рассказываем, что с ним стало.

2023-08-12, 11:53 Новости 824

Немногие молодые люди нашего города, родившиеся в двадцать первом веке, сегодня знают, что когда-то в Дальневосточном пароходстве был теплоход «Ревда». Порт приписки — Владивосток, бухта Золотой Рог. Судно называлось в честь нашего города, а экипаж установил дружеские связи с трудящимися Ревды. Теплоход бороздил моря и океаны почти три десятилетия, а в 1986 году он был списан в металлолом в Японию. Однажды делегация судна приезжала в Ревду и подарила городскому музею макет своего теплохода, изготовленный во Вьетнаме. Сейчас он хранится в краеведческом отделе Центральной городской библиотеки имени Пушкина. Уже много лет этот макет нуждается в реставрации. Но не находится мастер-судомоделист, который бы за это дело взялся.

сухогрух Ревда
На воду «Ревду» спустили 1 декабря 1959 года с судоверфи города Росток Германской демократической республики. Водоизмещение — более 6600 тонн, грузоподъемность около 4000 тонн, 104 метра в длину, 14,4 м в ширину, осадка — 6,6 метра. Судно имело два дизельных двигателя общей мощностью 2500 лошадиных сил, скорость хода с грузом 12,5 морских миль в час (23 километра). На тот время судно было оборудовано современной техникой. За 27 лет теплоход «Ревда» побывал во многих странах мира, возил грузы между портами Японии, Китая, Вьетнама, Индонезии, Индии, Франции, Германии, Англии, Дании и других стран. Несколько лет подряд экипаж судна участвовал в сложных арктических перевозках, обслуживал рыбаков Камчатки и Сахалина. Фото//архив Сергея Новикова

О теплоходе «Ревда» рассказала ветеран труда Клара Краснова (1929-2015). Ее отец, Фадей Тихонович, был ветераном Гражданской войны, работал на РММЗ и руководил городским музеем десять лет. Клара Фадеевна родилась в Златоусте в 1929 году, когда ей было десять, семья переехала в Ревду. Здесь она прожила до 1953 года — до замужества, а затем уехала с мужем-моряком на Дальний Восток. Отец же остался в Ревде, в 60-е стал руководить музеем, который открыли в нескольких комнатах жилого дома на Цветников, 38 (рядом с первой школой) — и  он благополучно проработал до 1997 года.

За почти тридцать лет жизни на Дальнем Востоке Клара Фадеевна несколько раз побывала на борту теплохода «Ревда». А впервые услышала о нем она по радио. Удивилась: неужели он назван в честь Ревды, которую она всю жизнь считала родным городом? Обратилась в Управление Дальневосточного пароходства и убедилась, что это действительно так. Это ее очень обрадовало — это судно, по ее воспоминаниям, стало родным.

korabl-653x435 (1)
Модель тезки-теплохода только-только вручили городу. На фото почетный гражданин Ревды Михаил Шаньшуров и Клара Краснова, внештатный корреспондент газеты «Ревдинский рабочий», — именно она рассказала Ревде об океанском тезке и даже плавала на нем. Фото// архив библиотеки имени Пушкина

Захотелось узнать больше о морской жизни. До того, что решила выйти в море — устроилась на один из кораблей, хотела сделать только один рейс… а в итоге ходила по морю девять лет, сначала машинисткой, потом стенографисткой (шифровальщицей кодов). Побывала в более чем двадцати странах мира! Перед рейсом судна во Вьетнам Клара Краснова впервые побывала на «Ревде». Вот как она это описывает в своем письме к отцу в 1968 году, опубликованном в газете «Ревдинский рабочий» (той, старой, советской, а не современной, конечно, газеты):

«Папа, сообщаю, что выполнила вашу просьбу и свое заветное желание, то есть побывала на теплоходе «Ревда». …Это очень красивое, современно судно! Около него стояли вагоны — шла разгрузка. Корабль готовился в новый рейс. …Вообще, отнеслись ко мне с большим вниманием. Расспрашивали о городе, что он собой представляет, большой ли, современный ли. Рассказала все, что знала. Показала им книгу «Ревдинские были». Они попросили, чтобы такую книгу им выслали. Попросили также сделать для них альбом фотографий нашего города, его лучших людей. А в свою очередь пообещали по возможности изготовить макет теплохода и передать его городскому музею. Мне показали теплоход. Впечатление осталось очень хорошее».

 

Макет сухогруза Ревда
Модель теплохода «Ревда», названного в честь нашего города, хранится в краеведческом отделе Центральной библиотеки имени Пушкина. Ее подарил экипаж корабля. Модель давно нуждается в реставрации. Но пока не находится такой мастер-судоремонтник. Фото//архив Ревда-инфо

Музей теплохода «Ревда» после рейса во Вьетнам пополнился новыми экспонатами. Моряки, например, хранили такие сувениры: на обломке крыла сбитого американского самолета вьетнамские умельцы вырезали изображение буйвола, тянущего поверженный американский бомбардировщик; расческа, выполненная из обломков 1700-го самолета, сбитого в небе Вьетнама; нож для бумаг из 2000-го сбитого самолета США. Об этом сообщала газета «Уральский рабочий». Так что, может быть, на макете теплохода «Ревда» все еще хранятся детали из осколков сбитого американского самолета.

Но самое главное, Клара Фадеевна и стала связующим звеном между экипажем теплохода «Ревда» и нашим городом. В августе 1968 года с корабля-побратима прибыл в Ревду вьетнамский сувенир от команды — модель судна, которую изготовили в Хайфоне, и фотографии, повествующие о трудовой жизни экипажа. Все это передала Клара Краснова городскому музею, который возглавлял тогда ее отец. Кроме того, она передала наказ от моряков: они хотели бы украсить кают-компанию панорамой или пейзажами города Ревды. Правда, этот наказ ревдинцы так и не выполнили.

«Совсем недавно экипаж выполнил сложный и ответственный рейс по доставке продовольствия героическому Вьетнаму. Пребывание нашего судна во Вьетнаме совпало с массированным налетом авиации США на город Хайфон. Экипаж был свидетелем неоднократных провокационных облетов нашего судна, но моряки твердо стоят на своем и выполняют любые задания в оказании помощи братскому вьетнамскому народу. Судно сейчас направляется из Вьетнама в порт Осака в Японии с углем. Коллектив судна состоит из 40 человек, более половины экипажа — молодежь. Комсомольская организация насчитывает в своих рядах 15 человек. Это матросы, мотористы, штурманы, механики, радисты. Все они проявляют комсомольский задор и энергию во внедрении всего нового и передового. У нас 17 ударников коммунистического труда». Из рассказов капитана «Ревды» Алексея Гурвича

В каждый свой визит в Ревду Клара Краснова привозила новые сувениры из Владивостока, а возвращаясь домой, передавала презенты из Ревды в музей Дальневосточного пароходства. Все эти годы жители нашего города поддерживали дружеские отношения с экипажем судна, а металлурги СУМЗа даже заключили с ними договор о социалистическом соревновании.

Позднее, в 2005 году, появилась картина идущего теплохода «Ревда», которую написал ревдинский художник Олег Маньков, и рисунок судна в исполнении ученика Детской художественной школы Алексея Долгополова. Как сообщала Клара Краснова, они тоже были переданы в музей Дальневосточного пароходства. Но картина Манькова почему-то находится в краеведческом отделе библиотеки. Сейчас ей необходима новая рама.

В последний раз Клара Краснова была на теплоходе «Ревда» перед отправкой его в металлолом в Японию в 1986 году. О встрече она договорилась с первым помощником капитана Владимиром Трудовым. Ей предстояло взять экспонаты для ревдинского музея и попрощаться с судном. Вот как она описывала свои впечатления:

картина Олега Манькова теплоход Ревда
Картина ревдинского художника Олега Манькова «Сухогруз «Ревда», написанная в 2005 году.

«Внешне теплоход еще смотрелся вполне добротным и внушительным. Казалось бы, ему еще плавать и плавать. Но все сроки и так уже перекрыты. На корабле все выглядело так, как бывает, когда хозяева готовятся переезжать из дома. Все что-то собирали и укладывали. В комнате отдыха увидела стенд с подарками сумзовцев, подшивку «Ревдинского рабочего», значки. Я спросила Владимира Николаевича, куда все это попадет? Он показал, какие из экспонатов экипаж решил послать в Ревду». Но все это в конечном итоге передали в музей Дальневосточного пароходства».

Спустя 27 лет жизни во Владивостоке Клара Краснова вернулась в Ревду. До конца своих дней она возглавляла городской Совет ветеранов приезжих. И не раз предлагала в День города выставить на площади Победы большую картину с теплоходом «Ревда». Действительно, это было бы интересно для молодого поколения. Это тоже история нашего города.

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное