Страна невыученных уроков. Минпросвещения хочет сократить часы обществознания

Российские учителя подготовили петицию против этого решения.

Преподаватели, входящие в профсоюз «Учитель», написали обращение на имя главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова. Педагоги возмущены планируемым удалением из программы шестых-восьмых классов предмета «Обществознание».

TZAM1088
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо

О решении «вывести» предмет из среднего звена первым написал «Коммерсантъ» в конце января со ссылкой на замглавы комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации РФ Екатерину Алтабаеву. Сенатор сообщила журналистам, что обществознание будет преподаваться только старшеклассникам, «идет работа по изменению программы и подготовке нового учебника». Все делается очень быстро — изменения по перераспределению часов в учебные планы хотят внести уже 1 сентября 2024/2025 учебного года.

Педагоги отмечают, что преподавание попавшей в опалу дисциплины имеет не линейную («накопительную»), а концентрическую структуру. Дети изучают предмет полностью за весь период с шестого по девятый класс, а в десятом-одиннадцатом идет углубленное изучение тех же тем. В своей петиции Кравцову учителя требуют остановить процесс ликвидации и организовать общественное обсуждение с участием учительских профсоюзов, ассоциации учителей-предметников, родительских объединений и представителей академического сообщества.

В школьная программа — сложная система, просто так изъять из нее целый предмет нельзя. Необходимо разработать план его замещения другими образовательными материалами. Минпросвещения намерено за счет сокращения уроков обществознания увеличить количество уроков истории — с 340 до 476 часов.

Репетитор и автор образовательного проекта «НАШЕ общество» Дмитрий Кокориков на страницах издания «Мел», посвященного проблемам образования, объясняет, чем может обернуться такое решение:

«История — это про прошлое, а обществознание — это про настоящее, — пишет, в частности, он. —  Руководство страны ориентируется на традиционные ценности, поэтому истории отдается предпочтение по отношению к обществознанию. В итоге из фокуса внимания школьников могут выпасть важные обществоведческие темы. Предположим, такие, как «инфляция» и «выборы». Они актуальны для сегодняшнего дня. Представьте — толковый учитель рассказал эти темы классу. Во-первых, ученик узнал для себя новую информацию. Во-вторых, у него появились вопросы относительно реалий, в которых живет он сам и остальные граждане его страны».

Профсоюза «Учитель», написавшая петицию против удаления предмета из программы средних классов, представляет интересы широкого круга преподавателей из 24 регионов, включая Свердловскую область.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в интервью газете «Ведомости» подчеркнул, что обществознание состоит сразу из нескольких наук, включая философию, политологию, социологию и культурологию и «именно седьмые-восьмые классы — это время, когда дети открыты разным идеям и формируют свое представление о мире».

Чиновники успокаивают педагогов тем, что совсем предмет из школьной программы не уберут и на уроках истории можно будет давать какие-то элементы обществознания. И все же — после такого сокращения часов дисциплина неизбежно превратится в обзорный курс с вытекающим из этого образовательным результатом.

Члены профсоюза «Учитель» считают, что их петицию также поддержат родители, «заинтересованные в сохранении качества обществоведческого образования», и вместе им удастся отстоять важный предмет.

Проект приказа Минпросвещения опубликован на портале нормативных правовых актов 22 февраля. Он предлагает из 136 часов, отводимых на обществознание в 6-9-х классах, оставить 34 часа лишь в 9-м классе. В 10-м на предмет будет отводиться всего час в неделю вместо двух. Программу 11-го класса, предусматривающую два урока в неделю, корректировки не затронут.

Из открытого обращения педагогов к главе Минпросвещения РФ Сергею Кравцову

Сокращение обществознания в основной школе до объема 34 часов делает заявленные во ФГОС образовательные результаты недостижимыми и создаёт социальные угрозы для школьников, которые не получат должного уровня подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Полностью текст петиции опубликован вот тут. Кликните, если захотите прочитать и подписать. 

К окончанию 9 класса у школьников не сформируются крайне важные для гражданина страны представления о человеке как субъекте политической жизни, системе социальных норм и их общественной значимости, налоговой политике и социальной роли налогов. Формирование активного гражданина и моделей позитивного социального поведения исключается из актуальных задач обществознания. Не предполагается рассматривать человека как участника правовых отношений. Выпускник основной школы вообще не будет изучать право, что может привести к крайне негативным последствиям.

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное