Преподаватели, входящие в профсоюз «Учитель», написали обращение на имя главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова. Педагоги возмущены планируемым удалением из программы шестых-восьмых классов предмета «Обществознание».
О решении «вывести» предмет из среднего звена первым написал «Коммерсантъ» в конце января со ссылкой на замглавы комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации РФ Екатерину Алтабаеву. Сенатор сообщила журналистам, что обществознание будет преподаваться только старшеклассникам, «идет работа по изменению программы и подготовке нового учебника». Все делается очень быстро — изменения по перераспределению часов в учебные планы хотят внести уже 1 сентября 2024/2025 учебного года.
Педагоги отмечают, что преподавание попавшей в опалу дисциплины имеет не линейную («накопительную»), а концентрическую структуру. Дети изучают предмет полностью за весь период с шестого по девятый класс, а в десятом-одиннадцатом идет углубленное изучение тех же тем. В своей петиции Кравцову учителя требуют остановить процесс ликвидации и организовать общественное обсуждение с участием учительских профсоюзов, ассоциации учителей-предметников, родительских объединений и представителей академического сообщества.
В школьная программа — сложная система, просто так изъять из нее целый предмет нельзя. Необходимо разработать план его замещения другими образовательными материалами. Минпросвещения намерено за счет сокращения уроков обществознания увеличить количество уроков истории — с 340 до 476 часов.
Репетитор и автор образовательного проекта «НАШЕ общество» Дмитрий Кокориков на страницах издания «Мел», посвященного проблемам образования, объясняет, чем может обернуться такое решение:
Профсоюза «Учитель», написавшая петицию против удаления предмета из программы средних классов, представляет интересы широкого круга преподавателей из 24 регионов, включая Свердловскую область.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в интервью газете «Ведомости» подчеркнул, что обществознание состоит сразу из нескольких наук, включая философию, политологию, социологию и культурологию и «именно седьмые-восьмые классы — это время, когда дети открыты разным идеям и формируют свое представление о мире».
Чиновники успокаивают педагогов тем, что совсем предмет из школьной программы не уберут и на уроках истории можно будет давать какие-то элементы обществознания. И все же — после такого сокращения часов дисциплина неизбежно превратится в обзорный курс с вытекающим из этого образовательным результатом.
Члены профсоюза «Учитель» считают, что их петицию также поддержат родители, «заинтересованные в сохранении качества обществоведческого образования», и вместе им удастся отстоять важный предмет.
Проект приказа Минпросвещения опубликован на портале нормативных правовых актов 22 февраля. Он предлагает из 136 часов, отводимых на обществознание в 6-9-х классах, оставить 34 часа лишь в 9-м классе. В 10-м на предмет будет отводиться всего час в неделю вместо двух. Программу 11-го класса, предусматривающую два урока в неделю, корректировки не затронут.
Из открытого обращения педагогов к главе Минпросвещения РФ Сергею Кравцову
Сокращение обществознания в основной школе до объема 34 часов делает заявленные во ФГОС образовательные результаты недостижимыми и создаёт социальные угрозы для школьников, которые не получат должного уровня подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Полностью текст петиции опубликован вот тут. Кликните, если захотите прочитать и подписать.
К окончанию 9 класса у школьников не сформируются крайне важные для гражданина страны представления о человеке как субъекте политической жизни, системе социальных норм и их общественной значимости, налоговой политике и социальной роли налогов. Формирование активного гражданина и моделей позитивного социального поведения исключается из актуальных задач обществознания. Не предполагается рассматривать человека как участника правовых отношений. Выпускник основной школы вообще не будет изучать право, что может привести к крайне негативным последствиям.